Конспект урока по географии 5 класс на тему Движение земной коры. Вулканы.


Конспект урока по географии 5 класс 1. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканы», (§23)
Предмет: география
Класс: 5 класс
Учебник «География» 5-6 классы, под редакцией А.И.Алексеева, М., «Просвещение», 2014.
Дидактическая цель – выявить сформированность навыков обучающихся по применению полученных знаний в новой учебной ситуации по теме «Движение земной коры( вулканы)»
Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Вид урока: комбинированный
Задачи урока:
1. Личностные результаты: создание условий для мотивации учения и управления познавательной деятельностью обучающихся;
2. Метапредметные результаты: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников.
Предметные результаты: дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений. Помочь ученикам понять, почему вулканы – это грозное явление природы. Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, исследовательский, практический.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: диск, учебник, моделирование, контурные карты, атласы, видеофрагмент
Планируемые результаты:
- предметные: выявлять при сопоставлении географических карт, закономерности распространения зон вулканизма; определять отличия действующих и потухших вулканов;
- метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картой для исследования.
- личностные: оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
Оборудование: проектор, компьютер, диск к учебнику, физическая карта мира , атласы, учебники, рабочая тетрадь(тренажер)
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Движения земной коры»
1.Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Наш урок- это урок работы в сотрудничестве. Мы продолжим с вами работу на уроке. Нас ждут новые знания и открытия. Помощь друга вам поможет справиться с заданиями нашего урока. Давайте возьмемся за руки и почувствуем плечо друга – помощника на уроке.
Давайте с вами вспомним материал , который мы с вами изучали.
Географический диктант(устно)
Как называется твердая оболочка Земли?
(Литосфера)
Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает « покрывало, плащ» (Мантия)
Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами (Магма)
Эта земная кора имеет толщину от 35-75 км. (Материковая)
Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками (Землетрясения)
Место на земной поверхности, расположенное над очагом во время землетрясения (Эпицентр)
Какие виды движения земной коры вы знаете?( вертикальные и горизонтальные)
С чем связано движение земной коры?( связано с внутренними силами земли)
К чему приводят движения земной коры?»(Землетрясениям)
Как называются участки, где землетрясения бывают часто и они достаточно сильны?»(сейсмоактивные пояса)
Спасибо !Вы молодцы!
Этап 2. Создание проблемной ситуации
Послушайте небольшой отрывок из произведения Ж. Верна:
«Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину».
- О каком природном явлении говорится? (о вулканах)
А что вам известно о вулканах?
Какие ассоциации вызывает у вас слово «Вулкан»?
Наша тема: Движение земной коры, вулканизм. Цель урока.(формируют) Сформировать знания о вулканах.
Задачи:
Этап 3. «Открытие» нового знания»
Итак, наша тема урока: Строение земной коры. Вулканы.
А что означает слово вулкан:
Название слова «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.
По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице всегда было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.
Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов. В переводе с латинского языка вулкан означает « бог огня».
Попробуйте дать определение, что такое вулкан
(Сравните ваше определение с определением в учебнике с 77)
Как образуются вулканы?
1.Перед вами бутылка с водой. Представим, что это земная кора и мантия.
Ели я встряхну, что произойдет с содержимым. А если открою крышку, что произойдет.(рассуждения учеников)
Я предлагаю вам посмотреть анимацию. Послушать мой рассказ и после выполнить задание. Будьте внимательны.(можно использовать учебник)
2.Работа с диском через проектор
Анимация строение вулкана.( работа с заданием 13. Рабочая тетрадь)Из каких частей состоит вулкан?
1.Что такое магма – расплавленное вещество мантии.
2.Очасг магмы – область в верхней части мантии, где находиться магма.
3.Жерло – канал по которому магма поднимается на поверхность.
4.Кратер – углубление на вершине вулкана.
5 Лава – это часть магмы, которая вырывается на поверхность.
3.Создаем модель вулкана.
- Какие же открытия, связанные с одним из грозных природных явлений, вы сделали на уроке?
- Как вы думаете, где будет больше вулканов на суше или на дне океанов?
4. Какие виды вулканов бывают?(работа с учебником.) Разместить схему на доске.
6. Ребята, какие еще явления происходят в районах вулканизма?(гейзеры)
Показ фрагмента о гейзерах
После просмотра выполните задание №14 с 37.(рабочая тетрадь)
Этап 4. Учебные действия по реализации плана. Применение новых знаний
Изученные объекты. Мы можем с вами найти на карте атласа, приложение учебника. Карта полушарий.
1.. Работают с атласом и к/к (П, К, Р)Найдите на карте влк. Ключеская Сопка, Эльбрус, Этна, Везувий (стр. 79, зад.1) работают с картами ищут объекты.
2.Ребята, используя физическую карту атласа в учебнике, заполним таблицу в рабочей тетради з.16, стр. 38.. (два вулкана 1. Ключевская Сопка. Эльбрус.
Как определить географические координаты. И выполняют задания по группам.
3. Посмотрите на карту Землетрясения и вулканизм. Ответьте на вопрос
-Что общего у районов распространения землетрясений и вулканов?
Вулканы грозное природное явление. Почему люди селятся в районах потухших вулканов? (плодородные почвы)
Какую тему мы с вами изучили? Давайте вместе составим синквейн по данной теме.
Вулкан
Действующий, потухший
Грохочет, извергает, выбрасывает
Самый высокий вулкан России – Ключевская Сопка
Огнедышащая гора
Этап 5. Рефлексия«Плюс-минус-интересно». «П» - «плюс» все, что понравилось на уроке. «М» - «минус» все, что не понравилось на уроке. «И» - «интересно» любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать, вопросы к учителю
Этап 6. Домашнее заданиеД/з: §23, задание №8, стр. 79.