Конспект интегрированного урока по литературе по теме .«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы, живописи, музыки(5 класс)
Абашкина Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Школа №83
имени Г.И. Баланова города Донецка»
Интегрированный урок в 5 классе
«Весна! Весна! Заветная пора!»
(Весна в произведениях литературы, живописи, музыки»)
Интегрированный урок в 5 классе
Тема. «Весна! Весна! Заветная пора!» (Весна в произведениях литературы, живописи, музыки»)
Цель урока:
•формировать умение выражать впечатление о музыкальном, литературном произведении, произведении живописи;
•развивать речь, умение сопоставлять пейзажные образы в поэзии с созданными в других видах искусств, способствовать овладению художественными образами, выразительными средствами языка;
•воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование; тексты стихотворений Ф.Тютчева, А.Фета, репродукции картин русских художников Ф.А.Васильева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова; музыка А.Вивальди, П.И.Чайковского; романс С.Рахманинова «Весенние воды».
Ход урока
1. Организация класса
2. Слово учителя
Ребята, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо разгадать кроссворд.
Слайд
1 и с к у с с т в о -76835438150-76835193040-76835-69852 ф о рт е пи а н о
3 с л о в о -67310952504 по л о т н о 5 к ра с о т а 1. Мастерство, ремесло.
2. Широко распространенный музыкальный инструмент, клавишно-струнный, молоточковый.
3. Одна из основных единиц языка.
4. Ткань, на которой рисуют картины.
5. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
3. Слово учителя
В кроссворде спрятано такое знакомое, простое и многогранное слово «весна». «Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна». Так говорил о весне русский писатель Михаил Пришвин.
– А какие ассоциации вызывает у вас это слово? Давайте составим ассоциативную пирамиду.
4. Составление ассоциативной пирамиды
Слайд
2329815156845ВЕСНА
00ВЕСНА
2996565140335капель
00капель
1805940149860солнце
00солнце
1358265107950ручей
00ручей
3482340112396птицы
00птицы
3872865160654тепло
00тепло
977265160020цветы
00цветы
4606290139700улыбки
00улыбки
2967990132715возрождение
00возрождение
1272540113665пробуждение
00пробуждение
196215123190радость
00радость
5. Слово учителя
Слайд
Слово «весна» ключевое в теме нашего урока «Весна! Весна! Заветная пора!» (Весна в произведениях литературы, живописи, музыки»).
Ребята, вы получите сегодня возможность почувствовать, что весна – особое время года, долгожданное и волнующее. Волнующее всех людей, а особенно творческих, людей искусства: поэтов, художников, музыкантов.
Предлагаю вам послушать прекрасную музыку Антонио Вивальди «Времена года. Весна»
История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются – «Времена года». Это цикл концертов Вивальди (1723), оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес Чайковского (1876), балет Глазунова (1899).
Слайд
438152286000Антонио Вивальди (1678-1741) – итальянский скрипач, дирижёр, композитор, создатель жанра инструментального концерта, педагог. Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Вивальди – профессионального скрипача собора св. Марка. Антонио получил церковное образование, за рыжий цвет волос его прозвали «рыжим священником».
«Времена года» – цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трёх частях, и каждый концерт изображает одно время года.
«Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Каждому из концертов композитор предпослал сонет – своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.
Весна
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года. Весна»
(слайд-шоу)
6. Беседа с учащимися:
– Какое настроение создает музыка Вивальди?
– Как звучит музыка?
– Какие образы возникают?
– Какие звуки вы слышите?
7. Слово учителя
Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат в пассажах скрипачей. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны.
8. Слово учителя
Слайд
Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту родной природы по-особому чувствуют художники. Среди них такие известные творцы прекрасного, как И.И.Левитан, А.И.Куинджи, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин.
– Ребята, как называется картина, изображающая природу? (Пейзаж)
– А художник, рисующий пейзажи? (Пейзажист)
Предлагаю вашему вниманию работы выдающихся русских пейзажистов ХІХ века.
-381015494000
У художника Фёдора Александровича Васильева (1850 – 1873) есть картина «Оттепель».
– Что вы думаете о погоде того дня, который изобразил художник?
– Какие цвета преобладают в картине? Какое настроение они создают?
9. Слово учителя
На этой картине художник изобразил весну, вступающую в свои права. Мы видим дорогу, «разбухшую от подтаявшего снега». На дальние поля легли синие тени. Сочетание коричневых, серых, желтоватых тонов усиливает впечатление грусти. Введенная в пейзаж фигура путника с ребенком, с трудом пробирающегося по разъезженной талой дороге с разлившимся посередине ручьем, еще больше усиливает гнетущее чувство безнадежности.
По народному поверью, в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки грачи к своим родным гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречают люди.
– Вы, наверное, уже догадались, о какой картине у нас пойдет речь?
Слайд
3810190500
Верно, рассмотрим картину Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 – 1897) «Грачи прилетели».
