Конспект интегрированного занятия по слушанию музыки для детей старшей группы на тему Пушкин и музыка
Конспект интегрированного занятия по слушанию музыки для детей старшей группы «Пушкин и музыка»
На центральной стене панно, на котором изображены море, край острова, терема с золочеными куполами. Правый угол оформлен под «Хрустальный домик» для белочки, в левом углу центральной стены стоит ширма. Волны, сделанные из креповой бумаги, закрепляются на ширме и плавно переходят на сцену. Над волнами крепится картина, на которой изображены богатыри во главе с Черномором. (Картина закрыта)
Дети входят в зал и садятся на стульчики. Раздается стук в дверь Появляется почтальон, здоровается с детьми и отдает им конверт.Музыкальный руководитель: Какой большой конверт! Давайте посмотрим, что там. (Пытается открыть конверт). Не могу достать письмо. Если вы отгадаете загадку, конверт откроется. Итак, внимание!
Звучит мелодия русской народной песни, выходят воспитатель и две девочки в русских костюмах, садятся на скамейку у центральной стены, занимаются рукоделием.
Муз.рук.: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.1 девица (воспитатель): Кабы я была царица - Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила б я пир.
2 Девица: Кабы я была царица - Говорит ее сестрица, То на весь бы мир одна Наткала я полотна!
3 Девица: Кабы я была царица - Третья молвила сестрица, Я б для батюшки царя Родила богатыря.
Муз.рук.: Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь.
Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? Правильно, это «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина. Композитору Римскому-Корсакову она очень понравилась, и он решил написать к ней музыку. Сейчас мы послушаем ее.
Достает из конверта иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. Ставит иллюстрации на подставки так, чтобы они были хорошо видны детям. Звучит фрагмент «Белка»
Муз.рук.: Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок. Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? (Дети выбирают картинку). Правильно, композитор своей музыкой нарисовал образ Белочки.Звучит отрывок «Белка». На фоне музыки ребенок читает соответствующий отрывок из поэмы ПушкинаМуз.рук.: Вот чудо так чудо, хоть бы одним глазком посмотреть.Воспитатель: Давайте для белочки сделаем угощение, может быть, она появится?Проводится лепка «Орешки». Воспитатель собирает готовые орешки на блюдо. В это время из своего домика выходит Белка (девочка в костюме Белки)
Белка: Ой, сколько орешков! Да какие все красивые!
Воспитатель: Да, Белочка, ребята постарались, приготовили тебе угощение.Белка: Я вижу, что руки у ваших ребят умелые. А могут ли они играть на музыкальных инструментах?Воспитатель: Конечно, белочка, да ты сама послушай.
Шумовой оркестр исполяет мелодию «Во саду ли в огороде»
Белка: Красны девицы, добры молодцы, а вашем царстве-государстве бывают празднества? А как вы веселитесь, какие песни поете, пляски пляшете?
Муз.рук.: А вот какие! Дети исполняют пляску по выбору музыкального руководителя
Муз.рук.: Белочка, тебе понравилась наша пляска?
Белка отвечает, затем уходит в свой домик. Дети садятся на свои места. Звучит фрагмент «Царевна-Лебедь» Дети выбирают картинку, соответствующую музыке, и слушают фрагмент повторно. На фоне музыке ребенок читает соответствующий отрывок из сказки Пушкина
На последние слова из-за ширмы выходит Царевна-Лебедь.
Царевна-Лебедь: Здравствуйте, ребята! Рада побывать у вас в гостях, посмотреть, как вы живете, как веселитесь, какие наряды носите? А вы знаете, наши красные девицы и добры молодцы, украшения делали своими руками. Девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса. А вы сможете сделать их?
Дети выполняют «Короны и богатырские пояса». Девочки наклеивают узор из цветной бумаги на заготовки в виде шапочек-корон; мальчики украшают пояса из бумаги. По окончании работы надевают на себя сделанныеукрашения.
Царевна-Лебедь: Вы знаете, ребята, что раньше на Руси красны девицы хороводы водили, да песни русские народные распевали.
Царевна-Лебедь т девочки заводят хоровод «На горе-то калина»
Муз.рук,: Спасибо, Царевна-Лебедь. Девочки запомнят твой хоровод. А сейчас, внимание, вернемся к нашим картинкам и музыке. Царевна-Лебедь послушает ее вместе с нами.
Дети слушают музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря», выбирают картинку. На повторное слушанье ребенок читает наизусть соответствующий отрывок из сказки Пушкина.Царевна открывает картинку, на которой изображены богатыри. На картине Черномор изображен без бороды. Тонко нарезанные разноцветные полоски креповой бумаги за один конец прикреплены к стене (между волн) липучей лентой.
Царевна-Лебедь: Ой, посмотрите, что же случилось? Беда-то какая! У дядьки Черномора борода плавает по синему морю, потеряли богатыри всю силу! Кто же будет защищать меня? Некому будет охранять город на острове и моего князя Гвидона.
Воспитатель: Ребята, я думаю, что нам надо помочь Царевне-Лебеди. (Обращается к ней) Царевна-Лебедь, не печалься, сейчас наши мальчики – будущие богатыри – помогут собрать и поднять тяжелую волшебную бороду Черномора, вернуть волшебную силу богатырям. Не зря же они готовили себе такие замечательные пояса.
Мальчики при помощи липучей ленты выполняют аппликацию «Борода»
Царевна-Лебедь: Каждый, кто помогает богатырям, сам становится очень сильным. Покажите, добры молодцы, свою силу богатырскую!
Звучит фонограмма песни «Богатырская сила» С.Намина, под которую мальчики идут, выполняют движения
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, узнали все музыкальные загадки, но для вас есть еще одно испытание: запомнили ли вы музыку? Сейчас проверим!Проводится музыкально-дидактическая игра «Три чуда». У каждого из детей по три карточки. На них изображены орешек, корона, богатырский шлем. Звучит магнитофонная записи услышанных отрывков. Дети в сооветствии с с музыкой поднимают ту или иную карточку
Царевна-Лебедь: Ну вот, мне пора возвращаться в сказку. Но как же это сделать?
Воспитатель: Не волнуйся, в этом нам помогут картинка и музыка в ней.
Звучит фрагмент «Море». Царевна Лебедь, кружась, подходит к ширме, делает волшебные движения для превращения, исчезает за ширмой, на которой сразу появляется плосткостное изображение лебедя, который плывет по ширме и исчезает.
Муз.рук.: Вам понравилась эта музыкальная сказка? А мне было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С.Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А.Римского-Корсакова, написанной к ней.