Рабочая программа кружка Прекрасное своими руками модуль Квилинг 4 класс
Пояснительная записка
Программа составлена на основе материалов ТОИУУ и практических пособий.
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Творчество - актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью.
Детское творчество играет большую роль в личностном развитии детей, оно является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Именно поэтому необходимо создать оптимальные условия для организации детского творчества с самого раннего возраста.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты.
Все мы знаем о том, что декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Особая ценность декоративно-прикладной деятельности состоит в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы и использовать их на практике. На занятиях у детей развивается творческое воображение, оценочное отношение, эмоциональная отзывчивость. Поисковый характер деятельности способствует развитию инициативы, самостоятельности. Учащиеся радуются, даря мамам подарки, изготовленные своими руками. Они знают, что их труд нужен школе, родителям, им самим, что своей работой они доставляют радость другим людям. Дети не просто участвуют в украшении окружающего, они приближаются к активной творческой деятельности. Если первые работы учащиеся делают под руководством, то последующие выполняют самостоятельно. Знания, умения навыки, полученные на занятиях, помогут учащимся адаптироваться в окружающем мире и будут особенно полезны в дальнейшей жизни.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Одного часа в неделю технологии в 4 классе недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое воображение, познакомиться с различными художественными материалами и разнообразием техник. Все умения и навыки, приобретенные обучающимися на уроках технологии, могут успешно применяться и углубляться на занятиях в кружке. В процессе обучения происходит активное общение детей, они сообща выполняют разные виды деятельности, в процессе совместной творческой деятельности возникают и развиваются
общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным фактам, процессам, событиям. В учебном процессе возникает взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручка. Дети перенимают друг у друга вкусы, интересы, увлечения.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей детей через включение их в разнообразные формы декоративно-прикладного искусства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
расширение представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе знакомства с декоративно – прикладным искусством;
вооружение детей знаниями в изучаемой области, выработка необходимых практических умений и навыков;
умение выделять основные средства выразительности изделий;
реализация духовных, эстетических и творческих способностей воспитанников, развитие фантазии, воображения, самостоятельного мышления;
воспитание художественно – эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности;
помощь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Рабочая программа ««Прекрасное - своими руками» разработана на 1 год занятий с детьми младшего школьного возраста по модулю «Квилинг»
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основной формой работы является кружок. Занятия проводятся на базе учебного кабинета, кабинета информатики, на местности. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
коллективная (дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат, оформлять работы в небольшие панно);
индивидуальная (используется для работы с детьми, которые в достаточной мере не овладели навыками данных техник).
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы ««Прекрасное - своими руками»» по модулю «Квилинг» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут формироваться:
познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
осуществлять контроль по результату и способу действия;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусств.
Младшие школьники получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
осуществлять поиск нужной информации с использованием дополнительных ресурсов;
высказываться в устной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Формы подведения итогов: участие в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Методическое обеспечение.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий:
беседы, из которых дети узнают много новой информации;
практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления своих собственных открытий;
экскурсии на выставки.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Для реализации успешной работы, воспитанникам необходимы следующие материалы и инструменты:
ножницы
клей пвабумага для квилинга или цветная бумага, бумажные ленты
цветной картон, гофрированный картон
пинцет
маленькие деревянные палочки
Наглядные пособия:
•работы воспитанников;
•демонстрационные работы и образцы по темам.
Дидактические материалы:
•подборки схем, технологических карт по темам;
•методические разработки открытых занятий;
•конспекты бесед;
•справочный материал по темам;
презентации готовых работ
Список использованной литературы
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Кузнецова О. С., Мудрак Т. С. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
3. Линд Х. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
4. Уолтер Х. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
5. Шилкова Е.А.: Квиллинг. Поделки из бумажных лент.: Рипол-Классик, 2012 г. – 256с.
6. http:/stranamasterov.ru
Содержание программы
I. Вводный блок (1 ч)
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми «Круг общения». Знакомство с правилами техники безопасности.
II. Материал — бумага (4 ч)
2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.
3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
III. Конструирование (10 ч)
4. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Разметка.
5. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
6. Основные формы «завитки». Конструирование из основных форм квиллинга.
