«Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио, ритмики, слушания музыки в ДМШ. Работа над метроритмом».

Доклад по теме:
«Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио, ритмики, слушания музыки в ДМШ. Работа над метроритмом».
Верба А.Г.
Красноярский край
ДМШ

Основной задачей муз образования является воспитание художественного и, в частности, музыкального мышления. Музыкальное мышление включает два основных момента: создание художественного образа, художественной модели воспринимаемого человеком окружающего мира и реализацию его с помощью музыкально-выразительных средств в музыкальном произведении.
В процессе воспитания музыкально-художественного мышления необходимо развивать у детей стремление к более глубокому пониманию языка музыки, литературы, живописи, театра и т.д., постижению единства и глубинной взаимосвязи разных видов искусства. Например, выявлять музыкальность живописной композиции или стихотворения в одном случае; сюжетность, программную изобразительность музыкальной пьесы - в другом.
Восприятие, аналитическое понимание, воспроизведение - творчество в разных формах - вот три нерасторжимых компонента музыкального мышления и, соответственно, процесса его воспитания.
С первых шагов внимание педагога должно быть направлено на постоянное общение с музыкой.
Важной задачей, стоящей перед преподавателем сольфеджио (ритмики, слушания) уже в первый год обучения, является формирование способности ученика к образному и аналитическому восприятию различных музыкальных явлений. Дело в том, у детей только начинает складываться музыкальный опыт и вся система устойчивый ассоциативных связей в целом и музыкально-ассоциативных в частности. Свои первые музыкальные впечатления дети ассоциируют с кругом человеческих эмоций, в частности тех, что были осознаны ими, как бы «пропущены» через себя. Таким образом, происходит одно из важных в художественном воспитании постижений: музыкального явления накладываются на собственный жизненный опыт ребёнка, вызывая определённые ассоциации. Образуются связи между звучанием музыкального целого и эмоциональным состоянием. Так в течение первого года постепенно пополняется и формируется «интонационный фонд» (так называемая «музыкальная копилка») маленького музыканта, появляются начальные представления о выразительных возможностях элементов музыкального языка и музыкальной речи.
На этом этапе в поле зрения ученика могут находиться такие средства как темп, метр, ритм, лад, мелодия, фактура, динамические оттенки и т.д., что помогает более глубокому пониманию содержания, образа, характера воспринимаемого произведения.
.Любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи его с конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога по сольфеджио является выработка у учащихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики учащегося.
Вначале учим эмоционально воспринимать, музыкальные произведения (определять характер, жанровые особенности, форму) а затем уже слышать в музыке конкретные элементы муз языка (лад, размер, темп, регистры и т.д.)
Всё большее внимание уделяется развитию музыкального интеллекта и творческих способностей учащихся.
Воспитание творческих навыков. Творческую работу можно начинать с 1 класса, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основной вид - импровизация:
допевание ответной фразы;
импровизация мелодии на данный ритмический рисунок;
варьирование не больших попевок;
мелодизация данного или собственного текста;
ритм, импровизация на простейших музыкальных инструментах (барабаны, бубны, металлофоны и т.д.);
мелодическая импровизация;
импровизация ритма, аккомпонимента к песне, мелодии;
коллективное сочинение мелодии (цепочкой);
сочинение мелодии определение жанра (песня, танец, марш) с использованием выразит, средств - лада, размера, темпа, регистра, ритмического рисунка и т.д.).


Ритмика имеет музыкальные (формирование музыкально-слуховых представлений) и двигательные (работа над совершенствованием движений) задачи. Развитие детского творчества (этюды)/
Материал по ритмике (Г.С.Франио) примерно распределён по четвертям в соответствии с программой по сольфеджио.
Метроритм. На протяжении всего учебного года:
развитие ритм, памяти (упражнение «эхо») ;
выполнение шагами ритм.рисунка знакомого музыкального произведения (частично без музыкального сопровождения);
работа по выполнению ритмических рисунков, ритмической живописи;
1 четверть
интуитивное восприятие на слух метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей;
интуитивное освоение соотношения длительностей (долгие, короткие звуки);
прохлопывание, простукивание простейших ритмических рисунков;
ходьба под музыку: сочетание четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4, 3/4;
знакомство с понятием «сильная доля»;
использование речевых упражнений для соблюдения темпа и выполнения ритмических рисунков;
систематически работать над упражнениями, способствующими развитию мягкости, пластичности, плавности движений рук.
2 четверть:
осознанное усвоение длительностей: четверть, восьмая, половинная;
осознанное определение длительностей в речевых упражнениях;
выполнение данных длительностей условными обозначениями;
использование речевых упражнений для соблюдения темпа и выполнения ритмических рисунков.
знакомство с размерами 2/4 и 3/4;
определение размеров на слух на основе ощущения сильных долей;
подготовка к дирижированию;
систематически работать над упражнениями, способствующими развитию мягкости, пластичности, плавности движений рук.
3 четверть:
определение размеров на слух на основе ощущения сильных долей;
знакомство с затактовым построением
умение передавать динамические оттенки.
определение длительностей по дирижерскому жесту.
4 четверть:
умение передавать динамические оттенки.
определение длительностей по дирижерскому жесту.

