Статья по физике ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
УДК 372.853
А.В. Парфенова
Научный руководитель: А.В. Праг
ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье рассматривается вопрос формирования компетенции здоровьесбережения у учащихся посредством школьного курса физики. Компетенция здоровьесбережения - способность учащихся правильно пользоваться знаниями в ситуациях, где существуют негативные факторы для здоровья. Сведения, полученные на уроках, и правильно примененные на практике, способны сохранить человеку здоровье. Работа с ситуационными заданиями по физике и выполнение проектных работ по предмету – основные методы формирования заданной компетенции.
Ключевые слова: компетентность здоровьесбережения школьников, школьный курс физики, проектные работы, ситуационные задания.
AV Parfenova
ISSUES IN THE COURSE OF PHYSICS ZDOROVESBEREZHENIYA BASIC SCHOOLS IN THE CONTEXT OF THE COMPETENCE APPROACH
The article deals with the issue of forming competence zdorovesberezheniya in schoolchildren through school phy
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Знания по предмету должны помогать ориентироваться ученику в постоянно меняющемся мире, способствовать избегания опасных ситуаций, где создается угроза для здоровья человека. Безусловно, огромным потенциалом в этом контексте обладает такой предмет школьной программы, как физика. В процессе обучения физике ученики не только усваивают теоретическую информацию, объясняют, как происходит то или иное явление природы, как работает техническое устройство, но и сведения по физике необходимы в ситуациях, где здоровью человека угрожает опасность. Однако в современных учебно-методических комплексах по физике не достаточно внимания уделяется практическому применению физических знаний для безопасности человека. Отсюда у большинства школьников возникают проблемы при решении задач, связанных с правильным поведением человека в серьезных ситуациях. Избежать затруднений при решении подобных упражнений поможет систематическая работа с материалом, который бы касался здоровья человека и правильных способов действия в реальных условиях.
В последние годы компетентностный подход хорошо зарекомендовал себя в системе среднего и высшего профессионального образования. «Новые модели специалистов» описываются именно в терминах компетентностного подхода. Здесь не только наполнено содержательным смыслом понятие «компетентность» специалиста, но и разработаны подробные индикаторы (показатели) качества подготовки выпускников на основе компетентностной модели. Эксперты уверены, что компетентностный подход в высшем образовании позволит выпускнику наиболее четко представлять цели и результаты своей деятельности, получить лучшие навыки принятия решений, работы с информацией, обеспечивающей успешность деятельности и т.д. Анализ сложившейся ситуации в среднем общем образовании, показывает, что выпускники школ, овладевая деятельностью в учебных ситуациях на уроках, не всегда могут правильно применить знания в реальных жизненных ситуациях. Другими словами, выпускникам средних школ не хватает компетентности. Следовательно, школа должна формировать у учащихся общие умения и навыки, обобщенные способы действий в реальных жизненных ситуациях. Причем знания должны усваиваться не отдельно друг от друга, а в целом комплексе, где первостепенное место уделяется самой процедуре получения знания и применения его на практике. Реализация в среднем общем образовании компетентностного подхода не является искусственной «модной придумкой». В дидактике уже давно известны принципы, которые связывают теоретические знания с их применением на практике: принцип связи обучения с практикой, принцип продуктивности и надежности обучения, принцип научности и связи теории с практикой, принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности. В этом случае образование лишь перейдет по той же спирали развития на качественно новый виток. Поэтому использование компетентностного подхода в системе общего среднего образования вполне обосновано и оправдано.
