Дополнительная образовательная программа Отражение детского хореографического коллектива Серпантин

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ
ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 111


Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 111
Т. Н. Карпычева
« 01 » сентябрь 2009г.


Дополнительная Образовательная программа
«ОТРАЖЕНИЕ»
Детского хореографического коллектива
«СЕРПАНТИН»

(возраст детей с 7 лет)
Срок обучения – 4 года.



Автор программы
Педагог дополнительного образования
Высшей категории
Звонилова Татьяна Васильевна


Нижний Новгород
2009г.
Содержание
Введение.................................................................................................................. 3
Пояснительная записка.. 5
Учебный план.. 7
Учебно-тематический план:
Первый год обучения 8
Второй год обучения... 11
Третий год обучения ... 13
Четвертый год обучения . 15
Воспитательная работа ... 18
Работа с родителями 19
Методические рекомендации . 19
Критерии оценки . 21
Репертуар 21
Список литературы . 22
Приложение 1 .. 23
Приложение 2 .. 24
Приложение 3 .. 25
Приложение 4 .. 28

Введение
Хореография – один из любимых и популярных видов искусства – дает широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания детей. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической, образно-художественной форме. Воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию и духовно сильного и красивого человека. Танец служит не только красоте. Благодаря постоянным упражнениям, он развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу. Недаром древняя индийская мудрость почитала танец как искусство, приносящее человеку здоровье.
Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Малоподвижный образ жизни становится нормой жизни для детей. У школьников появляются проблемы личностного плана: апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость, отсутствие стойких интересов и увлечений с расширением собственного кругозора. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью?
По результатам ежегодных обследований учащихся школы № 111 специалистами поликлиники №3 у большинства из них выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата. Итоги этих обследований учитываются при занятиях хореографией (см. приложение 1).
Проблемы здоровья и творчества по существу неразделимы, ведь только здоровый человек в состоянии заниматься творчеством.
Физические нагрузки помогут в формировании устойчивого иммунитета и составят необходимый противовес школьной статики. Интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузки на молодой организм будут приведены в равновесие, а это, в свою очередь, поможет гармонизировать все процессы роста.
Процесс обучения является процессом развития личности ученика, более полным раскрытием его индивидуальности, стимулированием его самостоятельного творчества. Это особенно важно в работе с детьми, ведь она прежде всего направлена на развитие личности, а вовсе не на профессиональную подготовку. Главное, на что должно быть обращено внимание преподавателя, - это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые, не себе подобные копии, а творчески самостоятельные, со своим мышлением и почерком. Именно творчество рассматривается как условие гармоничного развития личности. Необходимое условие творчества – свобода. Собственно, – это даже не условие, это синоним творчества. Творчество бывает только свободным, иного не дано. Нельзя неволить неокрепшую творческую природу ребенка, заставлять его быть на виду, если он не хочет этого. Нельзя ставить его в ситуацию, где он почувствует себя смешным и нелепым, хуже других. Но в то же время нельзя исключать ребенка из общего дела, забывать о маленьком человеке, оставлять его в стороне. Для каждого можно найти интересное занятие – то, в котором он может творчески реализоваться. Нельзя навязывать ученику свое представление о чем или о ком – надо подвести ученика к рождению своего собственного. Танец, пластика, музыка и художественный образ способны отразить внутренний мир ребенка. Мысли, чувства и переживания дети выражают без помощи речи: движением тела, жестами рук, мимикой лица.

Пояснительная записка.
Программа “Отражение” рассчитана, на четыре года занятий с детьми с 7-ми до 10-ти лет. Срок её реализации 4 года. Занятия выстраиваются с учетом способностей и физических данных детей.
В группе занимаются 12-16 человек. Объем часов в год составляет: в первый и второй год программы 108 часов; в третий и четвертый годы – 144 часа. Предусмотрены подгрупповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся три раза в неделю. 1-ый и 2-ой классы – 1 академический час, 3-ий и 4-ый классы – 1,5 академический часа.
В основе программы лежит культурологическая концепция воспитания («Воспитание с позиции культуры» Щуркова Н. Е.). Культура рассматривается как часть содержания воспитания. Воспитательный процесс направляется на развитие потребности к культурным ценностям, что способствует духовному и нравственному становлению личности. Приобщение к культуре: бытовой, социальной, мировой, национальной лает детям критерии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие всех сторон личности. Основным механизмом программы является: освоение, усвоение, присвоение культуры через общение, воспитанием успехом. Если внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов. Кроме того в программу заложена базовая программа МОУ CОШ № 111 – “Здоровый ребенок”. Говоря о здоровом теле, тем более о формирующемся организме растущего человека, стоит заметить, что условия городского существования часто отнюдь не способствуют сохранению полноценного жизненного тонуса. Нарушенная экология, неправильное питание, стрессы и недостаток движения приводят к частым болезням, неврозам, внезапной усталости.
Спецификой программы «Отражение» является «возвращение» ребенка к себе, активизация фантазии и воображения, обретение свободы, в том объеме, на который способны ученики.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: в беготне, прыжках, размахивании руками и хаотическом танце. Очень рано у ребенка появляется потребность в умении эстетически организовывать эту стихию. Наша задача – не подготовить профессионального танцора, а дать возможность ребенку выразить себя в танце, суметь добиться адекватного выражения его эмоций через танцевальную пластику.
Цель: воспитание гармонично развитой личности посредством хореографии и физического воспитания с применением здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Обеспечить гармоничное, эстетическое и физическое развитие ребенка;
Создать условие для развития и самореализации учащихся через творческую
деятельность.
Раскрыть творческую индивидуальность ребенка.
Приобщать детей к общечеловеческим и культурным ценностям.
Формировать коммуникативные умения.
Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

В результате освоения программы «Отражение» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу четвертого года они должны:
уметь дать адекватную самооценку своей внешности, осознать свои желания, интересы и свою индивидуальность, стремиться к лидерству;
приобрести комплекс специальных знаний и навыков по хореографии, акробатике и пластике;
сформировать умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
замечать красивое в окружающих людях и к себе самому;
понимать и чувствовать прекрасное;
научиться выражать свои симпатии, сочувствие,
помогать друг другу, подчиняться законам коллектива;
уметь применять полученные знания в жизни и передавать другим людям;
ответственно относиться к своему здоровью.


Для реализации данной программы необходимо иметь:
аудио – видео аппаратуру (для прослушивания музыки, просмотра тематического материала),
спортивный инвентарь (спортивные маты, обручи, мячи, ленты, скакалки) для проведения урока «Сценическое движение»,
творческую мастерскую,
занятия должны проводиться в просторном, светлом помещении. Учащиеся должны иметь специальную тренировочную форму и танцевальную обувь.





Учебный план.



Разделы программы
Количество часов



1 год
2 год
3год
4год

1.
Элементы классического танца
18
20
24
24

2.
Элементы народного танца
16
18
24
24

3.
Партерная гимнастика и акробатика
20
14
10
6

4.
Пластика и образ
12
12
18
18

5.
Сценическое движение
14
14
16
12

6.
Азбука музыкального движения
20
10
-
-

7.
Элементы современного танца
-
-
16
18

8.
Постановочная работа
-
12
27
33

9.
Воспитательная работа
4
4
5
5

10.
Работа с родителями
4
4
4
4

Всего:
108
108
144
144


Первый год обучения

Цель: Адаптация детей к новым условиям, к группе, знакомство с предметом «Хореография», получение первичных навыков по каждому разделу курса.
Задачи:
познакомить детей с коллективом «Серпантин»;
дать первичное представление о предмете «Хореография», его разделах;
разучить основные элементы каждого раздела программы, основных поз, простых упражнений;
работать над коррекцией осанки.
Ожидаемые результаты:
свободное общение в группе между детьми, способность к взаимной поддержке, взаимовыручке;
знание основных поз и простых движений разных танцевальных стилей;
умение запоминать последовательность движений в танце;
умение слышать ритм музыки и двигаться в такт.



Разделы программы
Кол-во часов
Теория
Практика

1.
Элементы классического танца
18
3
15

2.
Элементы народного танца
16
3
13

3.
Партерная гимнастика и акробатика
20
5
15

4.
Пластика и образ
12
2
10

5.
Сценическое движение
14
4
10

6.
Азбука музыкального движения
20
2
18

7.
Воспитательная работа
4
2
2

8.
Работа с родителями
4
1
3

Всего:
108
23
85




Элементы классического танца
Разучивание позиций рук и ног.
Экзерсис у палки (лицом)
Demi – plie в I, II позициях
Battements tendus с I позиции
Battements tendus с I позиции c demi-plie
Passe par terre по I позиции
Подготовительное упражнение к battements tendus jetes с I позиции
Releve на полупальцах в I позиции
Перегибы корпуса лицом к палке в I позиции
Экзерсис на середине зала
Упражнения для рук
Demi – plie в I, II позициях
Battements tendus с I позиции /
Элементы народного танца
Поклон в народном характере
Позиции рук
Комбинации с использованием рук
«Утюжок»
«Качалочка»
Простой шаг
Переменный шаг
Шаг с притопом
«Гармошка»
«Ковырялочка»
Партерная гимнастика и акробатика
Универсальная разминка
Растяжка мышц по технологии «стрейч» Абрамова (см. приложение 4)
Дыхательная гимнастика
Комплекс упражнений, сидя на полу (стопы, подколенные мышцы, колени, угол)
Комплекс упражнений, лежа на спине (движения на укрепление мышц живота, перекатывание вперед-назад, сложившись, «березка»)
Комплекс упражнений, лежа на животе (движения на укрепление мышц спины, гибкость, змея, корзиночка, колечко)
Комплекс упражнений на растяжку («неваляшка», «бабочка», «узел» «лягушка»)
Шпагаты (подготовительные упражнения к поперечному и продольному)
Упражнения на осанку (стоя)
Прыжковые упражнения
Колесо, клесо на одной руке, колесо с разбега, рандат, рандат с разбега.
Мостик (с положения лёжа, сидя, стоя) и т. Д.
Методические рекомендации.
Приведенные выше комплексы, исполняются весь курс программы (4 года). В первый год дети разучивают материал, в последующие – нагрузка увеличивается, задания усложняются.
После каждого комплекса выполняются упражнения на расслабление и правильное дыхание

Пластика и образ Разминка
Настройка
Разогрев
«Построить позвоночник»
Растирание
Релаксация (расслабление)
«Поймай хлопок» (внимание)
«Взрыв» (освобождение)
«Точка» (внимание)
«Звезда» (внимание)
«Зеркало» (координация)
«От движения к неподвижности» (расслабление)
Методические рекомендации
Описанные выше игры, могут проигрываться в последующие годы обучения, но с усложненными заданиями (см. приложение 3).

Сценическое движение

Сценическое движение включает основы акробатики, работу над равновесием и работу с предметами.
Разминка
Кувырок вперед
Кувырок назад
Кувырок в сторону
«Тележка»
«Кошка лезет под забор»
Упражнения с мячом
Упражнения со скакалкой
Упражнение на осанку «Волшебный стаканчик»

Азбука музыкального движения

Перестроения (из одной линии в две и в четыре, из круга – в два, диагональ, галочка, колонны)
Марш (с прямыми ногами, с поднятием колен)
Бег «Лошадка»
Бег на носочках
«Бегунок»
«Подскок»
«Галоп»
Бег, выбрасывая ноги вперед
Ритмические комбинации на основе хлопков
Движения на координацию (руки, голова)
Движения на прыжках


Второй год обучения

Цель: Закрепление знаний 1-го года, совершенствование танцевальных навыков детей.
Задачи:
учить детей доброжелательному общению внутри танцевального коллектива, взаимовыручке, прививать чувство товарищества;
разучить новые движения в каждом из разделов программы, новые танцевальные комбинации;
принимать участие в концертных программах, школьных праздниках, учить держаться на сцене;
развивать навыки в области акробатики и пластики;
продолжать работу над коррекцией осанки.
Ожидаемые результаты:
ощущение себя, как части единой группы, коллектива;
умение различать стили музыки и танца;
ответственное отношение к своему здоровью;
освоение новых движений в каждом из разделов программы;
знание новых танцевальных комбинаций;
получение первичного опыта в поведении на сцене перед зрителями;
улучшение осанки и координации движений.


Разделы программы
Кол-во часов
Теория
Практика

1.
Элементы классического танца
20
2
18

2.
Элементы народного танца
18
2
16

3.
Партерная гимнастика и акробатика
14
2
12

4.
Пластика и образ
12
2
10

5.
Сценическое движение
14
3
11

6.
Азбука музыкального движения
10
1
9

7.
Постановочная работа
12
2
10

8.
Воспитательная работа
4
1
3

9.
Работа с родителями
4
2
2

Всего:
108
17
91



Элементы классического танца
Экзерсис у палки (лицом)
1. Demi – plie в I, II, V позициях
Battements tendus с I, V позиции
Battements tendus с V позиции c demi-plie
Demi-rond de jambe par terre (по четверти круга)
Упражнения для рук
Подготовительные упражнения к battements tendus jetes с I позиции
Releve на полупальцах в V позиции
Экзерсис на середине зала
1. Demi – plie в I, II, V позициях
Battements tendus с I, V позиции с demi-plie
Упражнения для рук
Temps leve в I, II позициях
Элементы народного танца
Припадание по VI позиции
«Моталочка»
«Ковырялочка»
Каблучное
«Веревочка»
«Веревочка с ковырялочкой»
Прыжки в повороте
Комбинации с использованием изученных движений
Пластика и образ
1. Разминка
2. Настройка
3. Разогрев
4. «Построить позвоночник»
5. Растирание
6. Релаксация (расслабление)
7. «Какие мы»
8. «Стоп-кадр»
9. «Расслабление - напряжение»

Сценическое движение
Разминка
«Собачка»
«Гуси»
«Колесо»
Прыжки «Круговорот»
Прыжки с препятствием
Кувырок «Ножницы»
Упражнения с мячом и скакалкой (вариации)\
Азбука музыкального движения
Марш (комбинированный)
Шаг польки
Галоп в повороте
Подскок в повороте
Белорусский шаг
Движение на координацию
Движение на прыжках
Танцевальные импровизации
«Измени рисунок»
«Измени движение»


Третий год обучения

Цель: Сознательное приобретение знаний и навыков по хореографии, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
дальнейшее, углубленное, изучение разделов программы;
совершенствовать танцевальные навыки, гибкость и пластичность;
разучить новые танцевальные комбинации;
развивать умение держаться на сцене, артистические способности;
продолжать работу над коррекцией осанки;
работать над сплочением танцевального коллектива.
Ожидаемые результаты:
владение танцевальными навыками на хорошем уровне;
знание новых танцевальных комбинаций;
достаточно уверенное поведение на сцене перед зрителями;
улучшение осанки и координации движений;
сплоченный коллектив детей, способных к взаимовыручке.


Разделы программы
Кол-во часов
Теория
Практика

1.
Элементы классического танца
24
2
22

2.
Элементы народного танца
24
2
22

3.
Партерная гимнастика и акробатка
10
1
9

4.
Пластика и образ
18
4
14

5.
Сценическое движение
16
2
14

6.
Элементы современного танца
16
4
12

7.
Постановочная работа
27
2
25

8.
Воспитательная работа
5
1
4

9.
Работа с родителями
4
2
2

Всего:
144
20
124



Элементы классического танца

Экзерсис у палки (лицом)
1. Demi – plie и grand plie в I, II, V позициях
Battements tendus с I, V позиции
Battements tendus jetes с I позиции
Rond de jambe par terre
Battements soutenus в V позицию
Battements frappes
Releve на полупальцах в V позиции
Экзерсис на середине зала
1. Demi – plie в I, II, V позициях
Battements tendus с I, V позиции с demi-plie
Battements tendus jetes с I позиции
Упражнения для рук
Temps leve в I, II позициях
Changements de pieds
Позы croisee и efface

Элементы народного танца

·