Конспект урока по обществознанию Познай самого себя (6 класс)


6 класс
Дата________________________________
Тема ____Познай самого себя____
Цели: подвести к пониманию важности познания своих способностей, самопознания и самооценки; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, получить знания.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, слова (труд, учеба, общение, игра, познание самого себя, инсинуация, потребность, самосознание, самооценка, способности, инсинуация, призвание), схема, домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II.Актуализация опорных знаний по теме «Особый возраст: отрочество»
1.Подготовка устного развернутого ответа по карточкам.
КАРТОЧКА № 6
а)Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутыйответ на него.
Почему трудно быть подростком?
б)Для этого подумайте:
Какой период жизни называется подростковым?
Какие изменения происходят в организме человека?
Почему подростку присуща резкая смена настроения?
Какую роль играет режим дня в поведении подростка?
Как реагирует организм подростка на физическую и умственнуюнагрузку?
Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
Как связаны готовность ученика к деятельности и его самочувствие?
в)Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 7
а)Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутыйответ на него.
Что значит быть самостоятельным?
б)Для этого подумайте:
Что такое самостоятельность?
Самостоятельность - ответственность или непослушание?
Чем вызвано употребление подростками алкоголя, курение?
К чему могут привести подростка взрослые «забавы»?
Что дает человеку дружба?
Почему нужно развивать в себе умение дружить?
Могут ли быть друзьями люди разных возрастов?
в)Сделайте вывод.
2.Работа с классом.
(После проверки домашнего задания учитель проводит фронтальный опрос.)
-На какие два этапа делится подростковый возраст? (Младший: 5—6классы и старший: 7—8классы.)
— Какую детскую мечту удалось осуществить Генриху Шлиману? (Открыть Трою.)
-Когда самостоятельность становится отрицательным качеством? (Если подросток хочет доказать свою самостоятельность и взрослость такими поступками, как курение, употребление спиртных напитков, хулиганство.)
— Когда самостоятельность приносит пользу? (Если она заставляет вовремя принять правильное решение, устоять от соблазнов.)
- Что такое рыцарство? (Это проявление благородства и самоотверженности, честности и внимания к тем, кто слабее или беззащитнее.)
Заполните пропуски в схеме.
Деятельность 1 1 1 1
Труд Общение (Учеба) (Игра)
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 6 и 7, дополнения одноклассников.
III. Изучение новой темы
План
Познание мира и себя.
Что такое самосознание?
На что вы способны?
Задача учащихся. Выяснить, почему важно познать самого себя; как правильно оценить себя и свои способности; почему человеку важно уметь воспользоваться своими способностями и развивать их.
1. Самостоятельная работа учащихся над текстом.
Откройте учебник, с. 37—38, прочитайте текст.
Как связаны познание мира и познание самого себя? (Вариант ответа. Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, определение того вида деятельности, который в наибольшей мере будет способствовать ему реализовывать себякак личность. Осознавая свои способности, особенности характера, качества своей личности, человек строит свои отношения с окружающими. Познавая себя, сравнивая себя с окружающими, человек познает окружающий мир. Стремление человека узнать и оценить свои способности помогает ему выжить и действовать в окружающем мире.)
Что такое инициация? Почему у разных народов возник обряд инициации? (Инициация — древний обряд посвящения во взрослые. Этот обряд позволял молодым людям оценить свою готовность к полноценной и полноправной жизни в общине. Попробовать свои силы в борьбе за выживание.)
Откройте учебник, с. 39—40, прочитайте текст. Прочитайте также текст дополнительного материала.
Дополнительный материал
Случилась в некоем королевстве беда. Завелся там великан. Да такой зловредный, что и житья от него не стало. Засел на дороге да безобразничает.
Никак с тем великаном не сладить. Написал тогда царь указ: «Так и так, мол, моей царевой волей того великана изловить и уничтожить или прочь прогнать. А как найдется богатырь, что подвиг такой совершит, того богатыря к награде представить и дочку за него мою выдать».
А жил в том городе некий портной. Как-то работал он у открытого окна, и налетело в комнату множество мух. Жужжат, под носом кружатся, работать мешают. Взял тогда портной мухобойку да разом семь мух и прихлопнул.
Посмотрел он на это и думает: «А ведь я силач! Одним махом семерых убил! Кому уж со мной тягаться?!»
Услышал он королевский приказ и обрадовался. «Вот, — думает, — как раз для меня работенка! Не все кафтаны да штаны шить!»
—Я! — кричит он. — Я богатырь, какой требуется! Семерых разом убиваю, где уж одному единственному великану со мной справиться?!
Братья Гримм. Храбрый портняжка
Письменно ответьте на вопросы.
Что такое самооценка? (Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.)
Почему важно оценивать себя правильно? (Вариант ответа. Оценивать себя правильно очень важно, так как объективное отношение к своим успехам и неудачам, к порицанию и похвале позволяет не терять уверенности в себе, понимать, что впереди долгая жизнь и все еще можно поправить и изменить, ощутить собственный рост, развитие, понять перемены в себе. Для правильной самооценки важно знать свои положительные и отрицательные качества, старатьсяразвивать одни и избавляться от других. Важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими людьми, но и с самим собой.)
Какова самооценка у героя произведения? (У героя сказки «Храбрый портняжка» довольно завышенная самооценка, он чрезмерно преувеличивает свои физические возможности.)
Проверка записей в тетради.
Рассказ учителя о способностях человека,
(Учитель рассказывает по учебнику (с. 40—44) и дополнительному материалу.)
Почему у людей разные способности? (Потому что природа наградила каждого человека множеством способностей; далеко не всегда человек пользуется ими и часто ленится развивать их до уровня талантов.)
Как можно их развить? (Для развития своих способностей человеку необходимы: любознательность, воля, терпеливый и длительный труд. Нужно найти соответствие между определенным видом труда и способностями к нему.)
IV.Закрепление изученного на уроке
-На какие главные вопросы стремится найти ответ подросток? (Кто я? Каков я? Чем отличаюсь от других? Что я могу?)
Какое изречение начертали греки над входом в храм Аполлона в Дельфах? («Познай самого себя».)
Что такое инициация?
Что такое самооценка?
Что получится, если взять 1% вдохновения и прибавить к нему 99% пота? (Гений.)
Приведите примеры людей, обладавших выдающимися способностями.
Проверьте свою силу воли. (См.: дополнительный материал к уроку.)
V.Подведение итогов урока
Почему важно познать самого себя?
Как правильно оценить себя и свои способности?
Почему человеку важно уметь воспользоваться своими способностями и развивать их?
Домашнее задание
Прочитать § 4, с. 37—44 учебника., заполнить схему стр.45
Подготовить устный ответ на вопрос «Почему важно развивать свои способности?».
Выполнить задания 5—6, с. 45 учебника.