Строение муз произведений:
ознакомление с двухчастными и трёхчастными построениями; фразами, куплетной формой (2,3 четверти);
на коротких и доступных произведениях ознакомление с понятием «вступление» (построение, предшествующее началу движения);
после вступления - самостоятельно, без словесного указания педагога начинать движение, ощущая первую сильную долю.
Слушание. Решающая роль отводится подбору муз материала. На начальном этапе это небольшие по объему, доступные по содержанию, разнообразные по характеру, стилистическим особенностям (примеры из отечеств, и западной музыкальной культуры). Максимально использовать произведения, исполняемые уч-ся в инструментальных классах. Исполнения произведений педагогом. Пособия и примеры на дисках. Целостным анализом необходимо заниматься на протяжении всех лет обучения, но особенно важным он является в 1-3 классах, т.е. до начала занятий по музыкальной литературе.

Воспитание чувства метроритма. Возможности для его развития имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.). Но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритм, упражнения:



простукивание ритм, рисунка знакомой песни, мелодии;
повторение (простукивание хлопками, карандашом, на ударных муз.инстр-тах) ритм, рисунка, исполненного педагогом;
простукивание ритмического рисунка, записанного на доске, спец.карточках, по нотной записи;
проговаривание ритмического рисунка с тактирование или без него;
ритмического остинато, аккомпонимент к песням;
двух- и трехголосные ритмические упражнения, ритмические каноны с текстом, без текста;
чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах;
ритмические диктанты (запись ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т.д.)
Элементарные звуко-двигательные выразительные средства - звучащие жесты (хлопки, шлепки, притопы, щелканье пальцами), а также возгласы, стишки и пение. Инструменты: Ударные:
трещотки; Мелодические ударные инструменты:
бубенцы; - ксилофоны;
кастаньеты; - глокеншпили;
треугольники; - металлофоны;
бубны; - стеклянные сосуды
деревянные палочки
Все упражнения выполняются в разных размерах и темпах. Каждая новая ритмическая фигура, оборот должны быть прежде всего восприняты эмоционально, затем практически проработаны, и лишь затем дано их теоретическое обоснование.
«Ритмические блоки» (К. Орф) удобно использовать детские стихи или песни. Ритмы слов-моделей - имена, деревья, цветы, домашние животные, птицы, бабочки. Обратная сторона - нахождение новых слов к ритмической модели.
Придумывание сопровождения к произносимым текстам.
«Переинструментовка» аккомпонимента - передача ритмоблоков другим инструментам.
Придумывание текстов и рифм к ритмическим последовательностям.
Игры на добавление ритма.
- Учитель много раз играет одну и ту же начальную часть, каждый ребёнок по-своему ведет её дальше. - Учитель каждый раз играет другое начало. - Один из учеников берёт на себя роль учителя (необходимость постоянно придумывать новые ритмы). - Два ребёнка ведут ритм, диалог в хлопках или на ударных инструментах. - Один ребёнок придумывает определенный ритм, последовательность, дети её запоминают и воспроизводят звучащими жестами
Работа на нотацией коротких ритмических мотивов. Ритм, записанный на доске (показ на карточке), стирается, дети воспроизводят по памяти. Ритмическая игра «Эхо» Е. Поплянова.
Ритмические блоки как остинатные сопровождения (сначала лишь один ритм, затем 2, 3 группы) к декламации стихов (считалочек), к пению детей.
Ритм, блоки - параллельное сопровождение, подчёркнутое или дополняющее. Отработка разных вариантов произнесения текстов:
солисты и группы;
мальчики и девочки;
речь с сопровождением и без него;
изменение темпа и динамики речи.
Дирижерские по схеме - одна из трудных задач на начальном этапе обучения. Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.











15