542925254000
Художник изобразил мотив весенней пробуждающейся природы, с тающим снегом и первым весенним дыханием. В изображении лирического восприятия родной природы художник показал внутреннюю красоту невзрачного по своему внешнему облику пейзажа. Снег еще холодный, зимний, а рядом талая вода. На картине мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянными домами и баньками на задах дворов. Березки еще не распустились, их ветки словно качаются в воздухе. Небо с легкими облаками – это уже весеннее дыхание. А вокруг уже неугомонные первые вестники весны – грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о весне.
10. Беседа с учащимися:
– Какие чувства вызвала у вас эта картина?
– Что вы слышите, глядя на картину? (Слышно, как перекликаются птицы в вышине и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы деревьев)
Звучит музыкальная композиция «Хрустальная грусть»
Слайд
275653561341000-3810381000А вот картина Исаака Ильича Левитана (1860 – 1900) «Март».
Картина «Март» – общепризнанный шедевр Исаака Левитана, настоящее событие в русской живописи. Полотно написано в 1895 году, во время поездки в имение Турчаниновых.
Картина писалась стремительно, в несколько сеансов, без подготовительных этюдов. Оказалось, что до Левитана ни один художник не показывал раннюю весну так ярко и живописно. Зато впоследствии мотив ранней весны стал излюбленным в творчестве многих живописцев.
Кажется, картина «Март» известна каждому школьнику. Все мы помним этот рыхлый тающий снег с удивительными прозрачно-синими тенями, тянущиеся к ярко-синему небу тонкие рыжие ветки берез и осин, ярко-желтую от солнца стену дома… И, конечно, мохнатую лошадку, пригревшуюся на солнышке возле крыльца усадьбы. Кажется, что нет ничего проще этого пейзажа. Но сколько в нем нежной мелодии, тонкого и тихого очарования!
11. Беседа с учащимися:
– Найдите приметы весны на картине. (Редкие проталины, раскрытые ставни на окнах, двери настежь, скворечник)
– Какие цвета преобладают в произведении?
– Опишите мартовский снег и солнце.
12. Слово учителя
Настроение пробуждающейся природы Левитан передал, главным образом, через изображение мартовского солнца – ослепительно яркого, радостного, лучезарного. Снег на картине тоже удивительный – его состояние Левитан передает с помощью множества цветовых оттенков – снег как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах.
Пейзаж «Март» Левитана – один из самых поэтических в мировой живописи. Сам бесконечно влюбленный в тихую прелесть русской природы, художник позволяет и нам прикоснуться к чарующему ее обаянию, услышать песню ее весеннего пробуждения.
13. Слово учителя
Ощущение весны творческие люди передают, используя разные средства: художник рисует красками, музыкант пользуется звуками, а поэт – словами.
«Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни», – писал немецкий поэт Генрих Гейне.
Самое начало весны описывает в своём стихотворении «Весенние воды» прекрасный русский поэт ХІХ века Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873), в лирике которого тема природы занимает особое место.
14. Выразительное чтение учащимся стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды»
Слайд
323852476500 Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,А воды уж весной шумят -Бегут и будят сонный брег,Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:"Весна идет, весна идет,Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,И тихих, теплых майских днейРумяный, светлый хороводТолпится весело за ней!
15. Беседа с учащимися:
– Что отражает название стихотворения, тему или его главную мысль?
– О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтвердите строчками из стихотворения.
– Разбейте его на части.
– Какая картина кажется необычной? (Вода будит, гласит; дни румяные водят хоровод, толпятся)
– Понаблюдай, как рисует поэт. Какие краски использует? (Поэт использует холодные и тёплые тона: белый снег, румяный, т. е. розовый).
– Кого оживляет автор? (Воду, весну, майские дни)
– С кем сравнивает? (Воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми)
– А кто такие гонцы? (Гонец – тот, кто является вестником, приносит весть)
– Какая часть речи главная в стихотворении? Почему? Что они характеризуют? (Преобладают глаголы, они характеризуют движение воды, весны)
– Есть ли особые звуки в произведении?
– Какие звуки повторяются? (Повторяется согласный звук [б] и шипящий [ш], они помогает передать начинающееся движение воды)
– Какой образ самый выразительный в стихотворении? А какой характер у весенних вод? (Задорный, весёлый, они улыбаются, кричат, ведут себя дерзко)
– Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода? (О том, что всё проснётся от зимнего сна)
– Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней)
16. Слово учителя
Слайд
С.В.Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию… У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы».
– Ребята, а вам знакомо имя Сергея Васильевича Рахманинова?
43472104000500Верно. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943) – выдающийся дирижёр, пианист и композитор XX столетия, в совершенстве владел выразительными средствами фортепиано.
Как музыка – вдохновительница поэзии, так и поэзия – вдохновительница музыки. Читая любимых поэтов – А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, И.Бунина – С.Рахманинов не мог удержаться от того, чтобы сразу, со сборником в руках, не сесть за рояль, и – мелодия выливалась из глубины души. Так родился романс «Весенние воды» на стихи Ф.Тютчева.
