Урок по теме Постэмбриональный период развития


Тема: Постэмбриональный период развития
Цель: сформировать знания об особенностях постэмбрионального периода развития.
Задачи: сформировать у обучающихся знания о типах постэмбрионального развития, выявить его закономерности и продолжительность у различных организмов;
развивать умения работать с разными источниками информации, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, выделять главное;
формировать познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов;
воспитание ответственности за состояние личного здоровья (влияющего на здоровье потомства) и поведения, соответствующего нормам права и морали, принятым в обществе.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: экология.
Внутрипредметные связи: зоология, анатомия, физиология.
Оборудование: таблица «Развитие насекомых», коллекции по развитию насекомых, компьютер и мультимедийное оборудование, электронное учебное издание (мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина, «Общая биология» 9 класс), раздаточные материалы, учебник, рабочие тетради.Ход урока
Орг. момент.
Добрый день. Прошу, садитесь.
Начинаем наш урок.
Сядем ровно, не сутулясь,
За осанкою следим.
Постороннее забудем
И про жизнь поговорим.
Знанья ваши закрепим,
Материал весь обобщим.
Слушай, смело отвечай
И пятёрку получай.
Проверка посещаемости, готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Что такое онтогенез? Из каких периодов он состоит?
На доске по ходу ответа вывесить таблички, образующие схему:
Онтогенез


Постэмбриональный период
Эмбриональный
период

Раскройте смысл термина «эмбриональный период развития».
Назовите этапы эмбрионального периода развития.
Какие изменения происходят с зиготой на стадии дробления? Чем она завершается?
Что собой представляет гаструла?
Что такое дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития?
В чём заключаются результаты органогенеза?
Тест (для слабоуспевающих учащихся)
1. Период дробления завершается образованием:
а) гаструлы; б) нейрулы; в) бластулы.
2. Печень и желудок развиваются из:
а) эктодермы; б) мезодермы; в) энтодермы.
3. Процесс индивидуального развития организмов:
а) филогенез; б) овогенез;3 в) онтогенез.
4. Органы чувств и нервная система развиваются из:
а) мезодермы; б) энтодермы; в) эктодермы.
5. Двуслойная стадия зародыша называется:
а) бластула; б) гаструла; в) нейрула.
Ответы: 1 – в, 2 – в, 3 – в, 4 – в, 5 – б.
Актуализация знаний.
Итак, мы вспомнили, что происходит с организмом во время эмбрионального периода развития. А вот что происходит с организмом после рождения?
Обратите внимание на схему, вывешенную на доске. Все её компоненты нами изучены? О каждом мы смогли бы рассказать? (Наступает постэмбриональный период в жизни организма)
То есть, мы знаем, что происходит с организмом до его рождения или выхода из яйцевых оболочек. А вот что с ним происходит дальше, нам ещё только предстоит узнать.
Таким образом, что станет темой нашего сегодняшнего урока? (Постэмбриональный период развития)
Записываем тему урока в тетрадь.
Обращаю ваше внимание на то, что схема ещё не завершена и по ходу урока мы должны закончить её, дополнить недостающими фрагментами.
Целеполагание. Постановка проблемы. Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра (Сенека).
Какую цель, исходя из темы, мы можем поставить перед собою на сегодняшний урок? Какие познавательные задачи нам потребуется решить? (Узнать, как проходит постэмбриональное развитие, из каких этапов оно состоит, у всех ли организмов проходит одинаково, какие и почему могут возникать проблемы развития; продолжим учиться работать с разными видами информации, устанавливать связи, выбирать главное).
Почему в природе сложились два способа постэмбрионального развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный?
Изучение нового материала.
В детстве сказку про лягушку,
Что царевной стала вдруг,
вы читали и не знали,
что подобное в природе
происходит там и тут.
И такие превращенья
В цирке только и в кино
Можно видеть,
Но в природе происходит то давно.
Просмотр видеофрагмента (смотрим внимательно, готовимся ответить на вопросы)
В момент рождения или выхода организма из яйцевых оболочек заканчивается эмбриональный и начинается постэмбриональный период развития. Именно в этот период можно увидеть различные пути роста и развития организмов.
Мозговой штурм.
Какие пути постэмбрионального развития показаны в фильме?
Постэмбриональное развитие может быть прямым или сопровождаться превращением (метаморфозом). Что это означает?
В чём разница постэмбрионального развития лягушки и человека?
Рассмотрите рис. 92, 93, 94 учебника. В чём сходство развития асцидий, лягушки и бабочки?
Прочитайте первые три абзаца § 33, с 162. На основании просмотренного фильма и прочитанного текста учебника сконструируйте на листе тетради схему: (биологический пазл)
Направления постэмбрионального периода развития организма

Прямое развитие
(т.е. без превращении) Непрямое развитие
(т.е. с превращением или с метаморфозом)
Из яйцевых оболочек выходит или рождается небольшой организм, но уже с заложенными всеми основными органами (т.е. похожий на взрослую особь).
Организму остается только расти и развиваться. Из яйцевых оболочек выходит организм устроенный проще и имеющий свои специальные органы – это личинка.
Личинка питается, растет и со временем преобразуется во взрослый организм. При метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.
Организмы, развивающиеся с превращением весьма оригинальны. Вспомним фильм, где приведён пример развития прудовой лягушки. В учебнике приводятся примеры асцидии – представителя подтипа Личиночно-хордовые, бабочки – представителя класса Насекомых. Все эти примеры демонстрируют биологическое значение развития с метаморфозами. Какие у вас есть мысли, для чего мог возникнуть такой тип развития?
Для уточнения ответа давайте проведём в парах небольшую работу по алгоритму. (ответы обсудим и расскажем друг другу).
Задание 1.
1. Рассмотрите, как развивается саранча, определите тип ее развития? Ответ обоснуйте.
2. Рассмотрите, как развивается майский жук.
– Какие стадии в развитии майского жука можно выделить? Определите тип ее развития, ответ обоснуйте. 
– Какую среду обитания занимает личинка, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
– Какую среду обитания занимает взрослая особь майского жука, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
– Какую роль выполняет куколка?
3. Насекомых, с каким типом развития больше в природе. В чем причина выбора такого типа развития большинства насекомых?
4. Сделайте вывод: о типах развития насекомых, причине метаморфоза среди насекомых.
5. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока. Найдите в учебнике ответ на вопрос: в чём заключается биологическое значение метаморфоза?
Формулируем и записываем в тетрадь.
Свободноплавающая личиночная стадия способствует расселению животных.
Снижает конкуренцию за пищу и остроту борьбы за существование.
Наиболее важен для особей, меняющих образ жизни или среду обитания.
Как вы думаете, одинакова ли продолжительность постэмбрионального развития у разных видов? Давайте выясним.
Задание 2. Воспользовавшись § 33, страницы 162 – 166, найдите ответ на вопрос: Одинакова ли продолжительность постэмбрионального развития у разных видов?
(Учащиеся находят в учебнике ответ на вопрос и записывают его в тетрадь).
Задание 3.
Подумайте, какой тип постэмбрионального развития характерен для человека?
Найдите в учебнике информацию о том, какие стадии выделяются в постэмбриональном развитии человека.
Какая стадия постэмбрионального развития у человека наиболее продолжительная?
Следует отметить, что формирование растущего организма зависит от множества факторов. Назову лишь некоторые из них: влияние отдельных клеток и тканей друг на друга, абиотические условия внешней среды в которых осуществляется процесс развития, влияние гормонов выделяемыми железами внутренней секреции, регуляция со стороны нервной системы, влияние заложенное в клетках данного организма генетической программы. Ученные выяснили, что метаморфоз лягушки регулируется гормонами щитовидной железы. Если головастика лягушки поместить в воду с такими гормонами, то у животных наблюдается преждевременный метаморфоз. При этом формируются готовые к выходу на сушу лягушата, величиной с муху.
В конце урока можно обсудить с учащимися проблему старения; выявить в беседе влияющие на него факторы, привести примеры, иллюстрирующие сроки жизни некоторых растений и животных
Закрепление.
