Программа кружка Вспомогательные исторические дисциплины(8 класс)
Пояснительная записка
Историческая наука строит свои выводы на материале, извлеченном из разнообразных исторических источников. Главным предметом деятельности в данном кружке для обучающихся 8 классов является знакомство с основами вспомогательных исторических дисциплин, относительно самостоятельными отраслями исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. Относясь в целом к дисциплинам источниковедческого цикла, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свою специфику, разрабатывает на своем материале теоретические вопросы и методы, овладение которыми является необходимой ступенью к активному восприятию учеником исторического источника. Включенные в программу вспомогательные исторические дисциплины имеют как самостоятельное значение в изучении исторического процесса, так и помогают решению вопросов источниковедческой критики. Данную программу можно рассматривать как программу ускоренного развития научно-исследовательских компетенций для подростка, чья ориентация на любознательность в области истории опережает школьную программу, а интерес к исследовательскому виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения содержания и видов деятельности.
В основе кружка «ВИДы»» лежат: Ватник Н.С., Соза Л.Н. УМК по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины», ГОУ ВПО МО «КГПИ», Коломна, 2008.
Программа кружка «ВИДы» построена на материале вспомогательных исторических дисциплин, поскольку эти дисциплины не изучаются в курсе школьной программы. Как правило, при изучении базового школьного курса истории у обучающихся образуется большой пробел в знание мер веса, длины, времени и расстояния, а также денежных систем и алфавитов различных этапов истории как по истории России так и по Всеобщей истории, так как в учебных пособиях данные темы затрагиваются лишь вскользь. В исторических источниках наоборот – все дается в мерах данного исторического периода. Все это затрудняет изучение исторических источников. Несомненна роль программы в духовно-нравственном воспитании подростков. Через изучение вспомогательных исторических дисциплин, ученик может ближе, чем на уроке истории, соприкоснуться с духовным миром своих предков. Изучение этих дисциплин как самостоятельного курса в рамках дополнительного образования учащихся 8-х классов создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к предмету истории как отечественной, так и зарубежной. В курсе вспомогательных исторических дисциплин через локальные материалы изучаются материальная и духовная деятельность многих поколений людей, ученики знакомятся с культурой человечества, военной историей, духовной жизнью людей в тот или иной период времени. Программа кружка «ВИДы» способствует: расширению кругозора учащихся, пополнению их учебного материала, развитию различных видов памяти, улучшению культуры речи, развитию умения самостоятельно организовывать учебную деятельность.
Цель курса
Целью данного курса является активизация познавательного интереса учащихся к изучению истории человечества и создание условий приобретения разновозрастными учащимися умений, требуемых при обучении в основной школе.
Задачи курса
1.Образовательные. Познакомить учащихся с базовыми знаниями вспомогательных исторических дисциплин. Сформировать навыки источниковедческой работы. Способствовать развитию умений учащихся применять полученные навыки в практической деятельности.
2.Развивающие. Развивать навыки диалогической и монологической речи, навыки поиска информации в различных источниках, развивать долговременную память, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
3.Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду, культуру общения. Прививать интерес к жизни, культуре, традициям предков, способствовать социализации личности ученика.
Развертывание знаний по вспомогательным историческим дисциплинам осуществляется со следующими ориентирами:
создание относительно завершенной системы знаний, отвечающей потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности;
обеспечение преемственности между курсами базового и вспомогательного блока материалов по истории основной средней школой, исключая прямое дублирование учебного материала, но осуществляя возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленного изучения в новых связях на более высоком уровне.
Режим занятий: 105 часов - по 3 часа в неделю.
Возрастная категория детей, на которую рассчитана программа: 13-15 лет.
Результатом изучения программы является приобретение обучающимися следующих обобщенных видов знаний и умений: знание исторических фактов (хронологические знания - датировка событий, последовательность расположения событий во времени; знания по исторической географии; персоналии; памятники культуры), знание основных понятий и умение работать с ними, знание общепринятых суждений о прошлом и исторических закономерностях, овладение навыками различного вида (вести диалог, участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы и контраргументы и выстраивать собственные монологические высказывания; выделять главную мысль текста и формулировать основные тезисы из нескольких источников по одной проблеме; выполнять проектные работы; делать сообщения по теме, сравнивать и делать вывод по изучаемому вопросу; вести исторические экскурсии).
По окончании изучения программы учащиеся увеличат свой объём знаний по истории, смогут успешно применять полученные знания на практике.
Способами проверки полученных знаний служат: контрольные задания, тестирование, конкурс, викторина, проектные работы.
При подведении итогов реализации программы используются контрольные упражнения по изученному материалу и приобретенным навыкам и умениям на заключительном занятии.
Учебно - тематическое планирование
№
п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
Формы занятий
1
Введение
2
лекции
2
Палеография
20
лекции, тестирование, работа над проектом
3
Хронология
15
лекции, тестирование, работа над проектом
4
Метрология
10
лекции, тестирование, работа над проектом
5
Геральдика
10
лекции, тестирование, работа над проектом
6
Сфрагистика
5
лекции, тестирование, работа над проектом
7
Генеология
15
лекции, тестирование, работа над проектом
8
Нумизматика
10
лекции, тестирование, работа над проектом
9
Вексиллография
5
лекции, тестирование, работа над проектом
10
Историческая ономастика
5
лекции, тестирование, работа над проектом
11
Викторина «ВИДы»
2
12
Итоговое обобщение по курсу
6
защита проектов
Список литературы
1.Абрамова Н.Г., КругловаТ.А. Вспомогательные историческиедисциплины. М., 2008.
2.Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2003.
3.Римский С.В. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»
Принято решением
Педагогического совета «УТВЕРЖДЕНО»
МБОУ «Лицей №21»
Протокол №___ Приказ по МБОУ «Лицей № 21»
от____ № ____ от _________ 2015г.
Директор МБОУ «Лицей № 21» ___________И.А. Первенкова
Методическое объединение
учителей истории
ПРОГРАММА КРУЖКА
ПО «ВИДам»
(Вспомогательным историческим дисциплинам)
8 классы
Учитель-составитель
программы
Олейник И.А.
2015-2016
15