Конспект урока по слушанию музыки (2 класс) по теме Балет П.И. Чайковского Лебединое озеро


Слушание музыки 2 класс
Урок - Слушание музыки
Класс - 2 класс ДШИ
Тема: Балет П.И. Чайковского "Лебединое озеро"
Тип урока: Формирование новых знаний
Цель: Формировать умение следить за развитием музыкальных образов
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить учащихся с музыкой балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро", формировать представления об изобразительных возможностях музыки.
2. Воспитательная:
- Воспитывать эстетические чувства учащихся, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.
3. Развивающая:
- Продолжить развивать умение различать средства музыкальной выразительности.
Ресурсы:
1. Проектор, ноутбук, колонки
2. Презентация
3. Музыкальный материал:
- "Одетта и Зигфрид"
- "Лебеди"
- "Танец лебедей"
- "Танец маленьких лебедей"
- "Измена"
- "Финал"
Ход урока
I. Организационная часть, мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы легенду древнюю узнаем
И воплощение легенды в музыке познаем.
II. Актуализация опорных знаний
 Прежде чем начать рассказ об этом балете, давайте сначала вспомним, что это такое - балет? (Это музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют).
Что в переводе означает слово "балет"? (Балет - от итальянского balletto - танец).
Какая страна является родиной балета? (Франция).
Как в балете называется:
- сольный танец? (вариация)
- танец двоих исполнителей? (па-де-де)
- танец троих исполнителей? (па-де-труа)
- танец четырех исполнителей? (па-де-карт)
- группа танцоров? (кордебалет)
Что такое пантомима? (Это жесты и мимика танцоров, с помощью которых они выражают свои чувства и "разговаривают" друг с другом).
III. Знакомство с новым материалом
Слайд 1
Вы хорошо знаете имя великого русского композитора - Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из "Детского альбома". Это произведения, которые композитор написал специально для того, чтобы их слушали дети.
Но есть у Петра Ильича и музыка, которую он сочинил специально для взрослых зрителей и слушателей - его оперы и симфонии. А есть у него и такие произведения, которые любят буквально все - и взрослые, и дети. К таким произведениям относятся его балеты, созданные на сюжеты волшебных сказок.
Петр Ильич Чайковский создал три балета, которые до сих пор постоянно идут на сценах самых известных театров мира.
Слайд 2
Но самым замечательным все считают балет, который называется «Лебединое озеро». Может быть, вы даже уже слышали это название раньше.
 Балет «Лебединое озеро» был создан по сюжету немецкой легенды. Сегодня мы поговорим об этом удивительном сказочном сочинении, познакомимся с его сюжетом, с его героями. А самое главное - мы услышим музыку, которую композитор Чайковский написал к нему.
В основу сюжета положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятьем злого колдуна Ротбарта. Эту легенду прочитал директор Московского Императорского театра Владимир Петрович Бегичев, привлёк к работе танцовщика Владимира Фёдоровича Гельцера и композитора П.И.Чайковского. Вместе они создали либретто.
Вспомните, что такое либретто? (Литературный сюжет оперы или балета).
Слайд 3
Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжится, и принц должен будет выбрать невесту.
Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня по лесу за скрывшимися лебедями.
Слайд 4
Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди... Неожиданно один лебедь превратился в девушку.
Слайд 5
Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал ее и подруг, превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши поможет снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти ее.
Слайд 6
Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца - привести на бал свою дочь, сделав ее похожей на девушку - лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она была так похожа на девушку - лебедя, что принц не понял, что его обманули.
Слайд 7
В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка - лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел ее, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти ее. Он признался ей, что любит только ее. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил колдуна и спас девушку.
Слайд 8
Так закончилась эта сказка.
А сейчас мы послушаем несколько отрывков из балета.
Слайд 9 "Лебеди"
Прослушивание
- Как звучит эта музыка? (Сначала нежная и грустная, а потом тревожная).
Мелодия такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит все напряженнее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия очень красивая и выразительная.
- Какой инструмент исполняет мелодию? (Гобой).
Мелодия все время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки - быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды - нежные, переливчатые.
Послушайте, как звучит мелодия в середине и в конце этого фрагмента. Она словно стремится ввысь, разрастается, расцветает, звучит то с мольбой, то напряженно, встревожено, порывисто. В конце вступает весь оркестр - грозно, беспокойно.
Повторное прослушивание
Слайд 10 "Измена"
Тема лебедей звучит в балете несколько раз по-разному.
Послушайте, как она звучит в сцене, когда принц назвал своей невестой дочь колдуна.
Прослушивание
Дети: Музыка звучит тревожно, стремительно.
Мелодия все время прерывается зловещими, страшными возгласами - аккордами, которые как бы рассекают ее, пытаются уничтожить. Эти злые, угрожающие интонации похожи на раскаты грома.
Слайд 11 Финал
Теперь давайте обратимся к концу балета. Злые силы побеждены. Послушайте и скажите, как изменилась тема?
Прослушивание
Дети: Музыка звучит торжественно
В финале также звучит тема лебедей, но как же она преобразилась: стала торжественной, уже не прерывается злыми, грозными интонациями.
Так, преображая одну мелодию, композитор дает нам почувствовать печаль заколдованных девушек - лебедей (первое появление темы), злобу, торжество колдуна и отчаяние Одетты (второй фрагмент), торжество добра и любви (конец балета). Музыка рассказывает нам сказку звуками.
Слайд 12 "Танец лебедей"
Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка - лебедь рассказывает принцу о своей беде, а он обещает освободить ее и подруг от злых чар колдуна. Лебеди кружатся в танце.
Прослушивание
- Как звучит музыка? (Радостно, легко)
- Какой это танец? (Вальс)
П.И. Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы написаны в этом жанре. В этом и другом балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет свое настроение, свою окраску, звучит то мечтательно и нежно, то празднично, то тревожно. Этот вальс звучит радостно, нежно, полетно. Девушки надеются, что принц их спасет.
Слайд 13 "Танец маленьких лебедей"
Маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых. Послушайте любимый многими фрагмент балета - "Танец маленьких лебедей".
Прослушивание
Какая музыка по характеру? (Изящная, грациозная)
Слайд 14 "Одетта и Зигфрид"
Послушайте еще один фрагмент из балета - прощание девушки - лебедя с принцем.
Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка, прислушайтесь. Счастливая потому, что принц и Одетта (так звали девушку - лебедя) полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться.
Прослушивание
- Сколько частей в этом фрагменте? (Три)
- Как меняется характер музыки в разных частях? (В начале и в конце музыка грустная, печальная, задумчивая, а в средней части - радостная).
Средняя часть звучит радостно, счастливо, а крайние части - очень нежно, печально. Прислушайтесь к голосам музыкальных инструментов. В начале звучит арфа, она аккомпанирует нежной, взволнованной скрипке. А в конце эту же мелодию играет виолончель. Она поет низким голосом, а нежная скрипка вторит ей. Мелодия как бы с трудом поднимается все выше, но в конце поникает с грустью.
IV. Рефлексия
- С каким балетом мы сегодня познакомились?
- Кто написал музыку к балету "Лебединое озеро"?
- На основе какого литературного источника написан балет?
- Расскажите кратко сюжет балета.
- Какие герои вам больше всего понравились?
- Какой фрагмент музыки балета вам больше всего понравился? Почему?
V. Информация о домашнем задании
Дома нарисуйте образ понравившегося или наиболее яркого героя.