Давайте закончим схему, с которой начинался урок.
Обучающиеся подставляют к схеме готовые фрагменты, аргументируют выбор, оценивают ответ товарищей.
Как вы думаете, можем мы теперь решить проблему урока?
В процессе развития организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Для животных, меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямой тип развития.
Для животных, не меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямое развитие.
Выполнение и отчет по выполнению разноуровневых заданий с последующей проверкой (по выбору учащегося)
Задание 1. Выполните тесты:
1. Установите соответствие между животным и типом его развития:
ЖИВОТНЫЕ ТИП РАЗВИТИЯА) черепаха 1) прямоеБ) медоносная пчела 2) непрямое
В) синий кит
Г) домовой воробей
Д) жаба обыкновенная
2. Установите соответствие между насекомыми и типом их развития:
НАСЕКОМЫЕ ТИП РАЗВИТИЯ
А) жук – плавунец 1) с полным превращением
Б) постельный клоп 2) с неполным превращением
В) домовая муха
В) черный таракан
Г) капустная белянка
3.Установите последовательность этапов развития лягушки:
А) зигота
Б) взрослая особь
В) личинка с жабрами
Г) лягушка с хвостом
4. Насекомое, развивающееся с полным превращением, проходит стадии яйца – личинки – куколки – взрослой формы (имаго). Идентичен ли на каждой из стадий развития генетический аппарат насекомого – да, нет? Ответ кратко аргументируйте ______________________________________________ .Задание № 2. Выполните тесты (выбор одного правильного ответа из четырех вариантов ответа):
1. У кошки родятся котята, похожие на родителей, поэтому такой тип индивидуального развития называют
1) зародышевым
2) послезародышевым
3) прямым
4) непрямым
2. Ослаблению конкуренции между родителями и потомством способствует развитие организма
1) зародышевое
2) историческое
3) прямое
4) непрямое
3. Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца:
1) личинка, взрослая особь, куколка
2) куколка, личинка, взрослая особь
3) личинка, куколка, взрослая особь
4) куколка, взрослая особь, личинка.
4. Для большинства млекопитающих характерен тип постэмбрионального развития :1) полное превращение
2) прямое
3) непрямое
4) неполное превращение.
5. Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют
1) эмбриональным
2) постэмбриональным
3) с полным превращением
4) с неполным превращением.
Задание № 3. Выполните задание: Рассмотрите рисунок, определите виды постэмбрионального развития у животных, изображенных на рисунке (1 – 5); назовите стадии, обозначенные цифрами I – IV
79502019685
Итоги урока.
Выводы.
Оценки за урок.
Рефлексия.
«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс (что понравилось на уроке, полезно) Минус (что не понравилось на уроке, осталось непонятным, скучным) Интересно (любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать, вопросы к учителю)
Домашнее задание.
§ 33, вопросы после параграфа
Повторить §28-33.
Задания в рабочей тетради по теме*
Составьте 5 тестовых заданий по теме.
https://www.youtube.com/watch?v=pUWnaBzxVfM развитие лягушки уч.фильм СССР
https://www.youtube.com/watch?v=2btnvYnnD28 - оч. Хороший фильм
https://www.youtube.com/watch?v=hfZZfVfnEc8 (эмбрион. Развитие человека)Задание 1. Выполните тесты:
1. Установите соответствие между животным и типом его развития:
ЖИВОТНЫЕ ТИП РАЗВИТИЯА) черепаха 1) прямоеБ) медоносная пчела 2) непрямое
В) синий кит
Г) домовой воробей
Д) жаба обыкновенная
2. Установите соответствие между насекомыми и типом их развития:
НАСЕКОМЫЕ ТИП РАЗВИТИЯ
А) жук – плавунец 1) с полным превращением
Б) постельный клоп 2) с неполным превращением
В) домовая муха
В) черный таракан
Г) капустная белянка
3.Установите последовательность этапов развития лягушки:
А) зигота
Б) взрослая особь
В) личинка с жабрами
Г) лягушка с хвостом
4. Насекомое, развивающееся с полным превращением, проходит стадии яйца – личинки – куколки – взрослой формы (имаго). Идентичен ли на каждой из стадий развития генетический аппарат насекомого – да, нет? Ответ кратко аргументируйте ______________________________________________ .Задание № 2. Выполните тесты (выбор одного правильного ответа из четырех вариантов ответа):
1. У кошки родятся котята, похожие на родителей, поэтому такой тип индивидуального развития называют
1) зародышевым
2) послезародышевым
3) прямым
4) непрямым
2. Ослаблению конкуренции между родителями и потомством способствует развитие организма
1) зародышевое
2) историческое
3) прямое
4) непрямое
3. Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца:
1) личинка, взрослая особь, куколка
2) куколка, личинка, взрослая особь
3) личинка, куколка, взрослая особь
4) куколка, взрослая особь, личинка.
