Веб-квест и проектная деятельность в преподавании информатики


ВЕБ-КВЕСТ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ
Ельдецова Ирина Викторовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный медицинский университет Минздрава России», колледж
Аннотация:
В статье описываются примеры использования в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся и реализации компетентностного подхода.
Федеральные государственные стандарты разных направлений подготовки в пункте 7.1 «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» четко определяют интерактивных форм и методы проведения занятий, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся»
Веб – квест и метод проектов нашли достойное место среди педагогических технологий обеспечивающих требования ФГОС, так как их особенностями являются: групповая форма деятельности, наличие элементов ролевой игры, возможность реализации межпредметных связей, самостоятельная работа студентов, накопление опыта применения полученных практических знаний и, наконец, активное использование интернет-ресурсов развивающих ИКТ компетенции.
Веб-квест характеризуется как проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Данный метод был представлен Берни Доджем в университете Сан-Диего в 1995 году. Сам Берни Додж определил веб-квест так: веб-квест – это исследовательски-ориентированная деятельность, в которой вся информация, используемая учеником, добывается из Интернета.
Автор метода предлагает следующие виды заданий для веб-квестов [4, с. 2]:
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.
Все Веб-квесты имеют очень чёткую структуру[5, с. 1]:
Приветствие (Welcome) –краткая общая информация по квесту (название, уровень сложности, краткое описание, автор).
Введение (Introduction) и задание (Task) – описание в форме проблемного квеста, цель проекта, условия выполнения, проблема и пути ее оптимального решения, конечный результат (форма отчетности). Одной из важных особенностей веб-квеста является ролевой элемент, в ведении описывается уже не общая проблема, а задача каждого участника, в рамках его роли.
Процесс (Process) – пошаговое описание процесса работы, распределение обязанностей каждой мини-группы сюда также добавляются возможные источники и всё что могло бы помочь в выполнении квеста.
Ресурсы (Resources) – список ссылок, выбранных заранее преподавателем, для выполнения цели проекта. Здесь же могут быть и вопросы по каждой ссылке, составленные преподавателем, в зависимости от вида веб-квеста.
Обсуждение/Оценка результата (Reaching consensus/Evaluation) – критерии выполнения задания (описание критериев и параметров оценки веб-квеста). Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение (Conclusion) – подведение итогов. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. [3, с. 2].
Для успешной реализации данного метода требуются определенное аппаратное и программное обеспечение. Веб-квест можно создать как самостоятельный сайт, но существуют и более простые вариант - это сайты-конструкторы веб-квестов или образовательные порталы понятно, что обязательным условием является – наличие Интернет, а преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Студенты могут работать над веб-квестом как в рамках занятий, так и самостоятельно - внеаудиторно. Веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, при этом дополнительную мотивацию при выполнении веб-квеста можно создать, предложив студентам выбрать роли участников.
Веб-квест идеологически близок к методу проектов, в основе которого также лежат задачи развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Когда говорят о методе проектов, то имеют в виду способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [1, с. 23].
Метод проектов как и веб-квест всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость межпредметных связей, то есть умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
При использовании веб –квеста и метода проектов преподаватель выступает в роли организатора познавательной, исследовательской деятельности.
Выделяют следующие этапы работы над проектом[2, с. 18]:
Выбор тематики, типа, проекта и количества участников, то есть определиться с формальной его структурой
Проработка темы. Уже на этом этапе студент вовлекается в обсуждение избранной проблемы.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Метод проектов при изучении информатики в колледже применяется уже большой промежуток времени. Традиционно он используется при изучении студентами 1-го курса специальности «Лечебное дело» раздела «Представление информации средствами Power Point», чаще всего носит межпредметный характер. Все этапы работы над проектом реализуются последовательно и комплексно в ходе трех практических занятий и двух внеаудиторных самостоятельных работ. Защита курсовых проектов проводится на последнем занятии по разделу.
Веб-квест как метод интерактивной формы проведения занятия был апробирован в 2014-2015 учебном году при изучении студентами 4 курса специальности «Лечебное дело» темы «Медицинские информационные системы» раздела «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» ПМ.06 Организационно-аналитическая деятельность. На веб-квест было отведено два практических занятия и две внеаудиторных самостоятельных работы. Веб- квест «Медицинские информационные системы» был создан на образовательном портале ОмГМУ являющегося частью информационной образовательной среды университета.
Результаты внедрения веб – квеста и метода проектов в образовательный процесс:
Заметное повышение мотивации к учебной деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Формирование навыков учебно-исследовательской и творческой деятельностей.
Развитие умения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Задания не предлагали конкретных решений, а лишь подталкивали к выполнению.
Развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Критерии оценки результата были открытыми и подробно расписанными так, чтобы во время работы была возможность самооценки по этим критериям.
Сплочение группы.
Развитие межпредметной связи.
Опыт использования этих методов позволяет сделать вывод о том, в каждом случае их применения должно происходить технологическое усложнение заданий, что делает процесс их выполнения интереснее, а представление результатов веб-квеста в Интернете убирает внешнюю схожесть с обычной презентацией – проектом, что меняет у студента восприятие всего задания.
Подводя итог, можно сказать что: использование метода проектов и веб-квест при обучении информатики даёт однозначно положительные результаты, но требует определённой подготовки и опыта от преподавателя.
Список использованных источников
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр "Академия", 2007. Полат Е.С.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 2007.
Информационные технологии в обучении. [Электронный ресурс]. http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php#lit9 (27.04.2014). Загл. с экрана. Яз. рус.
Dodge B. Some Thoughts About WebQuests‖ . [Электронный ресурс]. http://edweb.sdsu.edu/courses/edtec596/about_webquests.html (27.04.2014). Загл. с экрана. Яз. англ.
Tours across the UK [Электронный ресурс]. http://zunal.com (27.04.2014). Загл. с экрана. Яз. англ.Albest.ru