Статья Планирование производственного обучения практического вождения автомобиля как необходимое условие повышения эффективности учебного процесса

Планирование производственного обучения практического вождения автомобиля как необходимое условие повышения эффективности учебного процесса

Мастерство у учащихся может формировать только тот, кто сам этим мастерством владеет в совершенстве. Мастер производственного обучения практического вождения автомобиля это особая фигура в изучении вождения автомобиля, его служебные задачи многообразные и сложные. Перед мастером производственного обучения стоит задача, повысить качество подготовки водителей, научить их безаварийной работе на автомобиле. Каждый мастер должен помнить, что главным в обучении является привитие прочных навыков вождения автомобиля в сложных условиях на трассе, в городе, в темное время суток, его технического обслуживания.
Основная цель процесса производственного обучения - формирование у учащихся основ профессионального мастерства вождения автомобиля.
Качественно подготовить водителей автомобилей, можно только в том случае, если мастер владеет педагогическим мастерством. Это мастерство слагается из твердых знаний предмета, четкого планирования занятий и хорошей методической подготовки.
При планировании занятий по практическому вождению автомобиля необходимо обратить внимание на этапы деятельности человека за рулем, в которых предусмотрена определенная последовательность упражнений направленных на совершенствование водительского мастерства. Причем каждый предыдущий этап необходим для овладения последующим.
Основная задача первого этапа выработать у обучаемого двигательные навыки. Этап включает упражнения, которые позволяют приобрести основные навыки управления автомобилем (посадка водителя, вращение руля, скоростной способ вращения руля, техника работы педалями и переключение передач и другими органами управления).
Основная задача второго этапа сформировать умение и навыки оценки скорости движения автомобиля, отклонение автомобиля от направления движения. Этап включает упражнения, которые позволяют сформировать визуальные представления об ориентирах  положения и прогнозирования траектории движения автомобиля на дороге, отработать навыки – глазомерной оценки расстояний и габаритов автомобиля, чувство автомобиля (способность по ощущениям оценивать поведение автомобиля на дороге). В начале этапа необходимо научиться управлять скоростью автомобиля и строить траекторию движения автомобиля, совершенствовать навыки вращения руля. Затем освоить маневрирование в ограниченном пространстве (ворота, змейка, въезд в бокс, парковка, выезд с парковки и т. д.), движение по кольцевому маршруту. В конце этапа необходимо освоить технику и тактику основных маневров на дороге. Изучение техники безопасного выполнения поворотов, перестроений, объездов препятствия и обгона.
Третий заключительный этап занятий по вождению автомобиля это отработать мыслительные или умственные навыки. Эти навыки являются основой безопасного управления, и помогают водителю прогнозировать поведения участников движения в различных условиях и предотвращать опасные ситуации на дорогах, освоить эффективные алгоритмы действий в различных ситуациях.
Обучение вождению проводится путем индивидуальной отработки определенных программой практических упражнений. Каждое упражнение разбивается на несколько задач, которые, в свою очередь представляют собой группу однородных приемов вождения. Объем, содержание и условия выполнения упражнений являются обязательными для всех обучающихся. Упрощение условий упражнения и послабления при выводе оценок обучающемуся следует рассматривать как нарушения требований программы, наносящие ущерб подготовке квалифицированных водителей.
В межшкольном учебно-производственном комбинате проводиться обучение учащихся 10-11 классов на профиле водитель транспортных средств категорий «В», «»ВС1». Содержание и организация обучения определена планами и программой, разработанной на основе государственных образцов, стандартов. Целью профессионального обучения учащихся 10 и 11 классов по данной программе является:
- реализация программы по подготовке водителей транспортных средств в соответствии с Правила подготовки водителей механических транспортных средств утвержденными приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 2014 года № 862,формирование знаний, умений и навыков по профилю «Водитель транспортных средств».
Задачи программы:
- дать кандидатам в водители те базовые, абсолютно необходимые знания, а также практические навыки, которые непосредственно могут повлиять на безопасное управление транспортным средством;
- обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основ знаний о устройстве автомобилей;
- освоение знаний законодательных актов Республики Казахстан применительно к сфере дорожного движения;
- усвоение учащимися теоретических знаний и практических навыков при подготовке водителей, снижения уровня опасности при управлении ТС и предупреждению ДТП;
- формирование личностных нравственных качеств обучающихся, развитие качеств водителя, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций возникающих при управлении транспортным средством.
Занятия по практическому вождению проводятся индивидуально с каждым обучаемым на автотренажерах, автодромах (площадках для учебной езды) и учебных маршрутах. Обучение практическому вождению проводится под руководством мастера производственного обучения вождению на технически исправных транспортных средствах, оборудованных в соответствии с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дорожного движения Республики Казахстан.
В июне текущего учебного года начинаются практические занятия с учащимися 10 классов и продолжаются с учащимися в 11 классе.
Вождения автомобиля проводиться вне сетке учебных занятий в количестве:
- по подготовки водителей транспортных средств категории «В» - 50 часов на автомобиле, 2,5 часа на экзамен (проводиться за счет часов, отведенных на вождение автомобиля);
-по подготовки водителей транспортных средств категории «ВС1» – 80 часов: из них 8 часов на автотренажере, 50 часов на вождение грузового автомобиля, 20 - часов на вождение легкового автомобиля, 2 часа на экзамен (проводиться за счет часов, отведенных на вождение автомобиля).
Обучение вождению проводится на автодроме и по маршрутам, которые разработаны мастерами производственного обучения, утверждены администрацией МУПК и согласованы с начальником ОАП УВД города Степногорска. Организация и проведение занятий по практическому обучению вождения автомобиля в возлагается на мастеров производственного обучения вождения автомобиля.
В процессе планирования занятий, мастер разрабатывает место для маршрутов для их проведения, отвечает за оборудование и содержание автомобиля, подготовку учебно –технической документации, а также проверку состояния и комплектности автомобиля.
Планируя свою работу на конкретном занятии, необходимо планировать время, затрачиваемое на различные этапы занятия. Определить структуру и время на каждый этап: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование мастером, заключительный инструктаж. Вводный инструктаж или отвлечение на разъяснения могут занять неоправданно много времени. Следует контролировать, сколько запланировано и использовано времени на том или ином этапе урока. Прежде всего, необходимо проанализировать итоги предыдущего урока, указать на ошибки допускаемые учащимся в ходе выполнения упражнений и начать урок с повторения упражнений.
Готовясь к проведению урока, необходимо изучить соответствующие методические разработки, рекомендации, ознакомится с новейшими материалами, освещающими передовой педагогический и производственный опыт. При этом мысленно провести урок. И внимательно продумать все важные моменты урока; что и как нужно объяснять, какие приемы и в какой последовательности показать, кому и какие вопросы задать, как организовать упражнения, на какие моменты обратить внимание в процессе текущего инструктажа, как контролировать работу учащегося.
Одним из обязательных элементов уроков по практическому вождению автомобиля это проведение инструкции по безопасности и охране труда при обучении вождению автомобиля. Обязательно перед вождением курсант проходит медицинский осмотр и получает допуск у медсестры к занятию по вождению автомобиля. Принимает участие в осмотре автомобиля и его готовности к движению.
При планирование и организации занятий по практическому вождению автомобиля важно помнить то что:
- обучение вождению подчиняется основному принципу – принципу деятельности, освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности;
- основы и навыки вождения автомобиля формируются постепенно в течение всего периода обучения;
- результативность обучения , это достижение учащимися основной цели, овладение в результате обучения сознательными, глубокими, прочными знаниями и умениями.


Савенко Н.В.
Мастер производственного обучения
практического вождения автомобиля
Межшкольный учебно-производственный
комбинат г. Степногорск

ђ Заголовок 315