Времена года в музыке (конспект открытого урока по слушанию музыки, 1 класс,фгт)
Слушание музыки, 1 год обучения (ФГТ)
Тема урока: «Времена года в музыке». (1 слайд)
Цель: познакомить обучающихся с художественно-образным воплощением времён года в музыке на примере цикла концертов «Времена года» А.Вивальди.
Задачи:
Раскрыть многогранность художественно-образного воплощения предложенной темы через творчество русских поэтов и художников;
Познакомить обучающихся с циклом концертов «Времена года» А.Вивальди;
Развивать слуховое и эмоционально-образное мышление обучающихся в процессе восприятия музыки;
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
Формировать нравственную отзывчивость.
Музыкальный материал: А.Вивальди цикл концертов «Времена года»:
Концерт «Весна» 1ч., Концерт «Лето» 3ч., Концерт «Осень» 1ч., Концерт «Зима» 1ч.Дополнительный материал: 4 презентации о временах года с использованием репродукций картин русских художников, репродукции картин И.Бродского и И.Левитана «Золотая осень». Стихи русских поэтов о временах года.
Оборудование: компьютер, колонки, синтезатор, баян, металлофон, треугольник, блокфлейта.
Ход урока.
Приветствие. (2 мин.) Звучит музыка из концерта «Весна» А.Вивальди (фрагмент).
Здравствуйте! Начнём наш урок.
Введение в тему урока (3 мин.) Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы внимательно прослушайте и дайте ответ.
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня! (Осень)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт —
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчёлы прячут мёд по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только. (Лето)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
А теперь подумайте и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей)
Верно, ребята, тема сегодняшнего урока «Времена года в музыке» (слайд).
Мы не только любуемся природой, но и слушаем ее: щебетание птиц, стрекотание кузнечиков, журчание ручейка, тихий шелест листьев березки. Зима, весна, лето, осень сменяют друг друга. Зимой природа погружается в сон. Застывает подо льдом речка, покрываются мохнатыми снежными шапками кусты и деревья. Весной оттаивает и согревается земля, природа пробуждается от долгого зимнего сна. Лето – пора жаркого солнца, купания, прогулок в тенистом, прохладном лесу. Осень приносит людям богатый урожай: полные корзинки грибов и ягод. Но поздней осенью начинает моросить серый дождик, небо затягивается облаками. Природа готовится к зиме.
Зиму встречают как долгожданную и желанную гостью. Хороши ее крепкие морозы, ковры из снега, застывшие подо льдом реки. Весело зимой кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снежную бабу…
Повторение пройденного материала (5 мин.):
А теперь давайте вспомним некоторые понятия из курса «Слушание музыки».
Дайте определения следующим понятиям:
мелодия, лад, тональность, темп, регистр, программная музыка, цикл.
Работа над темой урока (25 мин.):
Тема «Времена года в музыке» всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, она давала возможность средствами музыки, поэзии или живописи запечатлеть события, наиболее характерные для того или иного времени года. Во-вторых, эта тема наделялась определённым смыслом: смена времён года рассматривалась как смена периодов человеческой жизни: весна – пробуждение природных сил, символизировала начало пути, юность, лето – расцвет жизненных сил, осень – зрелость, зима – конец пути, старость.Весна.
Начнём наш урок с замечательных стихов русских поэтов Алексея Плещеева и Фёдора Тютчева о весне и посмотрим презентацию.
Обучающиеся читают стихи о весне.
1.Алексей Плещеев «Весна» (читает Тютина Вика)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
2. Фёдор Тютчев «Весенние воды» (Культина Ангелина)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней!»
3.Фёдор Тютчев «Зима недаром злится» (Куликова Аня)
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Всё нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Наступает весна – и природа меняется. Что происходит весной? (ответы детей).
Многие композиторы не раз обращались к образу природы. Назовите фамилию русского композитора, написавшего фортепианный цикл «Времена года»? (П.И. Чайковский).
