Тема урока: Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков. Закономерности размещения полезных ископаемых.
Урок № 8
Тема урока: Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков. Закономерности размещения полезных ископаемых.
Цель: Изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых.
Задачи:
Образовательная: выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структур.
Развивающая: сопоставлять и анализировать различные по содержанию карты атласа (тектоническую и физическую); развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная: определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка.
Методы обучения:
Проблемный метод, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся:
Интеллектуальные – задания разного уровня сложности, диалогическое решение поставленных задач;
Социальные – работа в парах (блоках), взаимный контроль;
Эмоциональные – создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации.
Оборудование: физическая карта полушарий и Евразии, атлас, учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География
Ход работы
Дата Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг.момент
( 1 мин)
Приветствие учеников, работа с классным журналом, проверка готовности к уроку кабинета и учеников. Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к работе
Актуализация знаний
(5 мин)
Технология цепочка. Проверка знаний учащихся путём использования технологии опроса «Цепочка» и выявление причинно-следственных связей. На данном этапе урока учитель выступает в роли арбитра. Проверка знаний усвоенных на прошлом уроке, создание ситуации успеха и определение перспектив урока.
В последствии выявляется лучший вопрос на данном этапе урока. Учащиеся в течение 5 минут задают вопросы по пройденной теме «Географическое положение Евразии» по цепочке: ученик формулирует и задаёт вопрос классу, весь класс определяет корректность и правильность вопроса, за тем желающий отвечает и задаёт свой вопрос, и так по цепочке пока время не вышло.
Мотивация на новую деятельность.
(4 мин)
Проблемный метод Совместная работа учителя и учащихся над утверждением: «Рельеф оказывает большое влияние на образование, развитие и размещение по поверхности материка всех компонентов природы». Выявление интересов учащихся в изучаемой области, их отношения к теме, принятие цели урока и совместное определение учебной и исследовательской задач урока, определение проблемной ситуации, стимулирование «желания понять». Каждый ребёнок пытается ответить на вопросы: Что изучаем сегодня? За чем, ради чего я изучаю эту тему? Что интересно для меня лично? Высказывают различные суждения относительно своих интересов к изучаемой теме, территории, географических объектов.
Изучение нового материала
(25 мин)
Проблемный метод
Частично-поисковый
Демонстрация
Частично-поисковый
Частично-поисковый
Решение поставленных исследовательских задач - «Причины разнообразия форм рельефа Евразии».
Введение проблемной ситуации: учащимся предлагается дать образное эмоциональное описание поверхности материка. Евразия – самый большой по площади материк, значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнин гораздо больше, чем на других материках и они гораздо больше по размеру. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9км. Евразия – единственный материк, горные вершины которого поднимаются выше 7 км. Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии?
- Самостоятельная работа учащихся в парах, используя раздаточные таблицы. Проанализировать тектоническую и физическую карты материка методом «наложения карт», установить причинно-следственные связи между строением земной коры и расположением основных форм рельефа.
- Просмотр кинофрагмента «Гималаи».
Презентации.
- Групповая работа («Большая четвёрка»): определить причины многообразия полезных ископаемых.
- Индивидуальная работа (задания разного уровня сложности по выбору учащегося): сравнить рельеф двух территорий (Восточно-Европейскую равнину и Среднесибирское плоскогорье, Урал и Алтай, север и юг Нижегородской области, Кавказ и Альпы) сопоставить возраст и определить различия по высоте и формам рельефа. Учащиеся дают образное описание рельефа поверхности материка используя настенную физическую карту Евразии; выделяют территории равнинные и горные, определяют различия по высоте, самую высокую и низкую точки материка.
Используя раздаточные таблицы (см приложение №1) путём «наложения карт» анализируют тектоническую и физическую карты материка, сопоставляют и суммируют полученную информацию, заполняя раздаточную таблицу, определяют причинно-следственные связи между размещением форм рельефа и тектоническим строением террито-рии. Вывод: Древним платформам соответствуют в основном равнины, а складчатым областям – различные по высоте горы
Смотрят
В ходе работы в группах «Большая четвёрка» (4 чел), учащиеся используют личный прошлый опыт и логические суждения для выявления закономерностей в распределении полезных ископаемых.
Индивидуальная работа на последнем этапе подразумевает выбор учащимися заданий подходящих по уровню сложности каждому; при решении любого из данных заданий формируется система выводов (причинно-следственных связей) преобразованных в схему «Причины, повлиявшие на разнообразие форм рельефа Евразии»
(Приложение 2)
Подведение итогов занятия. Рефлексия
( 5 мин)
Технология Самооценка. Применение педагогической технологии «Самооценка». Осуществление индивидуального и коллективного осмысления пройденного материала. Заполнение оценочной таблицы (оценивается как сам учащийся, так и урок). Учащиеся самостоятельно оценивают индивидуальную, групповую деятельность, на уроке заполняя оценочную карту урока (приложение №3); обсуждают собственные действия в ситуации образовательной напряженности (Достигнуты ли поставленные цели? Много ли нового и интересного узнал на уроке?).Домашнее задание
(1 мин) Параграф 60. На контурную карту нанести все объекты рельефа и районы добычи полезных ископаемых изученные на уроке. Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы