Тема по самообразованию хореографического коллектива.


Формирование мотивации к обучению хореографией
Автор: Быканова Елена Владимировна, руководитель детского танцевального коллектива «Веснушки» педагог дополнительного образования, Центра развития творчества детей и юношества г. Крымска.
Эта тема по самообразованию выбрана мной не случайно. Родители приводят ко мне детей заниматься хореографией в 5 – 6 лет. Прежде всего, это желание родителей, чтобы их ребёнок танцевал. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия хореографией стали для ребёнка важной частью его жизни. Любой педагог знает, что заинтересованный ребёнок занимается лучше, интерес играет важную роль в формировании положительной мотивации к любой, в том числе и учебной деятельности.
Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.
МОТИВ – это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию (словарь под ред. Ожегова С.И.). Он может носить кратковременный характер, либо стабильный. Моя задача сформировать у детей, занимающихся в коллективе стабильную мотивацию к занятиям хореографией. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я сама испытываю искренний интерес к своей деятельности и объективно отношусь к успехам и неудачам учеников.
На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности;
- сравнение сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и только затем с общими нормами.
Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения.
В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа.
Мною разработана программа «Детское танцевальное творчество» для детей от 6 до 14 лет.
Цель программы: развитие личности ребёнка средствами хореографии.
Задачи:
- сформировать устойчивый интерес у детей к хореографии;
- развивать творческие способности воспитанников через танцевальное искусство;
- пробудить интерес к профессии хореографа.
По временным и возрастным характеристикам образовательная программа выстроена по ступеням взаимосвязанным между собой. Каждая последующая ступень является развитием, совершенствованием предыдущей.1 ступень – подготовительный уровень, 2 ступень – начальный уровень развития и обучения танцу, 3 ступень – основной уровень обучения хореографическому искусству, 4 ступень – повышенный уровень. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Сохранность контингента детей в ансамбле говорит о сформированности у них интереса к хореографии. В программе предусмотрены развивающие музыкальные игры, упражнения на импровизацию, коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Всё это благоприятствует формированию мотивации к занятиям.
Лицом коллектива является репертуар. При составлении репертуара стараемся учитывать интересы детей. Так раньше в репертуаре были только современные танцы, но изучив интересы детей и родителей, я включила в образовательную программу и народные и эстрадные танцы, как один из факторов формирования мотивации к занятию хореографией.
Особенно благоприятно действуют на детей собственные успехи, которые укрепляют их веру в свои силы и возможности. Для достижения ситуации успеха, как наиболее эффективного стимула формирования мотивации, я продумываю структуру занятия, использую различные формы обучения (игра – путешествие, импровизированный концерт и др.), методы и приёмы подачи учебного материала.
На занятиях я использую разнообразные игры, массовые танцы . Все эти приёмы помогают детям с интересом заниматься и выполнять танцевальные движения.
Формированию интереса, а в дальнейшем и устойчивой мотивации к занятиям хореографией, помогают музыкальные игры, которые я часто использую на занятиях. Дети выполняют их с огромным желанием.
Концертная деятельность занимает ведущее место в формировании мотивации у детей к занятиям хореографией. Поэтому выступления детей на концертах начинается с 1 года обучения. Сначала это выступления перед родителями, затем на уровне Центра творчества, а дети постарше у же выступают на городских районных праздниках. Мой детский коллектив постоянный участник таких городских праздничных концертов как: День защиты детей, День города, День Победы, День матери Международный женский день 8 марта и другие.
Успешность мотивации ребёнка и его статус в детском коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у ребёнка развивается позитивные навыки общения. Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т. п.) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности. В случае долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность.
Невозможно формировать мотивацию без сотрудничества с родителями. Это мои первые помощники в пошиве костюмов, проведении концертов. Для родителей традиционно проводим открытые учебные занятия, отчётные концерты, индивидуальные консультации по вопросам совместной работы по воспитанию их детей.