Знаменитый итальянский композитор эпохи барокко Антонио Вивальди (слайд) написал цикл концертов «Времена года» в 1723 году. Цикл состоит из четырёх концертов (кончерто-гроссо).
Нам встретились новые слова: концерт, кончерто-гроссо, барокко.
Концерт – от латинского концертаре-«состязаться». В музыке концертом стали называть произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Они как бы состязаются друг с другом: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра. Как правило, инструментальные концерты состоят из 3 частей и написаны по принципу контраста: быстро-медленно-быстро.
Кончерто-гроссо (барочный концерт) – итал. «большой концерт» – инструментальный жанр в музыке, появившийся в эпоху барокко. Для него характерна 3-хчастная циклическая форма, чередование быстрых и медленных частей, противопоставление звучания всего состава исполнителей (рипиено) и группы солистов (концертино).
Барокко – от португальского – «жемчужина причудливой формы» – эпоха в европейском искусстве (живописи, архитектуре, музыке), охватывающая 17- I половину 18 века. Для искусства эпохи барокко характерны: вычурные формы, сложность, пышность, динамика. Под музыкой барокко исследователи 18 века подразумевали «странную», «необычную», «причудливую» музыку докласической эпохи.
Композиторы эпохи барокко: Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Г.Ф.Гендель, И.С.Бах.
Антонио Вивальди (1678 – 1741) (слайд)– итальянский композитор, родился в Венеции. В 1703 году принял сан католического священника. «Рыжий священник» – такое прозвище получил вивальди в мемуарах Карло Гольдони. 1 декабря 1703 года он становится учителем игры на скрипке в венецианском сиротском приюте «Оспедале деле Пиета» для девочек. Известность вивальди принесли не концертные выступления или связи при дворе, а публикации его работ, включавшие его трио-сонаты, скрипичные сонаты и концерты. Они были опубликованы в Амстердаме и широко разошлись по Европе.
Именно в жанре инструментального концерта заключены главные достижения композитора.
Вивальди сочинил 550 концертов, примерно 350 – для солирующего инструмента с оркестром (более 230 для скрипки); для двух или нескольких солистов с оркестром и для оркестра без солистов.
«Времена года» А.Вивальди – это цикл из 4х концертов для солирующей скрипки с оркестром, написанный в 1723 году. Каждый из концертов в 3х частях и каждый концерт изображает одно время года. Концерты входят в состав собрания сочинений «Спор Гармонии с Изобретением». Концерты этого цикла – это программная музыка, соответствующая литературной программе. Музыка точно следует за образами сонетов, написанных Вивальди.
Концерт №1 Ми-мажор «Весна» – это первый концерт из цикла «Времена года». Композитор при помощи музыки выразил всю мощь весны. Часть сопровождается стихотворным сонетом, написанным самим Вивальди:
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Сонет, как и концерт, разделён на 3 части: в 1 части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во 2ч. Мирным сном спит пастушок, а в 3ч. пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.
Послушаем 1часть концерта Ми-мажор «Весна» и ответим на следующие вопросы:
Вслушаемся в мелодию и скажем: каков характер музыки, что в ней изображается? Какими эпитетами можно охарактеризовать данную музыку?
В каком ладу написана музыка?
Какие музыкальные инструменты солируют?
Ответы детей.
Мелодия в 1части весеннего цикла изображает голоса и трели птиц, журчание ручья, лёгкость ветерка. Темп Аллегро. Лад мажорный. Солирует скрипка.
Сочинение музыкальной пьесы «Весна» обучающимися с помощью преподавателя.
(музыкальные образы: пение птиц, журчание ручья, капель, ветерок). Использование инструментов: синтезатор, баян, металлофон, треугольник, блокфлейта).Лето.
А теперь поговорим о времени года, следующем за весной – о лете.
Обучающиеся читают стихи о лете и смотрят презентацию.
(Ф.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Фаэтонова Вика, Е.Трутнева «Лето» Романова Маша).