Наряду с другими компетентностями выпускников школ не надо забывать и о компетентности здоровьесбережения, которая является составной частью ключевых социокультурных компетентностей. Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Педагоги, осознавая, что для здоровья детей они могут сделать не меньше, чем врачи, внедряют в процесс обучения здоровьесберегающие образовательные технологии. Новая деятельность ведется по следующим направлениям: использование оптимальных технологий на уроке, снижение учебной нагрузки и т.д. Если говорить в целом, то здоровьесберегающая педагогика в школе включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников. Мы полагаем, что проблема здоровьесбережения приобретает особый смысл в контексте компетентностного подхода в обучении, который требует от школьников умения сознательно применять полученные знания на практике. Компетентность здоровьесбережения должна быть направлена на формирование правильного поведения в повседневной жизни, в решении конкретных задач. Важнейшим условием любой успешной деятельности является хорошее здоровье человека. Поэтому компетентность здоровьесбережения должна выражаться в конкретных умениях, способах поведения, в том числе и в нестандартных ситуациях. Только в одном случае природа может стать союзником людей – если человек будет действовать по законам физики, законам природы. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, нами было сформулировано следующее определение компетентности здоровьесбережения: это совокупность знаний, умений и способов деятельности человека в бытовых и нестандартных ситуациях, направленных на улучшение самочувствия человека, укрепление его здоровья; предотвращение условий, грозящих угрозой собственному здоровью и здоровью окружающих.
В нашем исследовании сущность здоровьесберегающей компетентности учеников средних школ раскрывается посредством деятельностного подхода. В качестве методологической основы определения содержания здоровьесберегающей компетентности учеников средних школ выступила культурологическая концепция И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и В.В. Краевского, согласно которой содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре и состоящий из четырех культуросообразных компонентов. В качестве компонентов выступают знания, умения, процедуры творческой деятельности и личностно-ценностные установки. В данном контексте содержание здоровьесберегающей компетентности учеников средних школ представлено системой инвариантных и вариативных знаний и умений, а также устойчивыми ценностными ориентациями, которые развиваются в деятельностной организации обучения и сами по себе являются основой целостного, технологично организованного педагогического процесса (таблица 1).
Таблица 1.
Содержание здоровьесберегающей компетентности учеников школ
Компоненты здоровьесберегающей компетентности
Содержание здоровьесберегающей компетентности учеников школ
1.Когнитивный
компонент
(знания)
Знание факторов, негативно влияющих на человека.
Знание способов защиты от факторов, негативно влияющих на человека
Знание физической терминологии.
Знание материалов, устройства, обслуживания и условий эксплуатации бытового оборудования и техники.
Знание техники безопасности при работе с различными видами оборудования.
2.Операционально-деятельностный компонент
(умения)
Умение использовать физическую терминологию.
Умение организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения задач, так или иначе связанных со здоровьем человека, оценивать их эффективность и качество.
Умение подбирать материалы в соответствии с задачей – факторы, влияющие на здоровье человека.
Умение правильно эксплуатировать, обслуживать, а также проводить частичный ремонт оборудования/ техники с соблюдением техники безопасности.
Умение выполнять различные виды бытовых работ без нанесения вреда собственному здоровью и здоровью окружающих.
3.Креативный
компонент
(процедуры
творческой
деятельности)
Умение рационализировать свою деятельность
Умение ориентироваться в необычных условиях, где существует угроза здоровью человека.
Умение предотвращать возможные бытовые проблемы.
Умение осуществлять поиск и использовать информацию для эффективного выполнения задач и личностного развития.
Умение принимать решения в нестандартных бытовых ситуациях.
4.Ценностно-мотивационный компонент
(ценностные
ориентации)
Понимание значимости своего здоровья и факторов, негативно влияющих на него, проявление сохранению здоровья устойчивого интереса.
Понимание важности и необходимости самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Нами были проанализированы различные современные методы оценивания деятельности учащегося. Освоение тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по разрешению проблемных учебных нестандартных ситуации, так и в самом процессе их применения на практике. В обоих случаях необходимы заранее разработанные критерии успешной деятельности, а роль эксперта должен выполнять учитель, который грамотно по известным критериям может оценить уровень владения компетенциями. Оценивают уровень владения конкреными умениями в таких процедурах, как наблюдение за исполнением действий учащихся в ситуациях написания эссе, выполнения проекта, решений тестовых заданий и т.д. Мы предлагаем выделить три уровня сформированости компетенции здоровьесбережения (таблица 2). Первый уровень считается базовым (основным). Уровни обладают свойством кумулятивности - каждый следующий уровень содержит в себе умения, входящие в предыдущий с добавлением новых умений и навыков учащихся. То есть каждый уровень характеризуется каким то усложнением действий, которые должен выполнить учащийся в каждой из областей, относящихся к данной компетенции. Каждый из трех уровней овладения компетенциями состоит из двух частей: первая часть, содержит описание умений, которыми должен овладеть учащийся; вторая часть, включает описание того, в какой форме учащийся может представить результат своей деятельности, в подтверждении того, что он овладел требуемыми компетенциями.
Таблица 2.
Уровни сформированности компетенции здоровьесбережения
Уровень
Содержание уровня
Первый (базовый)
учащийся разбирается в физике происходящих явлений;
отчетливо выделяет каждое явление;
осознает вклад (влияние) на человека и живую среду в целом каждого фактора;
учащийся знает общие способы уменьшения/ увеличения воздействия фактора на здоровье человека или живую среду в целом.
Второй
глубоко разбирается в физике происходящих явлений и процессов;
учащийся знает оптимальные условия для комфортной жизни человека;
учащийся понимает способы увеличения/ уменьшения влияния фактора на человека и живую среду в целом;
учащийся знает способы изменения негативного воздействия фактора;
учащийся умеет самостоятельно отбирать дополнительный материал, касающийся физики и здоровья человека;
учащийся способен предположить результат воздействия фактора на человека;
учащийся знает, как повлияет изменение фактора на человека.
Третий
учащийся предлагает свои способы изменения воздействия негативного фактора на человека;
вырабатывает стратегию использования различных знаний по физике, касающихся здоровья человека в ходе реализации проекта;
учащийся развивает и нарабатывает новые умения по вопросу здоровьесбережения на основе физических знаний, проявляя ответственность и самостоятельность
учащийся анализирует и синтезирует получаемую информацию из различных источников, интерпретирует ее, делает выводы о влиянии различных факторов на здоровье человека; учащийся сообщает полученную информацию другим участникам проекта;
в групповых работах учащийся занимает позицию лидера, который координирует работу всей группы;
учащийся способен составлять отчеты, выполнять исследовательские работы по теме связи физики с жизнью человека;
учащийся выполняет комплексную деятельность, в которой могут произойти неожиданные изменения какого-то фактора, отрицательно влияющего на здоровье человека.
Диагностика достижений учащегося происходит на каждом уровне и во всех областях, относящихся к той или иной компетенции. Учащийся должен подтвердить, что он овладел требуемыми умениями. Он совместно с учителем проводит наблюдение и протоколирование своих учебных ситуаций, собирает необходимые подтверждения и представляет их в соответствующей форме. Учащийся принимает участие в дискуссии или в одиночку представляет результаты своей деятельности, свой анализ затруднительной ситуации, демонстрирует свое умение руководить проектом или участвовать в нем, используя для этого соответствующие компетенции.
В данном исследовании рассматриваются два способа формирования компетентности здоровьесбережения – через систему ситуационных заданий, работу с рассказами, где приведены физические ошибки и выполнение проектных работ, связанных со здоровьем человека. Эти два метода могут быть использованы по отдельности, однако наилучшего результата можно достичь, параллельно используя обе формы работы.
Ситуационные задания разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических, экстремальных и других ситуациях. Это может быть смоделированная ситуация фрагмента урока, производственная ситуация, событие повседневной жизни и т. д. Задание может быть разбито на несколько частей, объединенных общей смысловой нитью или же представлено как единое целое. Обязательно разбор каждой ситуации должен предполагать этапы, требующие простого репродуктивного знания физического материала и творческого решения поставленной задачи (предложение новых, нестандартных путей решения ситуации). Нами было разработано учебное пособие, в котором приведено 32 рассказа-упражнения с физическими ошибками. Читая рассказ или воспринимая его на слух, ребята должны понять, что герои этой истории делают неправильно с точки зрения физики. Найдя ошибку, ученики, опираясь на имеющиеся у них физические знания, предлагают наиболее безопасные способы поведения. После каждого рассказа есть рекомендации правильных действий в той или иной ситуации. Таким образом, ребенок может работать с данными текстами как фронтально, так и самостоятельно, имея возможность всегда проконтролировать верность своих рассуждений.
Другим способом формирования компетентности здоровьесбережения является проектная работа над темами школьного курса физики, так или иначе связанного с жизнедеятельностью человека. Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности в школе, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение.
Базой экспериментального исследования явились МОУ СОШ № 5, №7, №29 г. Вологды. Всего в исследовании приняло участие 584 школьника 7-9 классов средних общеобразовательных школ № 5, 7, 29 г.Вологды. За весь период исследования в педагогическом эксперименте приняли участие 593 школьника г. Вологды. Все школьники были из общеобразовательных классов, учебный комплекс по физике также был одинаков. В экспериментальную группу вошли 384 школьника. Для оценки эффективности методики были выделены контрольная и экспериментальная группы учащихся. Экспериментальной группой учащихся считался классы, в которых проводилась работа со здоровьесберегающей компонентой школьного курса физики. Контрольной группой учащихся считались остальные ученики параллели, не принимавшие участия в данном исследовании и получавшие обычные домашние задания. В ходе проведения обучающего эксперимента постоянно контролировалась динамика формирования и развития основных КЗС школьников экспериментальной и контрольных групп с помощью срезов знаний и умений учащихся. Контрольных срезов было три. В экспериментальной группе учащихся проводились ещё два промежуточных среза знаний и умений по окончанию первого и второго этапов экспериментального обучения. В контрольной группе учащихся промежуточный срез был один – в конце обучения. Основной задачей промежуточных срезов было выявление тенденций в развитии отдельных КЗС и их корректировка. Контрольные срезы знаний и умений выявляли сравнительный уровень сформированности основных КЗС у учащихся экспериментальной и контрольной групп. Первый контрольный срез знаний и умений позволил определить общий уровень сформированности КЗС в начале экспериментального обучения – уровень сформированности КЗС у контрольной и экспериментальной группы на начальном этапе примерно одинаков. После проведения педагогического эксперимента мы делаем вывод – уровень сформированности КЗС у контрольной группы остался примерно на том же уровне, у экспериментальной группы наблюдается значительное увеличение уровня сформированности КЗС.
Итак, начальные (до начала эксперимента) состояния экспериментальных и контрольных трупп совпадают, а конечные (после окончания эксперимента) - различаются. Следовательно, эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики - использование здоровьесберегающей компоненты курса физики на уроках в средней школе. Полученный эффект выражается в том, что происходит заметный сдвиг во-первых, в осознании учащимися того, что знания, полученные на уроках физики и правильно примененные на практике, способны помочь человеку избежать неблагоприятных ситуаций, а во-вторых, в рациональном применении физических знаний на практике для собственной пользы.
Список литературы
Википедия – свободная энциклопедия. Проект, проектная деятельность [текст] / http://ru.wikipedia.org/wiki
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [текст] / Н.Ю. Пахомова – М.:АРКТИ, 2003. – 112 с.
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [текст] / А.В. Хуторской http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
Сведения об авторе
ПАРФЕНОВА Анастасия Васильевна / Parfenova Anastasia Vasilyevna
аспирантка Вологодского государственного педагогического университета (ВГПУ), кафедры Общей физики, астрономии и методики обучения физике (ОФАиМОФ) / graduate of the Vologda State Pedagogical University (VSPU), Department of Physics, Astronomy and methods of teaching physics (OFAiMOF).
Место работы: МОУ «СОШ №5» г.Вологды; должность: учитель физики. / Place of work: MOU "School № 5" Vologda; Occupation: teacher of physics.
Адрес для переписки: 160032, г.Вологда, ул. Воркутинская 16-а, кв.46.
Тел. +7-905-297-02-34
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14715
Заголовок 815