Методическое объединение. Круглый стол.«Совместная работа логопеда и воспитателя по вопросу развития речи ребёнка, как одному из важнейших компонентов в структуре готовности к школьному обучению».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД общеразвивающего вида №22 п. Стодолище.
Круглый стол
«Совместная работа логопеда и воспитателя по вопросу развития речи ребёнка, как одному из важнейших компонентов в структуре готовности к школьному обучению».
Учитель – логопед Пантюхова Т.В
2015г.
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т.к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со взрослыми и детьми. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.(слайд 2).
К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению. .(слайд 3).
6-7 лет
Итак, особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения и отражены они в ФГОСТ в разделе Образовательная область «Речевое развитие». .(слайд 4 - 5).
участвует в коллективной беседе (самостоятельно формулирует и задет вопросы, аргументировано отвечает на вопросы)
свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора
использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением
активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка
использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения
правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания
самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения
составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы
называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»
дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками
пользуется естественной интонацией разговорной речи
соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения
умеет прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности
самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации
называет любимые сказки и рассказы
называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4)
эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения
может импровизировать на основе литературных произведений
способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст
способен воспринимать текст в единстве содержания и формы
умеет различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности
знаком с произведениями детских писателей и поэтов
воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи
умеет делить предложения на слова и составлять из слов (2-4)
умеет членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов
умеет проводить звуковой анализ слов;
понимает смыслоразличительную роль фонемы
В нынешнем году на базе нашего детского сада был открыт логопункт. В первые две недели сентября проводилось обследования детей с результатами, которого учитель-логопед в начале учебного года познакомил воспитателей.
При обследовании было выявлены следующие нарушения речи детей: 1.Несформированность звуковой стороны речи. Ребенок не владеет правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетически групп.
2. Не полная сформированность фонематических процессов, т.е. они не слышат, не различают, не дифференцируют звуки родного языка.
3. Не готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Не умение пользоваться разными способами словообразования, не правильно употребляют слова с уменьшительно- ласкательным значением, не умеют образовывать слова в нужной форме,
образовывать прилагательные от существительных.
5. Не сформированность грамматического строя речи: не умение пользоваться развернутой фразовой речью,не умение работать с предложением;
правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях,
распространять предложения второстепенными и однородными членами;
Не владеют пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание.
Не умеют самостоятельно составлять рассказ-описание. .(слайд 6, 7,8).
Отсюда вытекают задачи работы логопеда.
Задачи учителя-логопеда 1. Изучение уровня речевого развития детей, определение направления работы 2.Работа по коррекции звукопроизношения 3.Развитие фонематического слуха 4.Усвоение новых лексико-грамматических категорий 5.Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию 6.Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи 7.Работа по коррекции слоговой структуры слова 8. Работа над просодической стороной речи 9.Предупреждение нарушений письма и чтения .10.Формирование навыков послогового чтения. 11.Развитие общей и мелкой моторики 12.Развитие мышления, памяти, внимания. .(слайд 9).
Для того, чтобы справиться с поставленными задачами мы с воспитателями руководствовались основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов группы : 1. единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач; 2. коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов; 3. развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка; 4 .максимальное выявление и использование резервов психического развития, воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей; 5. достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей; 6. активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;7. разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда; 8. использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности. .(слайд 10).
В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат следующие принципы:
1.Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. 2. Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического воздействия. 3. Принцип сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми. 4. Принцип учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса. 5. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.
В задачу воспитателя группы входит:1. Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. 2. Контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. 3.Особое внимание воспитателя обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. (слайд 11).
Проанализировав состояние речевого развития детей подготовительной группы, мы пришли к выводу, что почти все дети нуждаются в логопедической помощи. Для того, чтобы это было возможно, мы решили построить работу следующим образом: Раз в неделю проводятся фронтальные занятия со всеми детьми группы, три раза в неделю проводятся подгрупповые занятия с детьми имеющими сходные речевые нарушения и три раза в неделю проводятся индивидуальные занятия с детьми по постановке звуков. (слайд 12 - 20).
Логопед ведёт работу по формированию правильных первичных речевых навыков, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков. Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи). Вместе с тем четко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели присутствуют на фронтальных занятиях учителя-логопеда, а тот посещает отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям. (слайд 21).
Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендации о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала. При определении содержания работы учитель-логопед знакомит воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения. (слайд 22).
Необходимо отметить, что основная нагрузка по развитию речи ложится на воспитателей, т.к. вся коррекционно-воспитательная работа в нашей группе проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности. (слайд 23).
Конечно, хотелось бы, чтобы родители, больше внимания и заинтересованности уделяли развитию речи своих детей. Если бы они работали с нами в тесном контакте, детям было бы легче автоматизировать полученные знания. Но будем надеяться, что это только первый год нашей работы и в дальнейшем мы сможем привлечь родителей к совместной работе в большем объёме. (слайд 24 - 25).
Слаженная работа педагогов группы даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.
В нашем ДОУ осуществляется успешное преодоление недостатков речи у детей. Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива ДОУ, а особенно зависят от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей. (слайд 26).
И в завершение своего выступления я хотела бы привести немного статистики.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415(слайд 27).
Таким образом, формирование грамматически правильной,
лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность
речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, -- одна из
важных задач в общей системе коррекционной работы в дошкольных
учреждениях и семье. (слайд 28).
Спасибо за внимание
(слайд 29).
Список использованной литературы
1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. - М., 2005.
2. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей. //Советская педагогика, №6, 1954.
3. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М., 1974.
4. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. //Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963.
5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
6. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб., 2002.
7. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). - СПб., 2003.
8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /М.Ф .Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2002.
9. Рыбина Э.В. О подготовке детей логопедической группы к звуковому анализу //Дошкольное воспитание, № 10, 1986. - С.26-29.
10. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма. //Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. /Под ред. Л.С. Волковой. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М., 2003. - с.10-18.