Статья: Самооценка как один из главных факторов формирования агрессивного поведения школьников
САМООЦЕНКА КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
З.Ж. КасымоваПедагог-психолог, средняя общеобразовательная
школа №6,
г. Павлодар, Казахстан
Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных и психологических проблем нашего общества. Агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, ошибки воспитания, культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания – эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности у детей. Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления, и когда еще можно корригировать проявления агрессивности. Однако у ряда младших школьников агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Незрелая детская психика не в состоянии совладать с фрустрирующими влияниями без грамотной помощи взрослого.
В современной психологии нет единого четкого определения понятия «агрессия». В быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий [1].
В основном под агрессией понимают вредоносное поведение, объединяя в нем различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств.Различными авторами И.Б. Бойко, Э. Фромм, Х. Вильфинг, Р. Бэрон, Д. Ричардсон предложен ряд определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим.
Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, И.Б. Бойко, например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него [1], а Э. Фромм описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [2].
Во-вторых, под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, Х. Вильфинг утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [3].
Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой [1].
Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту [4].
Исследуя агрессию, необходимо обратить внимание на самооценку как на один из главных факторов формирования агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [5].
По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [6], поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Обобщая представления о самооценке, И.С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» [7].
Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Отношение к себе, т. е. самооценка, формируется в течение первых 5–9 лет жизни. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становления самооценки продолжается и завершается (под влиянием оценки учителя). В младшем школьном возрасте завершает свое формирование именно общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. В течение жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходят колебания в самооценке – это частные самооценки.
Нами было проведено психолого-педагогическое исследование младших школьников. Исследование проводилось с помощью следующих методик: «Лесенка», тест Розенцвейга детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной), проективная методика «Несуществующее животное». Описываемый тест Розенцвейга предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. В данном тесте испытуемые получают 24 разных рисунка.
По результатам исследования были сделаны выводы относительно форм проявления агрессивного поведения, а также его взаимосвязи с самооценкой испытуемых. Тест Розенцвейга показал, что больше всего агрессивная реакция у младших школьников направлена на живое или неживое окружение. Меньше всего агрессивная реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации.
Рисунок.1 Тест Розенцвейга. Детский вариант
(модификация Н.В.Тарабриной)
Проективная методика «Несуществующее животное» обладает рядом преимуществ: Во-первых, она ориентирована на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены, на те аспекты личности, которые обычно скрыты для наблюдения. Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные исказить картины внутреннего мира. В-третьих, неопределенность исследовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих реакций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности получают вполне адекватное выражение. По результатам проведения методики «Несуществующее животное» мы видим, что действительно 44% дети с неадекватным уровнем самооценки имеют высокий уровень агрессии - 68% испытуемых.
Рисунок 2. Проективная методика «Несуществующее животное» изучение самооценки
Рисунок 3. Проективная методика «Несуществующее животное» изучение агрессивности
Слишком высокая и слишком низкая (неадекватная) самооценка могут стать источником агрессивности младшего школьника, которые могут проявляться по - разному.
При завышенной самооценки у младшего школьника возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Такой человек не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым, склонен себя переоценивать.
При заниженной самооценки ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои способности. Такие учащиеся обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.
53 % испытуемых в выборке обладают адекватной самооценкой, а 47 % обладают неадекватной самооценкой.
Рисунок 4. Тест изучение самооценки «Лесенка»
Исследования, проведенные по этому поводу показали, что действительно младшие школьники, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии.
По результатам исследования наша гипотеза подтвердилась, дети с неадекватной самооценкой, как с завышенной, так и заниженной, имеют высокий уровень агрессивности. У 70% учащихся с неадекватной самооценкой высокий уровень агрессивности. У 15 % – средний и 15 % – низкий уровень агрессивности.
Рисунок 5. Анализ влияния неадекватной самооценки на уровень агрессии
Учащиеся с адекватной самооценкой имеют низкий уровень агрессивности – 40 %, средний уровень – 40 %, высокий уровень – 20 %.
Рисунок 6. Анализ влияния адекватной самооценки на уровень агрессии
Специальные исследования показали, что респонденты, у которых неадекватная самооценка, значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Самооценка выступает одним из главнейших признаков формирования агрессивного поведения. Корригируя самооценку ребенка, мы можем корригировать его агрессивное поведение.
Были сформулированы рекомендации родителям:
1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
2. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
4. Снижение напряжения ситуации.
5. Обсуждение проступка.
6. Сохранение положительной репутации ребёнка.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Главные условия – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Список использованной литературы:
1. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 1998. – 336 с.
2. Фромм, А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации / А. Фромм. – М.: Республика,1996. – С. 15–19.
3. Вильфинг, Х. Система социальных мер в Австрии по предупреждению насилия в семье / Х. Вильфинг // Психологический вестник. –1996. – № 2. – C. 45–53.
4. Психология человеческой агрессивности: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 656 с.
5. Психология самосознания: хрестоматия – Самара, 2003. – 234 с.
6. Немов, Р.С. Психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 3-е изд. – М., 2000. – 608 с.
7. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М., 1978. – 64 с.
Өзін-өзі бағалау бастауыш мектеп балаларының агрессивті тәртібінің негізгі факторларының түрленуі
З.Ж. Касымова
Педагог-психолог, Павлодар қаласының жалпы орта білім беру мектебі №6, Павлодар қаласы, Қазақстан
Аннотация
В данной статье рассмотрены корреляции между двумя свойствами личности учащегося начальных классов: самооценкой и агрессией. Особое внимание обращается на то, что, неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка - негативным образом влияет на формирование агрессивности ребенка, по отношению к окружающим или к себе. На основе анализа исследований проведенных авторами статьи показана положительная динамика развития личности при формировании верной (адекватной) самооценки и снижением уровня агрессии. Для родителей были разработаны рекомендации, которые предполагают своим воздействием, повышая уровень самооценки, - снижать уровень агрессивности.
Берілген мақалада бастауыш сынып оқушысының екі тұлға ерекшелігі арасындағы өзін-өзі бағалауы мен агрессиясы қарастырылған. Өзіне деген қоршаған ортаның қатынасы бойынша баланың агрессивтілігінің қалыптасуына негативті бейнемен өзін-өзі (асыра немесе төмен)бағалау адекватты болмағанға баса назар аударылады. Агрессия деңгейінің төмендеуі мен (адекватты) дұрыс қалыптасуда тұлғаның даму динамикасының қолайлы болғаны, мақала авторларының өткізген зерттеу талдауы негізінде көрсетілген. Ата-аналар үшін өзін-өзі бағалау деңгейін көтеретін, агрессия деңгейін төмендететін, өз әсерлерін болжайтын ұсыныстар жасалды.
Self –concept as the only main factor for formation aggressive behavior of primary school children
Z. J. Kasymova educational psychologist, secondary school № 6, Pavlodar, Kazakhstan
In this article, correlations are considered between two properties of personalityprimary classe:by self-appraisal and aggression.
The special attention applies on inadequateselfappraisal (underestimation or overestimation) – influences negative or forming aggressiveness or child in relation to people in himself.
On the basis of, analisisof researches conducted by the authors of the article, the positive dynamics of personal development in formingselfacceptance and decrease of aggression level.
Recommendations for parents are worked out. They are supposed to be the decrease of aggression level, overestimating selfappraisal.