Доклад Мотивация учащихся к получению навыков вождения автомобиля.
МКОУ «Новоусманская СОШ №3»
Доклад по теме
«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках автодела»
Мастер производственного обучения
Семененко АС.
С.Новая Усмань
Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках
"Основная задача обучения автоделу в школе - прочное и сознательное овладение учащимися системой знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжение образования", - говорится в объяснительной записке программы по автоделу. В последнее время много говорится о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.
Не так давно процесс обучения отдавал предпочтение внешним воздействиям (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвитию отдельной личности. На уроках автодела достаточно было овладеть полученной информацией. На сегодняшний день этого недостаточно, так как учитывается не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность самостоятельной умственной деятельности. Ученик рассматривается не как "коллективный субъект", а прежде всего как индивид, наделенный своим неповторимым СУБЪЕКТНЫМ опытом.
Увеличение умственной нагрузки на уроках автодела заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес ученика к изучаемому материалу и его активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к автоделу у значительного "числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на занятиях каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как оправданную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны автодела.
По-прежнему актуальный вопрос, как развить у учеников стремление к знаниям? И конкретный ответ - им должно быть интересно. В младших классах для воспитания интереса к знаниям на уроках широко используются различные игровые формы. В среднем звене и старших классах все заметно сложнее, хотя и здесь успех во многом зависит от построения и организации урока.
Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности учащихся являются дидактические занятия, разработанные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Во время игрового занятия, учащиеся как правило, очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированы, мыслят самостоятельно, развивают внимание, стремятся к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести приятелей по игре.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Дидактическая игра используется как средство обучения и воспитания. Игру не надо путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия.
Следует отметить, что наиболее целесообразно использовать дидактические игры и игровые ситуации при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
В начале своей педагогической деятельности я увлеченно применял игровые моменты на занятиях, но постепенно изучая методическую литературу, посещая уроки других учителей, я пришел к выводу, что заинтересовать детей можно и другими средствами. Их существует не мало. В конечном итоге я понял, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом", -говорил французский писатель Анатоль Франс.
Используя теорию дидакта - Щукина Г. И., который считает, что интересным процесс обучения можно создать за счет следующих условий:
личности мастера (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым преподавателем, хорошо усваивается);
содержание учебного материала ( когда ученику просто нравится содержание данного предмета);
методов и приемов обучения.
Конечно же первые два пункта не всегда в нашей власти. А вот последний дает возможность для творческой деятельности любого преподавателя.
Занятие должно быть продумано во всех деталях, чтобы один этап вливался в другой, а ученики понимали, что и зачем они делают на занятие.
Полезно придерживаться принципа "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Все что говорит мастер желательно воплощать в наглядность, но не просто в иллюстративную, а такую, которая поможет в ходе рассуждений, найти связи между понятиями.
На занятие должно быть интересно. Мастер должен заразить своей эмоциональностью, передать свой положительный заряд, который поможет вдохновить ум ребят для деятельности.
Задача каждого мастера по вождению - не только научить, а развить мышление ребенка посредством практической деятельности (т. е. развивать быстроту реакции, виды памяти, воображение и т. д.).
Стараться оценивать деятельность учащегося, поощрять успешно выполненные упражнения.
Этого всего можно добиться, вводя в свою работу средства активизации познавательной деятельности, которые повышают не только интерес к предмету, но и саму активность ребенка.
I
15