описание опыта работы Развитие артистизма у учащихся хореографического коллектива
Описание опыта работы
Развитие артистизма у учащихся
хореографического коллектива
Главное педагогическое достижение состоит не просто в передаче знаний и опыта, а в развитии личности ребенка, в том, чтобы юный человек, будущий гражданин, впитал в себя лучшие традиции прошлого, умел анализировать и не боялся искать, умел делать выбор и отвечать за него.
При поиске путей организации детской деятельности в танцевальном коллективе заповедью для меня стали слова К.Д. Ушинского: «Воспитатель должен быть совершенно убежден, что успешная деятельность души всегда приятна дитяти, и должен позаботиться о том, чтобы доставить ему такой успех в той области деятельности, в которую он его хочет ввести».
Коллектив народного танца «Сибирочка», педагогом которого я являюсь, был основан в 2005 году.
Для овладения народным танцем детям необходимо получить знания по специальной технике, выразительной эмоциональной мимике, дополненной жестами рук и положениями тела. Это невозможно без развития творческих способностей, приобретения таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, совершенства владения всеми частями тела, подчинения двигательной способности умственным командам.
На своих занятиях я пытаюсь «дать ребенку как можно больше оснований считать себя хорошим человеком» (В. Клайн), создать атмосферу благожелательности и поддержки, дать возможность ребенку почувствовать самоценность и то, что он может влиять на свое собственное развитие и воспитание. Такой подход дает детям стимул к самореализации и самосовершенствованию, ощущение счастья, оптимизма, веры в себя.
Коллектив народного танца «Сибирочка» за короткий период стал популярным и любимым в ДЮЦ и поселке. Мои воспитанники частые гости поселковых мероприятий и участники различных фестивалей и конкурсов.
Но есть и свои проблемы. Проработав несколько лет педагогом дополнительного образования, я не совсем довольна результатами, которые показали мои воспитанники.
Вроде бы и неплохая техника, и достаточно артистичны, но не «яркие» и не «звонкие», не «горят» и не «светятся» на сцене.
Я стала искать причину. Первое: Чего я хотела добиться? А хотела я не много не мало, создать коллектив, подобный ансамблю И. Моисеева, но в детской интерпретации. По наивности и молодости лет еще не понимая, что многие движения просто физически дети не смогут исполнять так, как взрослые. Путь к техническому мастерству измеряется даже не годами, а десятилетиями, то есть я не учитывала возрастные особенности.
Второе. Хореографические данные в занятиях танцами имеют очень важное значение. Растяжка, выворотность, прыжок кому-то даны от бога, а кто-то работает над ними всю жизнь и все равно может не добиться таких же показателей. По статистике ребенок с достаточно хорошими хореографическими данными один на тысячу. Если в больших городах есть возможность сделать жесткий отбор и выбрать "звездочек", то у нас такой возможности нет. Мы работаем практически со всеми детьми. Что же получается? Те, кто не имеет хороших хореографических данных, не должны заниматься танцами? Нет, я так не считаю. Искусство танца многогранно и безгранично, станцевать могут практически все обладающие хотя бы небольшой динамикой. В этом безграничном море найдется место каждому.
Полностью бездарных детей нет: у кого-то лучше получается одно, кто-то лучше справляется с другим, - нужно выявить эти характерные особенности каждого ребенка и акцентировать внимание именно на них. Развивать все, но больше внимания уделять именно индивидуальным возможностям. То есть вступает в силу принцип - индивидуальный подход.
Когда дети учатся в хореографическом училище, они занимаются по 4, 6, а то и по 8 часов в день с одним выходным. Великое мастерство достигается жесточайшим тренажем. Если вы видели фильм «Танцующие призраки», то вспомните, что там жизнь хореографического училища отражена ярко и четко. Дети определили для себя свой жизненный путь: артиста балета или балетмейстера. Теоретически при создании таких же условий достижение очень высоких технических результатов возможно и у нас, но тут вступает в действие второй принцип моральный.
У нас в коллективе занимается более шестидесяти детей в возрасте с 3 до 18, возможно кто-то и захочет в дальнейшем избрать профессию балетмейстера, но в основном для детей это эпизод в жизни, пусть хороший эпизод (они приучаются работе плечом к плечу, к здоровому лидерству), но все-таки эпизод. Имею ли я право лишать ребенка детства из-за своих амбиций? Я думаю, что нет.
Но как же тогда быть? Как добиться яркости и выразительности? Посмотрев другие коллективы, я пришла к выводу, что эта проблема существует и у них. Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу. Почитав специальную литературу, я обратила внимание на то, что в свое время один из величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от филигранной, отточенной, но холодной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете. Это в Мариинском театре, ну а нам сам бог велел.
То есть я переоцениваю свои ориентиры. Для себя я решаю, что ращу не артистов танца, а хорошо двигающихся, раскрепощенных, свободных, артистически ярких людей. Да и само название профессии артист танца - подтолкнуло меня к этому решению: на первом месте - артист, а потом уже танец.
Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа-класс для народного танца одна, с небольшими нюансами каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий: «Класс -танец» Н. Тарасова, «Азбука -класс по танцам» Н. Базаровой, В. Мей, «Основы русского народного танца» А. Климова, «Народный танец» Т. Ткаченко, «Русский народный танец» Т. А. Устиновой и множество других пособий. Поэтому все, кого интересует методика преподавания танца, могут обратиться к учебной литературе и пособиям.
Как же развить артистизм у детей? Вот несколько советов.
1. Главным и основным показателем артистизма является лицо. Что же такое наше лицо? Назовем его частью тела, обладающей костной и мышечной тканью. Ну а для развития любых мышц необходим тренаж. Для чего?
Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не учил - это рефлексы. Но свойство всех рефлексов - они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.
Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши чувства и соответствующее им выражение лица проявляются для себя или для людей, близко нас окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно быть ярче, выразительнее, гротескнее. Здесь в помощь вступает также искусство грима. Ярким, красивым выражениям лица детей нужно научить - это опять тренировка.
2. В коллективе необходимо установить определенные отношения, в которых выявляются способности учеников, организованность и нацеленность. Тогда дети начинают осознавать своих «основных врагов»: зависть, жадность, которые отнимают силы, необходимые для артистичной работы. В данном случае большую роль играют уроки актерского мастерства.
3. Преодолевать возникающие в ходе обучения трудности помогают влюбленность в свое дело, радость соприкосновения с искусством, гордость за первые успехи. Каждое учебное задание является для начинающего танцора новым испытанием, которое нужно постоянно преодолевать, вырабатывая у себя такие качества, как сила воли и стойкость характера. А после освоения технических основ танца дети учатся воспринимать его мысленно, почувствовать его.
Внутреннее состояние, важный элемент успешного исполнения, его невозможно скрыть в напряженной атмосфере выступления перед зрителями. Путем регулярных тренировок достигается способность осмысленно направлять свое тело, подчиняя его настроению и музыкальному сопровождению. Тогда танцоры выступают в роли рассказчиков, символами, глазами и всем телом передавая смысл танца.
Развитие артистизма у учащихся в хореографическом объединении – необходимый элемент обучения танцам, который достигается путем долгих, но интересных тренировок.
«В мире эмоций»
(Танцевальные упражнения на развитие артистизма для детей младшего школьного возраста).
«Весенняя зарядка».
« Чтобы машина заработала надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете его «завести» и «выключить». Давайте попробуем
- Вы проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки.
-А сейчас вы упавшие на спину божьи коровки – лапки к верху, перекатились со спины на лапки.
- А вот вы крадущиеся в движении - тигры.
- станем осенними листьями – качающиеся на ветру, полетаем, как оторванные листочки.
- вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно.
- тянемся вверх, как – жирафы.
- попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.
- а теперь мы – маятники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону.
- а сейчас – пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем.
- изогнемся, как лук индейца, и станем упругими.
- какая из ваших ног сегодня больше и выше попрыгает? А сколько раз?
- присядем, срывая цветок.
«Танец радости».
Дети стоят по кругу, педагог дает задание:
как радостные воробушки в солнечную погоду,
подставляют бока солнышку, как радостные котята,
прыгают как радостные ребята на солнечной прогулке.
«Сочини свой танец».
Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (то быстрой, то медленной) выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют. Затем ведущий дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и так далее по кругу, все желающие.
«Танец пяти движений».
Музыка разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.
«течение воды» - плавная музыка, текучие, мягкие, переходящие одно в другое движения.
«переход через чащу» - импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
«сломанная кукла» - неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как сломанная кукла).
«полет бабочек» - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
«покой» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующие шум воды, море, прибой, звуки леса – сост. без движений, слуш. своего тела.
Рефлексия. Какие движения больше понравились, почему? Какие движения с трудом довались и почему?
«Джаз тела».
В кругу все стоят, играет ритмичная музыка, ведущий показывает выполнения движения:
Только головой и шеей в разные стороны, вперед, назад в разном ритме.
Плечами, то вместе, то переменно, вперед, назад, вверх, вниз.
Руки в локтях, затем в кистях, затем в кистях.
Бедра, затем колени, потом ступни.
А теперь: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни.
А теперь всем одновременно.
«Дискотека кузнечика».
Превратиться в кузнечиков – попрыгунчиков: подпрыгиваем, сгибаем лапки, весело скачем по «полю».
«Танец огня».
Превратиться в огонь и танцевать, то затихать, то разгораться.
«Зеркальный танец».
Парами, друг напротив друга, один зеркало, другой повторяет все движения.
13PAGE 15
Гайсина Ю.В.
гп. Игрим
Заголовок 315