Организация дифференцированной и индивидуальной работы в урочной и внеурочной деятельности как условие реализации инклюзивного образования в начальной школе
Организация дифференцированной и индивидуальной работы в урочной и внеурочной деятельности как условие реализации инклюзивного образования в начальной школе
С 1 класса у меня обучается ребенок, который испытывает трудности с усвоением программного материала. По заключению территориальной ПМПК от 26.08.16г. ему присвоен статус ОВЗ. Даны рекомендации: обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ЗПР, занятия с психологом (предоставлена справка). После стационарного обследования в детской поликлинике от 28.09.16г. рекомендовано обучение по программе VII вида (предоставлена справка).
Перед началом работы :Я ознакомилась с СанПиНом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (узнала, что продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут; под контролем учителя);
побеседовала с мамой о состоянии здоровья ребенка и мотивации к обучению (узнала, что в осенний – весенний период ребенок будет проходить медикаментозное лечение более сильными препаратами для предупреждения агрессивного поведения, побочные действия: заторможенность реакции; за лето навык чтения почти утерян; желание учиться на низком уровне );
ознакомилась с предоставленными из ПМПК справками;
изучила психологические особенности детей с задержкой психического развития VII вида (повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, более низкий уровень развития восприятия, отставание в развитии всех форм мышления, дефекты звукопроизношения, своеобразное поведение, бедный словарный запас, низкий навык самоконтроля, ограниченный запас общих сведений и представлений, неудовлетворительный навык каллиграфии, трудности в счете через 10);
проконсультировалась у зам. директора по УВР Леденевой И.А., по какой программе и каким учебникам реализовывать образовательный процесс;
совместно с Кузьминой О.П. написали рабочие программы по учебным предметам для 2 класса.
И приступила к работе. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья.
В условиях реализации инклюзивного образования в рамках класса использую сама и рекомендую коллегам следующие правила работы с детьми с ЗПР:
Создавать спокойную рабочую обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
Проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ребенка.
Рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает. Поэтому объяснение нового материала провожу в начале урока.
Для подкрепления объяснения материала и устных инструкций использовать наглядные материалы (электронное сопровождение к учебникам по ОС «Гармония», наличие в кабинете визуализатора, с помощью которого легко и быстро на экран можно вывести любое задание учебника или ТПО, картинки, схемы, образец и т.д.).
Нельзя допускать переутомление ребенка (ложится на парту, «сползает» со стула); при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности или такому ребенку можно встать и посмотреть в окно (но делать это не чаще 1 раза за урок).
Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение. Задания должны строиться по принципу от простого к сложному (заново учимся читать).
В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу. (разрешено во время урока подходить к учителю для уточнения задания, другими детьми это воспринимается спокойно)
На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Поддержка ребенка со стороны психолога (по четвергам занимается с психологом школы Исмагуловой Б. А.), учителей-предметников (англ. яз. - Доценко С.Н., физ-ры – Самсонова А.С.).
Не сравнивать ребенка с другими детьми, не предъявлять завышенных требований.
Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
Использовать групповые формы работы. (Класс разделен на группы: сильные, слабые (куда входит И.) и несколько групп среднего уровня без названия. Слабым достается задание с разрезными карточками. Н-р: окр. мир «Природные явления», 1 гр. – рассказать о 2-3 природных явлениях, пользуясь дополнительн. источниками; 2,3 гр. – работали с учебниками, разрезными карточками и предоставили сведения о природ. явлениях разных времен года. 4 гр. (слабые уч.) – работали с разрезными карточками и привели примеры тел природы и тел, которые являются изделиями человека. Здесь и деятельностный подход и создание ситуации успеха, в которой ребенок имел возможность проявить свои сильные стороны.
И. – левша, поэтому сидит на 1 варианте. Соседка – спокойная умная мотивированная девочка, которая с удовольствием оказывает организующую помощь И. (приготовление к уроку, запись дом. задания, своевременную сдачу тетрадей)
Работа с тьютором – «ученическое репетиторство» (работа над ошибками после контр. работ, рассказ правил по опорным словам, чтение за диктором)
Вместо контр. работ по математике в пособии «Мои достижения», где присутствует объемное описание задания, использовать контр. работы в традиционной форме.
Использовать дифференцированные домашние задания (заучивание стихотворения наизусть – И. учит первое четверостишие, но с названием произведения).
Ввиду боязни отвечать возле доски отвечает со своего места.
Вовлечение ребенка во внеурочную жизнь класса (дополнительные внеклассные занятия во время каникул). С удовольствием второй год посещает занятия в кружке «Модное рукоделие» и выполняет аккуратные поделки.
Регулярные беседы и консультации с мамой ребенка об осуществлении грамотной помощи в обучении дома.
В результате проделанной работы наблюдаются положительные результаты:
Тестирование, проведенное психологом школы Исмагуловой Б. А., показало, что И. чувствует себя в коллективе комфортно, не испытывает страха или напряжения при общении с учителем.
С удовольствием общается с одноклассниками, дружит с некоторыми из них. Можно сказать, что дети класса принимают И. таким какой он есть (строясь в столовую, он никогда не остается без пары, с появлением телефонов вижу как И. записывает номера одноклассников. В целом, обстановка в классе доброжелательная.
Принимает посильное участие в жизни класса: дежурит по классу, имеет поручение– ответственный по ИЗО.
Следствием системных занятий по развитию мелкой моторики является более аккуратный и уверенный почерк.
В периоды нормальной работоспособности у И. обнаруживается целый ряд положительных сторон его деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении ребенком доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке.
Однако, наряду с положительными моментами в работе с данным ребенком испытываю следующие трудности:
Отсутствие опыта работа с детьми с ЗПР VII вида.
Отсутствие логопедической поддержки обучающихся в школе.
Пассивность родителей данного ученика в оказании грамотной помощи дома.
Пока психологически не готова к работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения интеллекта.