Урок по естествознанию в 5 классе по теме «Вещественный состав земной коры»
Тема: Вещественный состав Земли. Горные породы и их использование.
Цель: Знакомство с составом ЗК , многообразием горных пород и полезных ископаемых Казахстана.
Задачи: -Углубить и расширить знания учащихся о горных породах и минералах слагающих земную кору, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении
-Совершенствовать умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе ,способствовать развитию познавательного интереса к природе
-Формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, групповая
Ход урока:
I.Орг. момент ( приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие общей цели урока и планов его проведения).
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы давайте совершим небольшое путешествие к центру Земли. Я буду зачитывать утверждения, среди них есть правильные и неправильные. Ваша задача – выбрать правильные. На столе у вас сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зеленую карточку (знак согласия), если нет – красную карточку (знак опасности) и исправляете ошибку.
Итак, начинаем.
1) Земная кора – верхняя оболочка Земли (да).
2) Землю составляют мантия и земная кора (нет, еще ядро).
3) Мантия находится в центре нашей планеты (нет, между земной корой и ядром).
4) Слово «мантия» в переводе с греческого означает «покрывало» (да)
5) Земная кора вместе с верхним слоем мантии сложена из подвижных плит (да).
Ребята, давайте подведем итог:
Земля имеет сложное строение, состоит из III слоев: ядра, мантии, земной коры.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Ребята, как вы считаете, вы все знаете о строении Земли?
Хотите еще что-нибудь узнать?
О каком слое Земли вы хотели бы узнать?
Так как ядро и мантия находятся на большой глубине от поверхности, о них известно еще не так много, а вот земная кора – это оболочка, наиболее изученная человеком, оболочка по которой мы ходим.
Что бы вы хотели узнать о земной коре?
Из чего же состоит земная кора?
III. Усвоение новых знаний
Тема урока «Вещественный состав Земли. Горные породы». Откройте тетради, запишите тему урока.
Что вам известно о горных породах из курса «Познание мира» начальных классов?
Что такое горные породы?
Что бы вы хотели еще узнать?
IV. Изучение нового материала
Горные породы - это природные тела, из которых состоит Земная кора. Состоят из более мелких частиц- минералов.
А сейчас я предлагаю вам послушать сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю править стало, состарился он.Решил царь испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».
Отправился Иван -сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись -«Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался. - Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера».
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» -отвечает царевич. «Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик. Взял Иван в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые; песок, глина, мел, соль каменная (на доске учитель рисует условные знаки этих полезных ископаемых).
- Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы.
Название Цвет Твердость Пачкает
ли руки? Где
применяется?
Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.
Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.
- Ребята, найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды и опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.
Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.
Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:
песок - песчаник - кварцит - кварц;
известняк- мрамор;
гранит - гнейс;
графит - алмаз
Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» -ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»
Ребята отгадывают загадки.
Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)
Белый, как сахар, но не сладкий
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберешься.(Мел)
Что сперва в воде родится,
А потом воды боится?{Соль)Он очень нужен детворе
Он – на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже
(песок)
«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», — сказала ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.
V Физкультминутка.Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – это ветер сбивает росу.
Руки в стороны, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть
Семь, восемь – лень отбросим.
Во время путешествия вы заполняли таблицу. Послушаем, каковы результаты работ 1 группы.
Выступление 2 группы.
Выступление 3 группы.
Давайте сделаем общий вывод:
Горные породы по-разному образованы, поэтому они отличаются своими свойствами: цветом, блеском, твердостью и т.д. Самые твердые магматические и метаморфические.
– Ребята, когда вы рассматривали коллекции горных пород, видели, что некоторые из них неоднородны. Горные породы состоят из минералов. Рассмотрите гранит в коллекции, на рисунке в учебнике. Гранит состоит из трех минералов: кварца, слюды, полевого шпата. Есть горные породы, состоящие из одного минерала. Например, известнякиз м.кальцита кварцитиз м.кварца. В природе чаще встречаются горные породы, состоящие из нескольких минералов.
магматические
метаморфические
осадочные
Горные породы
Застывшая магма
Действие температуры и давления на осадочные и магматические породы
Гранит, базальт
Обломки более древних пород или останки живых организмов
Кварцит, мрамор, гнейс.
Песчаник, сланцы, известняк
магматические
метаморфические
осадочные
Горные породы
Застывшая магма
Действие температуры и давления на осадочные и магматические породы
Гранит, базальт
Обломки более древних пород или останки живых организмов
Кварцит, мрамор, гнейс.
Песчаник, сланцы, известняк
Использует ли человек в своей жизни горные породы и минералы?
Как называются горные породы и минералы, используемые человеком? Это полезные ископаемые.
- полезные ископаемые – это горные породы и минералы необходимые человеку и его хозяйственной деятельности.
– Земная кора – источник разнообразных полезных ископаемых. Казахстан – богатейший край по запасу разнообразных полезных ископаемых: железных руд, строительных материалов, угля, минеральных солей, золота, нефти и газа.
Работа в группах
Каждой группе раздается комплект карточек : «полезное ископаемое» и «условный знак». Карточки сделаны в виде пазлов. Учащиеся должны подобрать пары в соответствии: какое полезное ископаемое каким условным знаком обозначается. Записать полученные пары в тетрадь.
Газ
Нефть
Черный уголь
Железо
Бурый уголь
Графит
Соль
Медь
Никель
Золото
Газ
Нефть
Черный уголь
Железо
Бурый уголь
Графит
Соль
Медь
Никель
Золото
VI. Закрепление.
Проверим, как вы усвоили тему. Голосуем теми же карточками (зеленый – «да», красный – «нет»).
1) Земная кора состоит из горных пород (да).
2) Горные породы состоят из минералов (да).
3) Горные породы всегда образованы множеством минералов (нет).
4) Гранит – это минерал (нет).
Молодцы!
VII Домашнее задание:
Если вы считаете, что тему усвоили на «5», можно учебник не читать, а по желанию приготовить творческое задание: сообщение, кроссворд, ребус, стихотворение. В этом вам помогут интересные книги об удивительном мире камня, о тайнах земных недр.
Если вы считаете, что что-то оказалось непонятым вами, прочтите тему в учебнике.
VIII . Рефлексия
Понравился вам урок?
Довольны вы своей работой на уроке?
Если «да» - поднимите зеленые карточки,
«нет» - красные.
Итог
Я вам благодарна за урок, за то, что вы хорошо работали. Надеюсь, что интерес к изучению естествознания у вас не угаснет.
Оценки: