Статья на тему: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Г.Р.Мингазоваметодист МБУ ДОД «Центр внешкольной работы»
МО «Лениногорский муниципальный район» РТ
Лениногорский район, село Шугурово
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Патриотизм – это любовь к Отечеству, преданность своей Родине, своему народу, неразрывная его связь с культурой, историей, проблемами, достижениями, что составляет и формирует духовно-нравственную основу личности и ее гражданскую позицию, потребность в достойном, самоотверженном и преданном служении Родине. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, особенно актуальная сегодня.
Из самой сути процесса модернизации образования вытекает необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к правам и свободам человека) и других нормативно-правовых актах, ориентирующих педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, так же предполагающих от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее культуру, историю, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.
Благодаря своему воспитательному потенциалу, учреждение дополнительного образования детей, отвечает за социализацию личности. Имея наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе - дополнительное образование - так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самореализации и самоопределения, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания. Но анализ сущности и особенностей работы учреждения дополнительного образования детей, как правило, свидетельствует о том, что в большинстве государственных учреждений дополнительного образования не сложилась стройная система военно-патриотического воспитания подростков, что практика нуждается в определении ориентиров, укреплении учебно-материальной базы, разработке соответствующих программ деятельности и программ дополнительного образования детей, соответствующих предъявляемым требованиям по форме и по содержанию. Также наблюдается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования к такой работе.
Все это требует научного осмысления и разработки конкретной программы действий по созданию стройной системы военно-патриотического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования.
Изучая положение дел по патриотическому воспитанию детей и подростков сегодня, анализируя нынешние используемые программы, четко прослеживается дефицит выполнения таких задач как: формирование в подростках потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; интереса к изучению военного дела, уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям; морально-психологических качеств, которые необходимы при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике и др.
Под оптимизацией содержания военно-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования следует понимать целенаправленный подход к построению учебно-воспитательного процесса, при котором в единстве рассматриваются цели и принципы воспитания и обучения, особенности содержания, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данной группы подростков и ее реальные возможности. И уже на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения и воспитания.
Гражданско-патриотическое образование – непрерывный процесс на протяжении всех лет обучения, который требует активного участия тех, на кого этот процесс направлен, а также демократичности и бережности тех, кто его осуществляет. Если воспитание, по мнению А. С. Макаренко, – это «проектирование личности», а «...воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути», то гражданско-патриотическое образование – это проектирование гражданина-патриота, способов его взаимоотношений с обществом и государством.
Понятно, что военно-патриотическое воспитание основано на примерах прошлых подвигов наших предков. Зачастую у ребят складывается ложное представление о том, что патриотизм непременно связан с войной, подготовкой к службе в армии. А вот о повседневном патриотизме говорят гораздо реже, хотя работа в этом направлении также ведется большая. Безусловно, хотелось бы, чтобы этому направлению патриотического воспитания уделялось гораздо большее внимание со стороны СМИ и общественных организаций.
Принимая во внимание общественную значимость совершенствования и обеспечения координации работы по военно-патриотическому воспитанию детей и множеством проблем, связанных с организацией, оптимизацией и совершенствованию данного направления в учреждениях дополнительного образования, можно рассмотреть и предложить пути их решения через:
- разработки программ военно-патриотического, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, а также введение в реализующие программы элементов этого направления;
- систематического освещение опыта гражданско-патриотического воспитания, представлять его результаты в средствах массовой информации, научно-практических изданиях и конференциях.
- информирование сообщество о новациях, достижениях в сфере гражданско-патриотического, духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания через средства массовой информации, научно-практические конференции, семинары, другие различные формы;
- выстраивание чёткой системы, в которой мероприятия по воспитанию патриотизма, гражданственности, духовности должны выливаться в ряд конкретных дел, нужных школе, поселению, городу, местному сообществу;
-использование потенциала органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений и отдельных педагогов, работающих в данном направлении;
- создание условий для деятельности детских общественных объединений в области гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
В целом, необходимо заметить, что именно в подростковом возрасте впервые происходит осмысление себя как члена общества, своей роли в нем – и именно подобные особенности делают детей чувствительными к формированию чувства патриотизма, любви к Родине и ее народу, чтобы молодежь уже сегодня наследовала лучшие черты национального характера российского человека, которое заключается в любви и вере по отношению к своему народу, к своей стране, проявляется в уме и воле, в целенаправленной силе и страсти отстаивать свои убеждения, и формировала в себе образ будущего, несла функцию социального воспроизводства, отвечала за жизнь последующих поколений, за сохранение и преемственность развития общества и государства.
Использованная литература
1. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 405-412.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. – М.,2011.
3. Куприянов Б.В. Проектирование пространства и пространство проектирования // Альманах «Продуктивное образование»: от школьного проекта к профессиональной карьере: Материалы международной конференции /Под ред. Е.А. Александровой — М., 2007, Вып. 10, ч. 1. C. 31-35.
4. http://www.dissercat.com/content/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-podrostkov-v-gosudarstvennykh-uchrezhdeniyakh-dopolnitelno#ixzz4PJ153BKl