-21526540513000Звучит романс Рахманинова «Весенние воды»
Музыкальный образ весенних вод
из романса
«Весенние воды» С.В.Рахманинова17. Слово учителя
Кстати, будущий композитор начал учиться музыке, когда ему было всего 4 года. Одно из самых прекрасных своих произведений – романс «Весенние воды» – много лет спустя Сергей Рахманинов посвятил своей первой учительнице Анне Дмитриевне Орнатской.
В романсе «Весенние воды» изображается стремительное, безудержное движение юных сил весны.
– Какие средства музыкальной выразительности используются в романсе «Весенние воды» для создания образа безудержного, радостного движения весны? (Стремящаяся вверх интонация, скачки в мелодии; быстрый темп; яркая, громкая динамика; богатое, насыщенное сопровождение)
18. Беседа с учащимися:
– Ребята, а любите ли вы дождь?
– Знаете, как в толковом словаре определятся «дождь»? «Жидкие атмосферные осадки, которые выпадают из облаков. Диаметр капель от 6-7 до 0,5 мм; если размер меньше – то это морось». Как скучно и сухо!
А теперь закройте на минуту глаза и представьте «свой» дождь. Не смейтесь – дождь, действительно, у каждого свой. Как нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и нет – с одинаковыми воспоминаниями, восприятием дождя, тяжелых капель, легкой измороси, любимого зонтика, босых ног в луже. Такие воспоминания нужно беречь – именно они помогают людям оставаться людьми, чувствовать природу. Попробуйте записать свои мысли в виде синквейна или мини-сочинения «Мой дождь», а можете воспользоваться карандашами, фломастерами и нарисовать свой дождь.
19. Выполнение творческой работы
Слайд (Образец синквейна)
Весна.Теплая, долгожданная.Приходит, оживляет, воодушевляет.Чудесная пора любви.Солнце.
Звучит музыка «Волшебные звуки природы» (слайд-шоу)
20. Проверка творческого задания
21. Слово учителя
А вот как говорит о дожде Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892), русский поэт ХІХ века, тонкий лирик, чуткий художник слова.
Выразительное чтение учащимся стихотворения А.Фета «Весенний дождь»
-152401206500 Весенний дождь
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
22. Беседа с учащимися:
– Каким настроением наполнено стихотворение? (Лёгким, свежим, воздушным)
– Сколько раз в стихотворении употребляется слово «дождь»? (Поэт не употребляет ни разу само слово «дождь», вместо этого в стихотворении присутствуют слова «завеса», «золотая пыль»)
– В тексте стихотворения А.Фет не называет прямо цвета и краски, и всё же краски, которыми нарисован словесный пейзаж, можно выделить.
– Найдите в тексте эпитеты и определите их значение.
– Представьте, каким будет дождь. (Надвигающийся весенний дождь тёплый, звонкий, ласковый – именно такой дождь издавна люди зовут «грибным» или «слепым»)
Слайд
– А знаете ли вы, название какого цветка в переводе с греческого означает «цветок дождей»? (Гиацинт, его цветение приходится на сезон дождей. Гиацинт - символ умиравшей и воскресавшей природы, поскольку, увядая, прекрасный цветок спустя несколько месяцев возрождался вновь)23. Викторина «Назови моё имя» (фото весенних цветов на экране)
Слайд «Подснежник» (Удивительный характер у подснежника. Зацветет еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю)Слайд «Ландыш» (Маленькие фарфоровые колокольчики стали для людей символом весны. Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоен на их аромате. Недаром и присловье есть такое в народе: «Ландыши – дыши!»)О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
А.А.ФетСлайд «Примула» (Чудесный дар весны. В Древней Руси первоцвет любовно называли «баранчики», «первенец», «кудель», «барашки» (очевидно, за опушённые листья), «ряст» (оттого, что рано цветёт)Слайд «Тюльпан» (Своё название цветок получил от персидского слова «тюрбан». Тюльпан – символ счастья и радости)Не сумели разогнать тоску,
Мрачные февральские туманы.
И печаль ложится на строку,
Но сегодня я грустить не стану!
Трогательной вестью о весне,
Вытянув листочки торопливо
Зацвели тюльпаны на окне,
Ярко и божественно красиво!
А.А.ФетУчитель. Пусть весна скоротечна, но она эффектно привечает нас, удивляя заново своими сокровищами. И так хочется удержать в памяти это чудо – нежные и в то же время стойкие первоцветы.
24. Итоги урока
Учитель. Мы познакомились с удивительными творениями разных авторов. Но что объединяет великих художников, изобразивших разными средствами восхитительное время года? (Они показали нам разную весну. И в душе каждого человека своя весна. Но она имеет нечто общее: дарит радость, несёт надежду, стремление к новой жизни, обновлению и любви)Слайд
«Всё ново весной! Да и сами весны всегда такие новые – ни одна не похожа на другую, в каждой есть что-то своё, что придает ей особую, неповторимую прелесть» (Люси Мод Монтгомери, канадская писательница, 1874-1942)
25. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева или А.А.Фета.