Психологическое занятие Толерантность — путь к пониманию
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Колледж автомобильного транспорта №9»
(ГБПОУ КАТ №9)
Психологическое занятие
«Толерантность – путь к пониманию»,
проводимое в рамках недели толерантности.
Автор:
Герасимович А. А. , педагог-психолог I категории ГБПОУ Колледжа автомобильного транспорта №9 (1-й Амбулаторный пр-д д. 8)
Москва 2014г
Анализ проблемы: Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие “толерантность” стало международным термином, отражающим интуитивное восприятие единства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия.
В одном из выступлений, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначились основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:
воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
В национальной доктрине образования Российской Федерации определены цели, которые содержат:
воспитание человека уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
формирование культуры мира и межличностных отношений.
Цель: Продвижение идей толерантности среди российской молодежи.
Задачи:
Ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность»,
«границы толерантности»; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;
Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, навыков позитивного отношения к себе и другому.
Осознание стереотипов межкультурного взаимодействия.
Осознание собственного отношения к этническому разнообразию.
Выработать характеристики толерантного и интолерантного человека.
Осознание различий мировоззрения каждого человека, как мировоззрения отличаются друг от друга, понимание необходимости учитывать это в своих ожиданиях по отношению к другому.
Формирование готовности и умений реализовывать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности и реальных жизненных ситуациях.
Целевая группа: Профилактические занятия предназначены для учащихся подросткового возраста в рамках профилактики формирования националистических идей среди молодежи.
Встреча первая
Введение.
Определение толерантности
Ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;
Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, навыков позитивного отношения к себе и другому.
Время: 5 минут.
Рекомендации ведущему: Отметить, что понимание толерантности неоднозначно в различных культурах, оно зависит от исторического опыта. В англ. языке: «способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском: «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов», в китайском – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других», в арабском – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение расположенность к другим». Акад Аверенцев: «Толерантность – это уважение чужого поведения, мнения, традиции и культуры; умение спорить, не ссорясь».
Безусловное принятие другого и взаимодействие с ним на основе согласия. Но толерантность не должна сводиться к индифирентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. Толерантность предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.
Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других; главные черты: сочувствие, сострадание, эмпатия.
Психологический комментарий. Необходимо оговорить, что для подростка, который формирует свою идентичность, осваивает свои социальные роли, обучение его навыкам толерантного взаимоотношения, конструктивным выражениям своих чувств и переживаний, способам выхода из конфликтных ситуаций, развитие способности к эмпатии важно и ценно/
Притча.Потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке.Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличивались, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.Потомки Хама задумали построить город и в нем башню высотою до небес, чтобы прославиться.Эта гордая затея людей была неугодна Богу. Чтобы зло окончательно не погубило их, Господь смешал языки строителей так, что они перестали понимать друг друга. Тогда люди были вынуждены бросить постройку и разойтись по земле. Потомки Иафета ушли на запад и расселились по Европе. Потомки Сима остались в Азии. Потомки Хама ушли в Африку, но часть их осталась в Азии.Недостроенный город прозван Вавилоном, что значит смешение.Господь видел, что люди больше научаются друг от друга злым делам, чем добрым, и поэтому дал каждому народу отдельную задачу и цель в жизни.
Упражнение "Это мое имя".
Участники поочередно называют свои имена и рассказывают о них - 20 - 30 минут.
Участники усаживаются в круг.
Инструкция: Предложите игроку сидящему справа от Вас, встать со стула и назвать как свое полное имя, так и имя, которым он хотел бы называться в группе. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться ответить на такие вопросы:
Что означает моя фамилия?
Откуда моя семья?
Нравится ли мне мое имя?
Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
Знаю ли я, что означает мое имя?
Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем?
Кто еще в семье носил это имя?
Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ, однако выступающему необходимо уложиться в 2 минуты.
Закончив говорить, выступающий снова садится на свое место. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.
Упражнение "Цепочка стереотипов".
Цель: Осознание стереотипов межкультурного взаимодействия.
