Комплекс артикуляционной гимнастики Сказка о Веселом Язычке
Сказка о Веселом Язычке
Учитель-логопед
Булыгина И. В.
Жил веселый Язычок, открыл он один раз окно,
(Открыть рот)
Выглянул из окна, спрятался (2 – 3 раза),
Потом посмотрел на солнышко,
На лужицу (2 – 3 раза),
(«Качели»)
А затем по сторонам, что там на улице?
(«Часики»)
Решил Язычок навести порядок у себя в квартире:
Покрасил потолок,
(«Маляр»)
Подмел пол,
(«Чистим зубки»)
Помыл одну стенку, другую,
(Погладить языком внутреннюю сторону щек)
Вымыл свое окно.
(Круговые движения языком по губам)
Навел он порядок и отправился гулять,
Сел на лошадку и поскакал,
(«Лошадка»)
Скакал Язычок, скакал, и заехал в лес,
В котором росли грибы,
(«Грибок»)
Стал Язычок грибы срывать.
(Отщелкиваем «Грибок», параллельно делая движение ладонью, как бы срывая гриб - 5 раз)
Устал Язычок, сел на пенек и заиграл на гармошке,
(«Гармошка»)
Затем поскакал на лошадке домой.
(«Лошадка»),
Скакал Язычок, скакал, и увидел горку,
(«Горка»)
Спустился он с горки и поскакал дальше.
(«Лошадка»)
Вернулся Язычок с прогулки и пошел мыть руки,
Открыл кран с холодной водой,
(Вращательные движенья кистью правой руки)
И водичка зажурчала: «С-с-с»
(«Песенка водички»)
Открыл кран с горячей водой,
(Вращательные движенья кистью левой руки)
И водичка зажурчала: «З-з-з»
(«Песенка комарика»)
Вымыл Язычок руки
(Имитировать мытье рук)
И стал печь блины.
Печет первый блин,
(«Накажи непослушный язычок»)
Сложил блин острым уголком.
(«Иголочка») И так 3 раза
Затем положил варенье в чашечку
(«Чашечка»)
И так ему было вкусно, что он начал облизываться.
(«Вкусное варенье»)
Комплекс упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к правильному звукопроизношению.
«Иголочка» - губы растянуты – оскал. Высунутому языку придается возможно более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался.
«Качели» - рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку.
«Часики» - рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка направляется вправо, влево снаружи рта.
«Почистим зубки» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка делать чистящие движения снизу вверх по нижним резцам. Следить, чтобы язык не выходил за верхний край резцов.
«Горка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается в виде горки.
«Песенка водички (комарика)» - рот приоткрыт, губы в улыбке, широкий кончик языка за нижними резцами, воздух идёт по центру языка: с-с-с (з-з-з).
«Маляр» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка делать поглаживающие движения по твердому нёбу в направлении от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.
«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
«Вкусное варенье» - языком в виде чашечки облизывать верхнюю губу по направлению сверху вниз.
«Лошадка» - щелкать языком, как будто скачет лошадка.
«Грибок» - присосать спинку языка к нёбу (шляпка гриба), рот открыт, видна растянутая подъязычная связка (ножка гриба). Если не получается сразу, делаем упражнение «лошадка», замедляя темп.
«Гармошка» - рот открыт, положение языка, как в упражнении «грибок», открываем и закрываем рот, смыкая зубы, а не губы.
13.«Накажи непослушный язычок» - рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, язык не высовывается далеко, шлепая губами по языку, произносить: пя-пя-пя
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615