Методический доклад «Применение компьютерных технологий на уроках слушания музыки ».
Методический доклад
«Применение компьюторных технологий на уроках слушания музыки ».
Доклад подготовлен
преподавателем
МКОУ ДОД ДМШ № 1
Кожевниковой Е.А.
Одной из тенденций настоящего времени является вхождение России в мировое образовательное пространство и предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усилении роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.
Технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.
Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах: физике, математике, химии. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, а особенно, на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы».
Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи, именно это сочетание помогает подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения педагогических технологий в практической деятельности учителей. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно когда речь идет об искусстве. В современных музыкальных школах создаются достаточные условия для того, чтобы учитель овладел компьютерными программами, технологиями. В достижении эффектив-ного результата обучения на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы», важным средством является использование мультимедийных презентаций. Такие презентации повышают интерес учащихся к учебной деятельности и качеству образования, т.к. не всегда имеются в наличии наглядные пособия и необходимая литература по предмету. Важнейшее из условий, возникновение мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на более качественное и разностороннее освоение материала. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников.
Это - телевизионное изображение, анимация графика звук. Грамотное использование компьютера помогает решить- дефицит наглядных пособий преобразить традиционные преподавание предметов оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предметам «Слушание музыки» и «Музыкальная литература». Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются
мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся отличаются высокой активностью на уроках (высказывают своё мнение, размышляют, рассуждают). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки.
Основой развития музыкального мышления детей, становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» и «видения» конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией. В своей работе, я считаю, возможным использовать компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере.
Условно их можно разделить на следующие группы: Музыкальные проигрыватели Музыкальные конструкторы Музыкальные энциклопедии Обучающие программы Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки. Когда нужно привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, сделать музыку ярче, мы открываем зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. В этих программах откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.
Возможности второй и пятой групп программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.
Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. В них представлены сведения о шедеврах классической музыки, композиторах, о многих современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип.
Таким образом, использование компьютера очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной и художественной культуре, формирования духовного мира. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный преподаватель должен идти в ногу со временем. Применяя новые информационные технологии на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы», нельзя забывать о том, что эти уроки общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» их общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Поэтому следует использовать только те программы, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка, старясь не перегрузить компьютером. Уже многие дети знакомы с интернетом, ребята с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию. Пройдя весь цикл уроков «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы», учащиеся, несомненно, приобретут опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Музыка рисует живые картины, именно живые, потому что нарисованная картина неподвижна, а музыка – сама живая, она движется. В основе процесса обучения по предмету «Слушание музыки» должны лежать ведущие идеи: Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности. Учебным планом предусмотрен лишь один урок «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» в неделю, в связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии. Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов, и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности уроков «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы»). Следовательно, одним из условий успешного обучения на данных уроках, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, мультимедийный комплекс, и т.д.) позволяет добиться желаемого результата. Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Все вышеперечисленное позволит органично включить ИКТ во все уроки «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы». Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового более высокого качества обучения.
Заключение
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. На мой взгляд, целесообразность компьютериза-ции образовательных учреждений определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами воспитательно-образовательной работы. Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение- поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения – всё это не подвластно ни одному компьютеру.
Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за учителем.
Список литературы
Алиев, Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000.-336 с
Белобородова, В.Г. Музыкальное восприятие школьников / В.Г.Белобородова. - М.: Педагогика, 1975. - 506 с.
Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.
Иванченко, Г.И. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.И.Иванченко. - М.: Смысл, 2001. - 264 с.
Медушевский, В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки / В.В.Медушевский // Восприятие музыки. - М., 1980. - с. 178-194.
Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. - М.: Академия, 2001 - 368 с.
Музыкальная психология: Учеб. пособие для студ. и препод. / В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383 с
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 515