1. Все участники встают или садятся в кружок. Один из участников садится в центр круга в неудобной позе, например на корточках, и выслушивает эпитеты в адрес той этнической группы, роль которой он выбрал.
2. Комментарии в адрес этнической группы могут заключаться в психологических характеристиках, рассказах, анекдотах, случаях из личного опыта общения, литературных образов и т.п.
3. Роль в центре круга занимают по очереди все участники группы. Каждый из них выполняет новую роль. После того, как каждый участник побывал в роли этнического "меньшинства", происходит обсуждение.
Вопросы для обсуждения :
Что Вы чувствовали, оказавшись в роли меньшинства?
Что Вы чувствовали, оказавшись в роли большинства?
Согласны ли Вы со всеми характеристиками, которые прозвучали?
Хотелось ли Вам по ходу высказываний возразить в ответ?
Хотели бы Вы в реальности оказаться в роли сыгранного народа?
Что нового Вы узнали об этом народе сегодня?
Рефлексия занятия
Встреча вторая.
Упражнение «Яблоко».
Материалы: фломастеры, листы бумаги А-4 (по количеству участников, включая ведущего), скотч.
Техника проведения: участники рисуют яблоко.
Рекомендации ведущему: во время работы стоит обратить внимание участников на то, что яблоко «интерактивное», а поэтому оно может не совпадать с тем, как оно выглядит в природе (выбор фломастера). Отметить разнообразие взглядов на проблему ведения профилактической работы не только с точки зрения мировоззрения автора, ведущего, но и в зависимости от той целевой группы, на которую она нацелена.
Психологический комментарий. Это упражнение позволяет настроить участников на внимание друг к другу, принятие другого таким, каков он есть. Необходимо провести параллель с отношением к ученикам, принятие их такими, какими они являются.
Упражнение «Характеристики толерантного и интолерантного человека».
Цель: Выработать характеристики толерантного и интолерантного человека.
Этапы игры : Разделите лист на две колонки. В каждой из них составьте список качеств, которые на Ваш взгляд, характеризуют толерантного или интолерантного человека.
Отметьте те качества, которые на Ваш взгляд, присутствуют в Вас лично.
Упражнение "Продолжи фразу".
Цель: Осознание собственного отношения к этническому разнообразию.
1) Это хорошо / плохо, что в мире существует этническое разнообразие, потому что
2) Это хорошо / плохо, что появляется множество возможностей для знакомства с людьми, принадлежащим разным культурам, потому что
3) Это хорошо / плохо, что осознаешь, что твоя культура отличается от других, потому что
4) Это хорошо / плохо, что люди оценивают свою культуру как самую значимую, потому что
5) Это хорошо / плохо, что люди начинают с большим интересом относиться к своей культуре, потому что
6) Это хорошо / плохо, что люди пренебрежительно относятся к людям другой национальности, потому что
Упражнение "Совместный рассказ".
Цель: Обучение взаимодействию, вниманию друг к другу. Развитие фантазии.
Время проведения: 30 минут
Этапы игры:
1. Группа садится в круг, и руководитель начинает рассказывать историю, например, такую:
Жил-был король, у которого была невеста, и любил он ее больше всех на свете...
Жила-была одна девушка, которая целый ничем другим не занималась, кроме как пряла и ткала
2. Приготовьте маленький мяч, держите его в руках, когда начнете рассказывать историю. Начав рассказ, бросьте мячик кому-нибудь из группы. Этот человек должен будет продолжить Вашу историю – он может произнести одно слово, а может и несколько предложения. После этого он бросает мячик следующему участнику. Мячик делает процесс более живым и интересным. Никто из игроков не знает, когда наступит его очередь, и поэтому вынужден очень внимательно слушать то, что рассказывают другие.
3. Постепенно в историю вводятся новые герои и новые сюжетные линии, однако Вы должны предупредить участников, что придумываемая ими сказка должна иметь хороший конец.
4. Предупредите участников, что каждый может говорить то, что кажется уместным, но его рассказ должен состоять не более чем из трех-четырех предложений.
Рефлексия занятия