Разработка урока, внеклассного занятия добро и зло
Разработка классного часа, 8 класс
Тема: «Добро и Зло»
Цель: обсуждение двух нравственных понятий «добро» и «зло», как основных понятий морали, определяющих сущность человека в обществе
Задачи:
Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».
Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
Привить основы нравственного поведения.
Познавательные: смысловое значение понятий: добро, зло, мораль
Коммуникативные: работа в группах
Регулятивные: учить ставить учебную задачу, решать ее, делать выводы;
Личностные: воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность;
Форма проведения: работа в группах, дискуссия
Подготовительная работа: подбор заданий для работы в группах, составление презентации
Оборудование: словарь, презентация, раздаточный материал
Ход классного часа:
Добрый день дорогие гости, учителя, ребята!
(эмоциональный настрой)
Просмотр презентации Внимательно вглядываясь в картинки, определите тему сегодняшнего занятия
Вы правы. Наш сегодняшний классный час посвящен извечной теме «Добро и Зло».
Добро и зло – это два нравственных понятия, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это основные понятия морали
Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? Сегодня мы поговорим о понятиях «добро» и «зло», о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни. Постараемся ответить на главный вопрос «Что составляет грань между этими понятиями»
Работа в группах № 1 «Словарь»
Задание: найдите в словаре и зачитайте всему классу определения «мораль», «добро», «зло»
Мораль – (от лат.moralis-нравственный) особая форма общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Добро-это то, что служит сохранению и развитию жизни;
-это все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу.
А все что вредит этому – называют зло.
№ 2 «Притча»
Задание: прочитайте притчу и обсудите вопросы:
- Правильно поступили змея и человек?
Как должны поступать люди в таких ситуациях?
Озвучьте притчу и свои обсуждения для всего класса.
Притча
Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно. Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит: - Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле! Человек отвечает ей:
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять: - Поверь мне, я не съем тебя! А человек своё: - Я тебе не верю. Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку: - Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя! - Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя? - Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом? - Вот так дела! – сказал человек сердито. А змея опять: - Ты думаешь, я не права? - Конечно, не права! - Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят. Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим: - Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом? - Да, - ответила пума. - А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом? - Да, - ответила лошадь. - Братец олень, платят ли за добро злом? - Да, - ответил олень. Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему: - Братец волк, платят ли за добро злом? И волк отвечает: - Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим. Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал: - А теперь, змея, оставайся там! Человек поблагодарил волка и говорит: - Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят. - Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес. Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес. Волк уже ждал его. - Братец волк, я принёс тебе цыплят! - Спасибо! – ответил волк. Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча: - Змея была права: за добро надо платить злом.
. Делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
№ 3 «Народная мудрость»
Задание: прочитайте пословицы и поговорки, обсудите их смысловое значение с темой сегодняшнего занятия, оповестите для всего класса.
Делай добро и жди добра.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Мир строит, а война разрушает.
Никакое худо до добра не доводит.
Жизнь дана на добрые дела.
Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
Не делай другим того, что себе не желаешь.
Добро и зло одновременно находятся в разуме человека. Ведь нет абсолютности, она относительна, а значит, нет людей абсолютно добрых, как и нет людей абсолютно злых.
Высшее проявление добра – мир и любовь (к Родине, к родителям, к живым и мертвым, к делу, к природе…).
Высшее проявление зла – война, убийство, ненависть.
№ 4 «Ситуация»
Задание: прочитай и обсуди ситуацию, найди правильность его решения.
Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и …
Ты нечаянно, но сильно толкнул одноклассника (одноклассницу)…
Кто-то случайно наступил тебе на ногу. Тебе больно…
Тебя посадили за одну парту с тем, кто тебе не очень симпатичен…
Ты бегал по классу, смахнул с парты одноклассника тетради и другие вещи. Что ты будешь делать?
Ты услышал, что кто-то тебя обидно обозвал…
Поступок человека может быть обоснован его чувствами, эмоциями, потребностями, инстинктом, характером, воспитанием
И часто мы не сдерживаем себя, но мы понимаем, что существуют нормы в обществе, нравственные принципы, которые мы с вами обязаны соблюдать.
А это значит заниматься своим саморазвитием…
Смогли ли мы в своих обсуждениях ответить на главный вопрос сегодняшнего занятия: «Что составляет грань между понятиями «Добро» и «Зло»?»
Просмотр мультфильма «Просто так» Грань между добром и злом определяется правилами и законами в обществе – нормами морали.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
добро творить трудней.
Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать другим – отличительная черта человека. Будьте добры к окружающим и они вам ответят тем же.