Сценарий классного часа в 7 классе Все мы разные. Толерантность — путь к миру
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР Директор школы
__________С.В.Савинова _______И.Н.Спорова
_______2010г.
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
В 7 А КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ»
Учитель: Палагина С.Н.
Ульяновск,2013
Тема: «Все мы разные. Толерантность – путь к миру».
Цели и задачи:
Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности.
Учащиеся должны осознавать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.
Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).
Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация, корона, рваное платье, сабля, палочка, седая борода (для инсценировки «Сказочки о счастье»).
Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе меня зовут Александр, а когда я вырасту, меня будут звать Александр Николаевич».
Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Беседа «Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего».
Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. (Слайд №5 - 9) Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место.
Но разве можно представить Россию без таких людей, как (слайд №10) Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
(слайд №11) Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;
(слайд №12) Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
(слайд №13) Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.
Введение и объяснение понятия толерантность. Немного истории. Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность». (Слайд №14) Толерантность (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] tolerantia терпение) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (Слайд №15) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В последнее время появилось много новых слов. И одно из них – толерантность. Обратимся к истории.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Давайте, определим, что значит – толерантность.
Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
Стремление к полноценной реализации своих способностей;
Умение понимать и познавать других людей;
Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.
Подготовка к инсценировке «Сказочки о счастье». Приглашаются 3 мальчика (король, старец, солдат) и 2 девочки (девочка, старуха). Текст автора читает учитель. Дети получают реквизит (король - корону, девочка – рваное платье, солдат - саблю, старуха – палочку, старец - седую бороду) и выходят из класса для подготовки сценки.
Упражнение «Сходства и различия».
На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половинки, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ». Далее ученики называют, а учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.
Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного. Ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
Анализируем ситуации вместе.
(Слайд №17) задание: проанализировать ситуации, найти нужные решения.
Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников.
Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.
Тестирование. А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
Миша плохо одет
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Петя питается не так, как ты, по причине своей религии
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
Пожилая женщина медленно идет
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком
Ты разговариваешь с ним.
Ты говоришь, что все мальчик - нули.
На твоих глазах на кого – то нападают
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребенок – инвалид
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Инсценировка «Сказочки о счастье».
(Слайд № 18) Время вышло. Мы ждем инсценировку «Сказочки о счастье».
На свете жил один король,Богатый и могучий.Всегда грустил он. И поройБывал мрачнее тучи.Гулял он, спал, обедал,А счастья он не ведал!Но вечно хныкать и тужитьБедняге надоело.Вскричал король: «Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело.Вмиг порушить свой уделНе в королевской власти?Вот король в карету сел – И покатил за счастьем.Король в окошечко глядит,Карета быстро катится.Постой-ка, кто там на пути?Девчонка в драном платьице.- О, всемогущий мой король,Подать хоть грошик мне изволь.- Эй, попрошайка, пропустиСкорей мою карету.Сойди немедленно с пути,Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.А в синем небе месяц стылКарета мчится наугадБог весть в какую сторону.Вдруг на пути стоит солдат,Израненный, оборванный.- О, мой король, - вскричал солдат, - Тебя я видеть очень рад!Прошу покорнейше: устройМеня ты в услужение,Я за тебя стоял горой,Я, право, бился, как герой,Я выиграл сражение.- А ну, служивый, пропустиСкорей мою карету.Сойди немедленно с пути,Ведь я за счастьем еду! –Сказал король и укатил,А в синем небе месяц стылКарета мчит во весь опор,Конь скачет, что есть духу.Вдруг на дорогу вышла с горСутулая старуха.- Прости, любезный мой король,Старуху одинокую.Мой дом – вон, видишь, за горой,С утра ушла далеко я.Ношу из леса я дрова – Тяжелая работа.Гляжу вокруг, едва жива:А вдруг поможет кто-то- А ну, старуха, пропустиСкорей мою карету.Сойди немедленно с пути,Ведь я за счастьем еду! –Сказал король и укатил,А в синем небе месяц стылВот лето кончилось. ЖараСменяется ненастьем.Король торопит:- В путь пора,Еще немного – и ура!Свое настигну счастье!И все бы кончилось бедой – Сомнений в этом нету.Да старец с белой бородойОстановил карету.Перекрестившись, не спеша,Торжественно и строгоСказал: «Заблудшая душа,Король, побойся Бога!Ты ищешь счастье для себя,Ты странствуешь по свету.Но, только ближнего любя,Найдешь ты счастье это.Скорей послушайся меня:Обратно разверни коня,Дитя согрей и накорми,Солдата в сторожа найми,Все это сделай, но сперваСтарушке ты поможешь:Домой ей привезешь дрова,Распилишь и уложишь»Тут вышла полная луна.И осветила путь она.Нелегкий путь, обратный путь.Путь к счастью, не куда-нибудь.Король поныне во дворцеВсем людям помогает.И счастье на его лице, Как ясный день, сияет!
Вопросы к учащимся:
Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
Как вы думаете, почему изменился король?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Чему нас учит эта сказка?
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.
Творческая работа «Дерево толерантности».
Ученики на листочках бумаги в форме листа, какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».
Обобщение. (Слайд №19) Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья». Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
- Ребята, а как вы поняли эту притчу? (совместное обсуждение).
Литература[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный. – Загл. с экрана.
Северина О. А., Дронова Т. А. С[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]путник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный. – Загл. с экрана.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 115