4. Для большинства млекопитающих характерен тип постэмбрионального развития :1) полное превращение
2) прямое
3) непрямое
4) неполное превращение.
5. Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют
1) эмбриональным
2) постэмбриональным
3) с полным превращением
4) с неполным превращением.
Задание № 3. Выполните задание: Рассмотрите рисунок, определите виды постэмбрионального развития у животных, изображенных на рисунке (1 – 5); назовите стадии, обозначенные цифрами I – IV
79502019685
Дополнительный раздаточный материал для учащихся
Задание 1.

1. Рассмотрите, как развивается саранча, определите тип ее развития? Ответ обоснуйте.
2. Рассмотрите, как развивается майский жук.
– Какие стадии в развитии майского жука можно выделить? Определите тип ее развития, ответ обоснуйте. 
– Какую среду обитания занимает личинка, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
– Какую среду обитания занимает взрослая особь майского жука, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
3. Насекомых, с каким типом развития больше в природе. В чем причина выбора такого типа развития большинства насекомых?
4. Сделайте вывод: о типах развития насекомых, причине метаморфоза среди насекомых.
5. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока. Найдите в учебнике ответ на вопрос: в чём заключается биологическое значение метаморфоза?
Задание 2.
Воспользовавшись § 33, страницы 162 – 166, найдите ответ на вопрос: Одинакова ли продолжительность постэмбрионального развития у разных видов?
(Учащиеся находят в учебнике ответ на вопрос и записывают его в тетрадь).
Задание 3.
Подумайте, какой тип постэмбрионального развития характерен для человека?
Найдите в учебнике информацию о том, какие стадии выделяются в постэмбриональном развитии человека.
Какая стадия постэмбрионального развития у человека наиболее продолжительная?
Направления постэмбрионального периода развития организма

Прямое развитие
(т.е. без превращении) Непрямое развитие
(т.е. с превращением или с метаморфозом)
Из яйцевых оболочек выходит или рождается небольшой организм, но уже с заложенными всеми основными органами (т.е. похожий на взрослую особь).
Организму остается только расти и развиваться.
Среда обитания и образ жизни не изменяются Из яйцевых оболочек выходит организм устроенный проще и имеющий свои специальные органы – это личинка.
Личинка питается, растет и со временем преобразуется во взрослый организм. При метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.
Изменяются среда обитания и образ жизни
Направления постэмбрионального периода развития организма

Прямое развитие
(т.е. без превращении) Непрямое развитие
(т.е. с превращением или с метаморфозом)
Из яйцевых оболочек выходит или рождается небольшой организм, но уже с заложенными всеми основными органами (т.е. похожий на взрослую особь).
Организму остается только расти и развиваться.
Среда обитания и образ жизни не изменяются Из яйцевых оболочек выходит организм устроенный проще и имеющий свои специальные органы – это личинка.
Личинка питается, растет и со временем преобразуется во взрослый организм. При метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.
Изменяются среда обитания и образ жизни
Тест (для слабоуспевающих учащихся)
1. Период дробления завершается образованием:
а) гаструлы; б) нейрулы; в) бластулы.
2. Печень и желудок развиваются из:
а) эктодермы; б) мезодермы; в) энтодермы.
3. Процесс индивидуального развития организмов:
а) филогенез; б) овогенез;3 в) онтогенез.
