Методическая разработка Комплекс утренней гимнастики для детей раннего возраста
Комплекс утренней гимнастики-годовое планирование
Татьяна Красникова Комплекс утренней гимнастики-годовое планирование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22»
Годовое планирование
Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения для детей 2- 3 лет
Воспитатели гр. №2
«Колобок»
Красникова Т. В.
г. Заволжье
2014-2015 г. г.
Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» ребенка на весь предстоящий день.
Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.
Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц, систематическое их повторение укрепляет двигательный аппарат ребенка.
Гимнастика пробуждения (гимнастика после дневного сна) направлена на правильное постепенное пробуждение организма ребенка ото сна. А так же является закаливающей процедурой. Гимнастика пробуждения помогает детям поднять настроение, мышечный тонус.
Предлагаю комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, которые основаны на уже имеющихся навыках, двигательном опыте детей. Длительность гимнастики для детей 2-3 лет составляет 4-7 минут.
Утренняя гимнастика
СЕНТЯБРЬ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба в произвольном направлении; на месте; повернуться к взрослому.
1. «ПОТЯНУЛИСЬ»
И. п.: ноги слегка расставлены, руки вдоль тела.
Выполнение: поднять руки вверх, опустить. Повторить: 4 раза.
2. «ПОКЛОНИЛИСЬ»
И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.
Выполнение: наклон вперед, пальцы рук тянутся к полу, выпрямиться. Повторить: 4-5 раз.
3. «ПРЫГ-СКОК»
И. п.: произвольное. Выполнение: подскоки на месте. Повторить: 6-8 раз, чередуя с ходьбой.
ОКТЯБРЬ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба в произвольном направлении; на месте; повернуться к взрослому.
1. «ПТИЧКИ»
И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.
Выполнение: развести руки в стороны, помахать ими, опустить.
Повторить: 4 раза.
2. «ПТИЧКИ ПЬЮТ»
И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.
Выполнение: наклон вперед, руки отвести назад, выпрямиться.
Повторить: 4-5 раз.
3. «ПРЫГ-СКОК»
И. п.: произвольное. Выполнение: подскоки на месте. Повторить: 6-8 раз, чередуя с ходьбой.
НОЯБРЬ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба в произвольном направлении; легкий бег; ходьба на месте; повернуться к взрослому; подойти к стульчику.
1. «ЧАСИКИ»
И. п.: стоя около стульчика, ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.
Выполнение: раскачивание рук вперед-назад «тик-так». Повторить: 4 раза.
2. «ОКОШКО»
И. п.: сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях.
Выполнение: наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево «смотрим в окошко»; выпрямиться. Повторить: 4-5 раз.
3. «МЯЧИК»
И. п.: произвольное. Выполнение: подскоки на месте. Повторить: 6-8 раз, чередуя с ходьбой.
ДЕКАБРЬ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба в произвольном направлении, медленный бег, ходьба на месте, повернуться к взрослому.
1. «СОЛНЫШКО»
И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.
Выполнение: поднять руки вверх, потянуться, опустить руки. Повторить: 4 раза.
2. «ТУК-ТУК»
И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.
Выполнение: наклон вперед, постучать ладошками по коленям. Повторить: 4-5 раз.
3. «ПРЯТКИ»
И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: присесть на корточки «дети спрятались», кисти рук положить на колени. Повторить: 4-5 раз.
Ходьба в произвольном направлении, на месте.
ЯНВАРЬ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба в произвольном направлении; на месте; повернуться к взрослому.
1. «ХЛОПКИ»
И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.
Выполнение: поднять руки вперед, хлопнуть, опустить. Повторить: 4 раза.
2. «ПЕТРУШКИ»
И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.
Выполнение: наклон вперед, руки развести в стороны, выпрямиться. Повторить: 4-5 раз.
3. «ПРУЖИНКИ»
И. п.: произвольное.
Выполнение: мягкие пружинящие полуприседания на месте.
Повторить: 6-8 раз, чередуя с ходьбой.
ФЕВРАЛЬ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба в произвольном направлении; на месте; повернуться к взрослому.
1. «ПОЕЗД ЕДЕТ»
И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.
Выполнение: сгибание и разгибание рук, согнутых в локтях, «стучат колеса». Повторить: 4 раза.
2. «ПОЧИНИМ КОЛЕСА»
И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.
Выполнение: наклон вперед; постучать по коленям «чиним колеса»; выпрямиться. Повторить: 4-5 раз.
3. «С ГОРКИ НА ГОРКУ»
И. п.: произвольное.
Выполнение: полуприседания «поезд едет с горки на горку».
Повторить: 6-8 раз, чередуя с ходьбой.
МАРТ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба и бег врассыпную за взрослым; повернуться к взрослому.
1. «ГУСИ ЛЕТЯТ»
И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Выполнение: поднять руки в стороны, помахивая ими вверх-вниз. Повторить 4-5 раз.
2. «ГУСИ ШИПЯТ»
И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнение: наклониться вперед прогнувшись, произнести: «Ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз.
3. «ГУСИ СПРЯТАЛИСЬ»
И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки в стороны. Выполнение: присесть, опустить руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
Ходьба в произвольном направлении, на месте.
АПРЕЛЬ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба в чередовании с бегом друг за другом по одному. Построение в круг.
1. «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»
И. п.: стоя, ноги вместе, руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться (шар наполняется воздухом, присесть, руками обхватить колени, спрятать голову (Шар лопнул). Повторить 4-5 раз.
2. «ШАР ВРАЩАЕТСЯ»
И. п.: стоя, руки на поясе, ноги слегка расставить, повернуться влево, затем вправо. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.
3. «ПОПРЫГУН»
И. п.: то же. Прыжки на месте на двух ногах. Повторить 2-3 раза.
4. «ШАРЫ УЛЕТАЮТ»
Бег врассыпную в течение 10-15 с.
МАЙ
«С кубиками»
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба и бег за воспитателем с изменением темпа движения. Построение в круг.
1. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, в руках кубики. Дети соединяют руки в стороны. Повторить 5-6 раз.
2. И. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Кубики подтянуть к плечам. Выпрямить руки вперед - показать кубики, вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.
3. И. п.: стоя, руки с кубиками опущены. Присесть, коснуться кубиками пола, выпрямиться, поднять руки вверх. Повторить 4-6 раз.
4. Поскоки на месте 15-20с. Положить кубики на место.
Ходьба в произвольном направлении, на месте.
ИЮНЬ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба и бег за воспитателем. Построение с помощью воспитателя в круг.
1. «ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ»
И. п.: стоя, руки за спиной. «Показали руки» (вытянули вперед); «Спрятали руки» (вернулись в и. п.)
2. «ГДЕ ЖЕ НАШИ НОЖКИ»
И. п.: стоя, руки на поясе. Поднять ногу, согнуть в колене вперед-вверх, обхватить руками, прижать к себе (спрятали ногу). Повторить 3-4 раза для каждой ноги.
3. «ДЕТКИ СПРЯТАЛИСЬ»
И. п.: стоя, руки на поясе. Присесть, руками обхватить колени, наклонить голову. Вернуться в исходное положение и сказать: «Вот я». Повторить 4-5 раз.
4. Прыжки на месте (6-8 раз).
5. Медленная ходьба за воспитателем.
ИЮЛЬ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба врассыпную; легкий бег; ходьба на месте; повернуться к взрослому.
1. «ПОГРЕМУШКИ»
И. п.: ноги вместе, руки с погремушкой внизу. Выполнение: поднять руки через стороны вверх; потрясти погремушкой и опустить через стороны вниз. Повторить 5 раз.
2. «ПОКАЖИ СОСЕДУ»
И. п.: ноги широко расставлены. Руки с погремушкой у груди. Выполнение: поворот в сторону, руки прямо; потрясти погремушкой; вернуться в и. п. Повторить: по 3 раза в каждую сторону.
3. «ШАРИК»
И. п.: лежа на спине, погремушка за головой. Выполнение: руки перевести к животу, ноги согнуть в коленях «стать круглым, как шарик», вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.
4.«ПОИГРАЙ-КА, ПОГРЕМУШКА»
И. п.: стоя, погремушка внизу. Выполнение: 6-8 подскоков с одновременным потряхиванием погремушкой. Повторить: 3 раза, чередуя с ходьбой.
АВГУСТ
«Самолеты»
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба и бег за воспитателем с остановкой по сигналу. Построение в круг.
1. «ЗАВОДИМ МОТОРЫ»
И. п.: Стоя, руки внизу. Выполнение: вращательные движения рук перед грудью. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
2. «НАКАЧАЕМ КОЛЕСА»
И. п.: Ноги на ширине плеч, руки внизу. Выполнение: наклониться вперед - сказать «ш-ш-ш», вернуться к и. п. Повторить 4 раза.
3. «ПРОВЕРИМ, КАК НАКАЧАНЫ КОЛЕСА»
И. п.: Стоя, ноги вместе, руки внизу. Выполнение: присесть, постучать кулачками по коленям, сказать «тук-тук», вернуться к и. п. Повторить 5 раз.
4. «ПРОВЕРИМ КРЫЛЬЯ»
И. п.: Руки в стороны, ноги слегка расставить.
Выполнение: наклоны вправо, влево (по 2 раза на каждую сторону).
5. «ЗАВЕДЕМ МОТОРЫ»
И. п.: Стоя, руки внизу. Выполнение: руки к груди, вращательные движения рук. Повторить 5 раз.
6. «ПОЛЕТЕЛИ САМОЛЕТЫ»
И. п.: Руки в стороны. Бег на носочках.
Гимнастика пробуждения
СЕНТЯБРЬ
I. В кроватках
1. «Потягушечки»
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки
А в ножки ходунушки
А в ручки хватунушки
А в роток говорок
А в головку разумок»
2. «Кулачки – ладошки»
(упражнение на сжимание и разжимание пальчиков рук)
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Так, так и вот так
И головки убирали.
II. Возле кроваток
Ножками потопали
Ручками похлопали
Качаем головой
ОКТЯБРЬ
I. В кроватках
1. «Потягушечки»
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки
А в ножки ходунушки
А в ручки хватунушки
А в роток говорок
А в головку разумок»
2. «Мы себя любим»
– руки в стороны;
– руки скрестно на груди.
3. Нарядили ножки
В новые сапожки.
(поднимание ног, поглаживание голеностопной части).
II. Возле кроваток
Маленькие ножки
Шагают по дорожке.
Топ – топ, топ – топ.
НОЯБРЬ
I. В кроватках
1. «Потягивание»
Наша кошечка проснулась
Потянулась, оглянулась
С боку на бок повернулась –
Тете (имя воспитателя) улыбнулась.
2. Есть у кошки лапки
лапки, цап – царапки.
(сгибание – разгибание кистей рук)
3. Сшили нашей кошке
Красные сапожки.
(поочередное поднимание ног, поглаживание руками)
II. Возле кроваток
Вы шагайте – топайте
По лужицам и шлепайте
В грязь не заходите
Сапожки не мочите.
ДЕКАБРЬ
«Жуки»
I. В кроватках
1. «Потягивание»
По дороге жук, жук
По дороге черный
Посмотрите на него –
Вот какой проворный.
2. Лежа на спине, круговые движения ногами. Звуковое сопровождение («ж-ж-ж»)
Он на спинку упал,
Лапками задрыгал,
Крылышками замахал,
Весело запрыгал.
3. «Качалочка»
(лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться с бока на бок)
II. Возле кроваток
Ножками потопали
Ручками похлопали
Качаем головой
ЯНВАРЬ
«Зайки»
I. В кроватках
1. «Потягушки»
Это кто уже проснулся? (тереть глазки кулачками)
Кто так сладко потянулся? (потянуться, поднять руки вверх)
Потягушки-потягушки-потягушечки. (потянуться вверх одной рукой, другой; поднять руки верх)
От носочков до макушки (присесть показывая носочки, встать, поднять руки вверх)
Уж мы тянемся – потянемся, (потянуться вверх одной рукой, другой)
Маленькими не останемся, (движение пальчиком из стороны в сторону)
Вот уже растём, растём (из положения приседа постепенно вставать, поднимая ручки вверх)
II. Возле кроваток
Зайка беленький сидит (присаживаются на корточки и покачивают головой)
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок! (прыжки на двух ногах)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг и ускакал. (дети убегают из спальни)
ФЕВРАЛЬ
«Мишки»
I. В кроватках
1. «Потягивание»
Потягушки, потянулись! (Поднимание рук вверх в положении лёжа)
Поскорей, скорей проснулись!
День настал давным-давно, (Поднимание ног вверх в положении лёжа)
Он стучит в твоё окно.
2. «Качалочка»
(лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться с бока на бок)
II. Возле кроваток
Мишка рассердился и ногою топ (Прыжки на двух ногах)
Мишка косолапый по лесу идёт (Ходьба и бег под музыку)
МАРТ
«Петушки»
I. В кроватках
1. «Побудка»
Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать.
Пойдёте на зарядку,
Пойдём со мной гулять.
2. «Погреем крылышки на солнышке»
(лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднимаем руки вверх со словами «погреем», опустить)
3. «Спрячь ножки»
(лёжа на спине ноги поднять вверх; со словами «спрячь ножки» опустить на кровать)
II. Возле кроваток
1. Ходьба
Вот шагает Петушок,
Золотистый гребешок.
Он цыпляток догоняет
И в курятник загоняет.
2. Прыжки
«Весёлые Петушки»
(подскоки на двух ногах на месте. Руки держать свободно).
АПРЕЛЬ
«Лягушки»
I. В кроватках
1. «Потягивание»
Упражнение на расслабление мышц лица «Лягушка» (показать движение губ, соответствующие артикуляции звука «и»)
Мы весёлые лягушки
Тянем губы прямо к ушкам!
2. «Лягушка плывет»
Круговые движения руками и ногами сначала лежа на спине, затем лежа на животе.
II. Возле кроваток
Мы лягушки – попрыгушки, (подняться на носки, потянуться, сделать полуприсед)
Неразлучные подружки,
Животы зелёные, (повороты в стороны)
С детства закалённые.
Мы не хнычем, мы не плачем, (наклоны)
Целый день по лужам скачем, (прыжки)
Спортом занимаемся!
МАЙ
«Мышки»
I. В кроватках
1. «Потягивание»
Мышки глазки открывали
И зарядку делать стали:
Мышки лапки поднимали,
А потом их опускали.
И сгибали быстро ножки,
Словно мчались по дорожке.
А потом они игрались:
На животике качались.
II. Возле кроваток
Дружно мышки все вставали,
Ловко-ловко прыгать стали. (Прыжки на двух ногах)
Мышки, мышки поспешите:
Ножками потопочите,
Друг на друга посмотрите
И опять потопочите. (Ходьба на месте с поворотом головы влево - вправо)
ИЮНЬ
«Пробуждение солнышка»
I. В кроватках
1. «Солнышко просыпается»
Лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо.
2. «Солнышко купается»
Лежа на спине. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок.
3. «Солнечная зарядка»
Лежа на спине, вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед.
4. «Солнышко поднимается»
И. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати.
2. «Солнышко высоко»
И. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги.
II. Возле кроваток
1. «Я – большое солнышко»
Cтоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться.
2. Обычная ходьба босиком.
ИЮЛЬ
«Ветерок»
I. В кроватках
1. «Ветерок»
Лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».
2. «Полет ветерка»
Лежа на животе. Развести руки в стороны.
3. «Ветерок играет»
Лежа на животе, упор руками на локти. «Играем» ножками.
4. «Ветерок гонит тучи»
Стоя на четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.
5. «Большие серые тучи»
Стоя на четвереньках. Подняться на высокие четвереньки.
II. Возле кроваток
«Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.
АВГУСТ
«Дождь»
I. В кроватках
1. Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней,
И по крыше бьет быстрей
(ударять подушечками пальцев одной руки по ладошке другой)
2. Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки
(поднимают руки вверх, потягиваются)
3. Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей
(машут руками)
4. Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло
(поворачивают голову направо, налево)
5. А теперь на ножки встанем,
И большими станем
(потянуться вверх, стоя на ногах).
II. Возле кроваток
Облака собрались в кучу,
Превратились в злую тучу.
Стали лить на землю воду,
И испортили погоду.
Только дождь нам не помеха,
Брызги в лужах,
Брызги смеха.
Босиком бежим по травке,
За корабликом в канавке.
(Ходьба и бег на месте)
Список использованной литературы
1. Прохорова Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Интернет-источники
1. «Утренняя гимнастика для детей 2-3 лет». Социальная сеть работников образования nsportal.ru. http://nsportal.ru/user/63841/page/fizicheskaya-kultura
2. «Утренняя гимнастика и здоровье детей». Поделись. http://podelise.ru/docs/index-611752-2.html
3. «Гимнастика после сна». Все для детского сада. http://ivalex.ucoz.ru/_fr/1/___1-5-2_.doc
4. «Гимнастика пробуждения после дневного сна». Воспитатель. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/fizkultura/gimnastika.html
5. «Пробуждение после дневного сна». Фестиваль педагогических идей «1 сентября» http://festival.1september.ru/articles/587182/
Заголовок 115