Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы Мир музыки Фарида Яруллина .


О.Г. Тихонюк,
музыкальный руководитель высшей кваливикационной категории
МБДОУ «Детский сад №35 «Лейсан» , город Елабуга
Мир музыки Фарида Яруллина
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.Программные задачи:
На основе знакомства с татарской классической музыкой:
- продолжать развивать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную отзывчивость на неё;
- познакомить с творчеством татарского композитора Ф. Яруллина;
- привлечь внимание детей к красоте мира музыки, развивать тембровый слух, чувство ритма;
- воспитывать любовь к классической музыке.
Материал: иллюстрации к сказке «Шурале», портрет татарского композитора Ф. Яруллина, аудиозаписи фрагментов музыки к балету "Шурале" Ф. Яруллина; «Марш Советской Армии» С.Сайдашева; мальберты, акварель, кисти, бумага.
Дети входят в зал под «Марш Советской Армии» С.Сайдашева.
Музыкальное приветствие: "Здравствуйте, ребята", "Здравствуйте".
Дети садятся на места.
Музыкальный руководитель: Ребята, кто из вас узнал, какой "музыкальный кит" звучал, когда вы заходили на занятие? Правильно, "кит- марш". А кто может назвать композитора, который сочинил этот марш? Верно, это композитор Салих Сайдашев. Какой характер музыки? Да, музыка четкая, энергичная, бодрая, сильная, как и солдаты, которые служат в армии.
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного татарского композитора –Фаридом Яруллиным, который за свою короткую жизнь написал много музыкальных произведений. Ребята, давайте вспомним, а кого называют композитором? Правильно, это тот, кто сочиняет музыку.
Музыкальный руководитель показывает портрет Фарида Яруллина.
Воспитатель:С раннего детства Фарид Яруллин любил музыку. Прожил он всего 29 лет. Когда началась Великая Отечественная война, Фарид Яруллин пошел защищать Родину. Он был не только талантливым композитором, но смелым, умным командиром. Погиб Фарид Яруллин на поле сражения, не дожив до Победы. Прежде всего Фарид Яруллин известен как автор балета «Шурале». Его музыку полюбили не только в Татарстане, ее слушают в разных уголках России, а так же знают за рубежом.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами вспомним удивительную историю об охотнике Али-Батыре, Сююмбике и лесном чудище Шурале. Вы узнали эту сказку?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель показывает иллюстрацию, на которой изображен Али-Батыр и Шурале. Музыкальный руководитель читает либретто к балету "Шурале".
Воспитатель: Ребята, скажите, а Шурале - это отрицательный герой или положительный.
Дети: Отрицательный.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, что такое балет? Что делают артисты во время спектакля, поют или танцуют? А можно их кем-нибудь заменить? (Певцами, дирижером.)
Ответы детей.
Музыкальный руководитель : Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью движений, в соответствии характеру музыки передают сюжет сказки, рассказа. Сейчас послушайте фрагмент из балета «Шурале», и постарайтесь определить характер и настроение музыки.
Дети слушают тему «Шурале» из балета «Шурале» Ф. Яруллина.
Музыкальный руководитель: И так, ребята, какая была музыка, какое настроение передавала она?
Дети: Страшная, тревожная, злая и т. д.
Музыкальный руководитель: Правильно, а менялась музыка или она звучала всегда одинаково?
Дети: Менялась и т. д.
Музыкальный руководитель: Конечно, музыка сначала звучала таинственно, сказочно, затем она постепенно становилась тревожной, пугающей, и затем стала громкая, сердитая, и даже злая. А как вы думаете, кому эта музыка больше подходит, какому герою?
Дети: Шурале!
Воспитатель: А в какой цвет можно окрасить настроение этой музыки?
Дети: Серый, черный, синий, фиолетовый, коричневый, красный и т.д.
Музыкальный руководитель: Давайте еще раз послушаем отрывок.
Дети снова слушают фрагмент из балета «Шурале» Ф. Яруллина.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем выразить свои впечатления от прослушанной музыки с помощью линий и цвета.
Дети располагаются у мальбертов и выполняют задание.
Музыкальный руководитель: Прослушаем еще один отрывок из балета "Шурале"- "Танец огненной ведьмы".
Музыкальный руководитель: Заменчательная музыка. Кто автор этого произведения? Что мы узнали о нем? Фарид Яруллин погиб на поле сражения в 1943 году, а люди до сих пор с благодарностью слушают и будут много- много лет слушать его творение! И в наших сердцах не угаснет светлая память о замечательном, талантливом татарском композиторе Фариде Яруллине!
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, а каким должен обладать характером человек, чтобы победить злую силу, врага?
Дети: Он должен быть смелым, сильным, отважным и т. д.
Музыкальный руководитель: Где бы человек ни находился, в каком бы настроении он не был, он поет песни. Песни помогают человеку в трудную минуту и в радостный час. Давайте и мы сейчас с вами споем песню. Во время войны, когда наши солдаты защищали свою Родину, песни давали силы одерживать победу над врагом.
Дети исполняют песню «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Музыкальный руководитель: Вот какой разнообразный язык музыки, под нее можно двигаться, ее можно слушать и рисовать картины, что делают художники. А еще с помощью стихов музыку можно петь. В этом нам помогают поэты. Но именно музыка делает песни такими разными.
Музыкальный руководитель: Ну, а сейчас музыка перенесет нас в мир танца.
Дети выходят в круг, становятся парами, лицом друг к другу.
Исполняют танец «Мир нужен всем!»
Воспитатель: Очень красиво вы танцевали. Да, с музыкой спорится работа, а с песней и отдых становится ярче и светлей.
Музыкальный руководитель: Под музыку можно передавать не только красивые танцевальные движения, еще можно под нее играть.
Проводится музыкальная игра «Бери флажок».
Музыкальный руководитель: Что вам больше всего понравилось сегодня на заниятии? О каком замечательном человеке мы узнали? Что было самым трудным? Что самым легким? Вам хочется кому- нибудь рассказать о Фариде Яруллине?
Ответы детей.
Исполняет музыкальное прощание, дети повторяют, уходят в группу.