4. Органы чувств и нервная система развиваются из:
а) мезодермы; б) энтодермы; в) эктодермы.
5. Двуслойная стадия зародыша называется:
а) бластула; б) гаструла; в) нейрула.
Ответы: 1 – в, 2 – в, 3 – в, 4 – в, 5 – б.
Тест (для слабоуспевающих учащихся)
1. Период дробления завершается образованием:
а) гаструлы; б) нейрулы; в) бластулы.
2. Печень и желудок развиваются из:
а) эктодермы; б) мезодермы; в) энтодермы.
3. Процесс индивидуального развития организмов:
а) филогенез; б) овогенез;3 в) онтогенез.
4. Органы чувств и нервная система развиваются из:
а) мезодермы; б) энтодермы; в) эктодермы.
5. Двуслойная стадия зародыша называется:
а) бластула; б) гаструла; в) нейрула.
Ответы: 1 – в, 2 – в, 3 – в, 4 – в, 5 – б.
Тест (для слабоуспевающих учащихся)
1. Период дробления завершается образованием:
а) гаструлы; б) нейрулы; в) бластулы.
2. Печень и желудок развиваются из:
а) эктодермы; б) мезодермы; в) энтодермы.
3. Процесс индивидуального развития организмов:
а) филогенез; б) овогенез;3 в) онтогенез.
4. Органы чувств и нервная система развиваются из:
а) мезодермы; б) энтодермы; в) эктодермы.
5. Двуслойная стадия зародыша называется:
а) бластула; б) гаструла; в) нейрула.
Ответы: 1 – в, 2 – в, 3 – в, 4 – в, 5 – б.
Тест (для слабоуспевающих учащихся)
1. Период дробления завершается образованием:
а) гаструлы; б) нейрулы; в) бластулы.
2. Печень и желудок развиваются из:
а) эктодермы; б) мезодермы; в) энтодермы.
3. Процесс индивидуального развития организмов:
а) филогенез; б) овогенез;3 в) онтогенез.
4. Органы чувств и нервная система развиваются из:
а) мезодермы; б) энтодермы; в) эктодермы.
5. Двуслойная стадия зародыша называется:
а) бластула; б) гаструла; в) нейрула.
Ответы: 1 – в, 2 – в, 3 – в, 4 – в, 5 – б.
Плюс (что понравилось на уроке, полезно) Минус ( что не понравилось на уроке, осталось непонятным, скучным) Интересно (любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать, вопросы к учителю)
Плюс (что понравилось на уроке, полезно) Минус ( что не понравилось на уроке, осталось непонятным, скучным) Интересно (любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать, вопросы к учителю)
Плюс (что понравилось на уроке, полезно) Минус ( что не понравилось на уроке, осталось непонятным, скучным) Интересно (любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать, вопросы к учителю)
Плюс (что понравилось на уроке, полезно) Минус ( что не понравилось на уроке, осталось непонятным, скучным) Интересно (любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать, вопросы к учителю)
Плюс (что понравилось на уроке, полезно) Минус ( что не понравилось на уроке, осталось непонятным, скучным) Интересно (любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать, вопросы к учителю)
Плюс (что понравилось на уроке, полезно) Минус ( что не понравилось на уроке, осталось непонятным, скучным) Интересно (любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать, вопросы к учителю)
Слова-помощники для формулировки целей и задач урока:
изучить, научиться, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.Слова-помощники для формулировки целей и задач урока:
изучить, научиться, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.Слова-помощники для формулировки целей и задач урока:
изучить, научиться, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.Слова-помощники для формулировки целей и задач урока:
изучить, научиться, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.Слова-помощники для формулировки целей и задач урока:
изучить, научиться, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.Слова-помощники для формулировки целей и задач урока:
изучить, научиться, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.Слова-помощники для формулировки целей и задач урока:
изучить, научиться, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.











ПОЧЕМУ В ПРИРОДЕ СЛОЖИЛИСЬ ДВА СПОСОБА ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ?
КАКОЙ ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ?