Рабочая учебная программа кружка «Своими руками»


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78» VIII вида

.
Рабочая учебная программа
кружка «Своими руками»
Составитель программы:
Хазова Ольга Александровна
Новокузнецк, 2015
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит воспитанников анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает воспитанников, полностью владеет ими, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в обучающемся с рождения. Как помочь воспитаннику открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать его пытливое стремление узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь обучающемуся даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии воспитанник может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если воспитанник создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает их способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность воспитаннику проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Обучающиеся постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, они приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
1. Цели курса:
1.1. Цель – овладение различными техниками работы с бумагой, создание условий для самореализации воспитанника в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
1.2. Задачи курса:
Обучающие:
1. Обучать планированию и умению работать по инструкции, различным приемам работы с бумагой;
2. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
3. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
1. Развивать познавательную сферу воспитанников и тонкую координацию.
2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
Воспитательные: 1. Воспитывать трудолюбие через конструирование из бумаги, формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
2. Воспитывать аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
2. Требования к уровню содержания дисциплины
2.1. Формирование представлений:
знакомство со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования;
знакомство с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);
2.2. Формирование навыков:
овладение основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
овладение умением последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
овладение умением работать нужными инструментами и приспособлениями;
овладение умением самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
овладение основными техническими приемами макетирования;
овладение приемами пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
освоение основных приемов учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Учащиеся должны:
Уметь: работать с бумагой (складывать, наносить разметку и т.п.).
Обладать базовыми компетенциями:
умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для решения простейших задач и выполнения различных действий с бумагой.
Особенности программы.
Способность совместить в одной программе совершенно разные техники работы;
Дифференциация и индивидуализация учебно-познавательного процесса;
Подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
В результате обучения по данной программе дети:
1. Научаться различным приемам работы с бумагой;
2. Научаться следовать устным инструкциям;
3. Научатся создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
4. Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
5. Разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
6. Разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
7. Познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
8. Овладеют навыками культуры труда;
9. Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Принципы реализации программы
Последовательности и системности обучения;
Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;
Принцип доступности;
Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;
Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;
Принцип динамичности;
Принцип результативности и стимулирования.
Области творческой ориентации:
Плоскостные композиции из бумаги.
мозаика из бумаги;
аппликация;
художественное вырезание.
Оригами.
Модульное оригами
Бумагопластика или объемное конструирование.
Другие виды работ с бумагой (квилинг).
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
Специфику технологии изготовления работ с учетом имеющихся возможностей, наличия материала;
Последовательность ведения работы (эскиз, выбор материала, пошаговую инструкцию, приемы изготовления);
Прочность отработанных умений и степень их автоматизма;
Основные технологические этапы работы;
Технику безопасности с колюще-режущими инструментами.