ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА С ГРУППОЙ (круглый стол)







































Владикавказ, 2016
Методическая разработка
«ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА С ГРУППОЙ»


Межличностное восприятие в группе (учебной группе) зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д.
В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение подростка к новой группе.
Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия подростком новой группы.
Тип 1. Индивидуалистический.
Подросток воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для него. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия группы можно назвать «индивидуалистическим».
Тип 2. Прагматический.
Новая группа (коллектив) воспринимается как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для него. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия группы можно назвать «прагматическим».
Тип 3. Коллективистический.
Группа воспринимается как самостоятельная ценность. На первый план для подростка в ней выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».
На основании трех описанных гипотетических «типов» восприятия подростком нового коллектива, группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у.
В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный «тип» восприятия группы (а именно – учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.
Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия подростком группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп Профессионального лицея № 4 (система СПО) и применялась для исследования перцептивных процессов в группах профессионального обучения и может быть применена и в других группах.
По каждому пункту анкеты тестируемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

АНКЕТА
Инструкция:
«Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что "плохих" или "хороших" ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ».

Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто.
А – знает больше, чем я;
Б – все вопросы стремится решать сообща;
не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями и мастерами являются те, которые:
А – используют индивидуальный подход;
Б – создают условия для помощи со стороны других;
В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:
А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;
Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
В – помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
А – некому помогать;
Б– не мешают при выполнении задания;
В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А–я могу получить помощь и поддержку со стороны других;
Б – мои усилия достаточно вознаграждены,
В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:
А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;
В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Обучающиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей и мастеров, которые.

А – создают дух соперничества между ними,
Б–не уделяют им достаточного внимания,
В–не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;
Б – возможность получения новой информации от других людей;
В – возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться.
А–в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
Б–в подготовке квалифицированных специалистов;
В–в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
А – имел ко мне индивидуальный подход;
Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;
В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:
А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;
Б – чувствуешь себя ненужным в группе;
В – тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:
А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей,
Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;
В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы.
А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,
Б – работать индивидуально,
В – работать со сведущими в данной области людьми.

На основании ответов и с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия подростком свей группы.
Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого должна быть равна 14.
При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» – «П», «коллективистический» – «К». Результаты каждого записываются в виде многочлена:
1И + тП + пК,
где I ~ количество баллов, полученное по «индивидуалистическому» типу восприятия, т – «прагматическому», п – «коллективистическому», например: 4И + 67П+ 4К.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистическое
коллективистическое
прагматическое

1В 8А 2А 9Б ЗБ 10Б 4Б 11А
5Б 12А 6Б 13В
7Ь 14В
1Б 8В 2В 9А 3В 10В 4А 11В 5В 12Б 6А 13Б 7А 14А
1А 8Б 2Б 9В
ЗА 10А 4В 11Б
5А 12В 6В 13А 7В 14В




Табуева Мадина Георгиевна,
Социалтьный педагог

ОЦЕНКА
ОТНОШЕНИЙ
ПОДРОСТКА С ГРУППОЙ
Методические рекомендации для классных руководителей и мастеров производственного обучения СПО