Техника изготовления. Применение формы в композициях
7. Основные формы «спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга.
Технология изготовления. Применение формы в композициях
8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
IV. Изготовление цветов в технике квиллинга (6 ч)
9. Изготовление простых, несложных цветов.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов
10. Изготовление бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.
11. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего».
V. Изготовление животных в технике (5 ч)
12. Базовые формы.
Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.
Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.
14. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего», сами выбирают задание из предложенных.
VI. Творческие работы (2 ч)
15. Коллективные работы.
Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ.
Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы «Зоопарк», «Сказочное царство», «Зимняя сказка» и другие.
16. Викторины, конкурсы.
VII. Праздники и подготовка к ним (6 ч)
17. Изготовление сувениров к праздникам.
18. Тематические праздники.
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.
Задания: выполнение работ по темам: «Животные, насекомые, зоопарк», «Цветы и вазы».
19. Посещение выставок прикладного творчества.
Учебно-тематический план
Тема Теория Практика Всего
Вводный блок (1 ч)
1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 1 - 1
Материал — бумага (4 ч)
2. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. 1 1 2
3. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. 1 1 2
Конструирование (10 ч)
4. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. 1 1 2
5.Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. 1 1 2
6. Основные формы «завитки». Конструирование из основных форм квиллинга. 1 1 2
7. Основные формы «спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга. 1 1 2
8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 1 1 2
Изготовление цветов в технике квиллинга (6 ч) 9. Изготовление простых, несложных цветов. 1 1 2
10. Изготовление бахромчатых цветов. 1 1 2
11. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего». - 2 2
Изготовление животных в технике (5 ч) 12. Базовые формы. 1 1 2
13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки. 1 1 2
14. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего», сами выбирают задание из предложенных. - 1 1
Цикл творческих работ (2 ч)
15. Коллективные работы с использованием техники квиллинга.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего» и сами определяются с выполнением работы. - 1 1
16. Викторины, конкурсы, соревнования. - 1 1
Праздники и подготовка к ним (6 ч)
17. Изготовление сувениров к празднику. - 2 2
18. Тематические праздники. 1 1 2
19. Посещение выставок прикладного творчества. Формирование портфолио. 2 - 2
Итого 15 19 34
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Количество часов Дата
1 Вводный блок. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 1 7.09
Материал — бумага (4 ч)
2 Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. 1 14.09
3 Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. 1 21.09
4 Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. 1 28.09
5 Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. 1 5.10
Конструирование (10 ч)
6 Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. 1 12.10
7 Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. 1 19.10
8 Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. 1 26.10
9 Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. 1 9.11
10 Основные формы «завитки». Конструирование из основных форм квиллинга. 1 16.11
11 Основные формы «завитки». Конструирование из основных форм квиллинга. 1 23.11
12 Основные формы «спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга. 1 30.11
13 Основные формы «спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга. 1 7.12.
14 Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 1 14.12
15 Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 1 21.12
Изготовление цветов в технике квиллинга (6 ч)
16 Изготовление простых, несложных цветов. 1 28.12.
17 Изготовление простых, несложных цветов. 1 11.01.
18 Изготовление бахромчатых цветов. 1 18.01
19 Изготовление бахромчатых цветов. 25.01
20 Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего». 1 1.02
21 Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего». 1 8.02
Изготовление животных в технике (5 ч)
22 Базовые формы. 1 15.02
23 Базовые формы. 1 22.02
24 Гофрированный картон. Занимательные игрушки. 1 29.02
25 Гофрированный картон. Занимательные игрушки. 1 7.03
26 Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего», сами выбирают задание из предложенных. 1 14.03
Цикл творческих работ (2 ч)
27 Коллективные работы с использованием техники квиллинга.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего» и сами определяются с выполнением работы. 1 21.03
28 Викторины, конкурсы, соревнования. 1 4.04
Праздники и подготовка к ним (6 ч)
29 Изготовление сувениров к празднику. 1 11.04
30 Изготовление сувениров к празднику. 1 18.04
31 Тематические праздники. 1 25.04
32 Тематические праздники. 1 16.05
33 Посещение выставок прикладного творчества. Формирование портфолио. 1 23.05
34 Посещение выставок прикладного творчества. Формирование портфолио. 1 30.05