Концерт №2 соль-минор «Лето» – это второй концерт из цикла А.Вивальди «Времена года».
В первых двух частях концерта царит спокойствие с редким нагнетанием бури, словно только что чистое голубое небо затягивает серыми грозовыми тучами. 3 часть концерта – самая непредсказуемая. Ей сопутствует сонет, написанный Вивальди, в котором всё живое томится в ожидании дождя, неторопливо перекликается горлица со щеглом, дует тёплый ветер. Затем внезапно налетевший борей пугает пастушка грозой, природа пугает его молниями, вырывая спелые колосья из земли.
Сонет:
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром.
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Послушаем 3часть концерта А.Вивальди «Лето» и ответим на следующие вопросы:
Каков характер музыки, что в ней изображается? Какими эпитетами можно охарактеризовать данную музыку?
В каком ладу написана музыка?
Какие музыкальные инструменты солируют?
Третья часть концерта «Лето» повторяет тему первой части и становится эпиграфом картины «летней грозы». В темпе Престо мелодия звучит ускоренно, то поднимается, то спускается в тональности, а пассажи солирующей и первых скрипок звучат одновременно. Лад минорный.
Осень.
Обучающиеся читают стихи об осени и смотрят презентацию (К.Бальмонт «Осень», Е.Арсенина «Осень наступила» Культина Ангелина, С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»).
Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора. Рассмотрим репродукции картин И. Левитана и И. Бродского «Золотая осень». На картинах мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Художники передали красоту русского леса осенью.
Концерт №3 Фа-мажор «Осень» – третий концерт цикла «Времена гола» А.Вивальди.
В концерте 3 части. Сопровождающий «Осень» сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья, другие завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животноею
Сонет:
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон…
Послушаем 1 часть концерта А.Вивальди «Осень» и ответим на следующие вопросы:
Какой характер у музыки этой части? Какими эпитетами можно охарактеризовать музыку?
Лад, темп части?
Ответы детей.
Зима.
Обучающиеся читают стихи о зиме и смотрят презентацию (Ф.Тютчев «Чародейкою зимою» Романова Маша, К.Ибраев «Зима» Куликова Аня, И.Никитин «Встреча зимы» Промзелёва Диана).
Концерт №4 фа-минор «Зима» – завершающий концерт цикла «Времена года» А.Вивальди.
В сонете композитор описывает начало зимы, когда народ сначала мёрзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду. Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озёра:
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Послушаем 1 часть концерта А.Вивальди «Зима» и ответим на вопросы:
Характер музыки? Лад, темп?
Ответы детей.
В мелодии части имитируется зимняя стужа, порывы северного ветра. Лад минорный. Здесь царит холодная атмосфера. Виртуозная партия скрипки проносится как на одном дыхании.
Проверка усвоения нового материала (7 мин.).
Итак. Проверим, как вы усвоили новый материал.
Кто написал цикл концертов «Времена года»? Сколько концертов включает в себя цикл?
Что такое концерт?
Что такое барокко?
Что такое барочный концерт (кончерто-гроссо)? (ответы детей)
Викторина (с карточками).
Концерт «Лето» 3ч.
Концерт «Весна» 1ч.
Концерт «Зима» 1ч.
Концерт «Осень» 1ч.
А теперь, ребята, мы с вами будем разгадывать загадки о временах года.
( достают из коробки листочки с загадками по очереди и отгадывают их).
Кроме загадок, у нас есть и поговорки о временах года. Давайте их прочитаем (по очереди достают из коробки поговорки и читают вслух).
Итог урока. (3 мин.)
Ребята, сегодня мы познакомились с темой «Времена года в музыке», послушали стихи русских поэтов о разных временах года, посмотрели картины русских художников, а также познакомились с циклом концертов «Времена года» итальянского композитора эпохи барокко Антонио Вивальди.
Задание на дом. Нарисовать рисунок по теме: «Моё любимое время года».
Спасибо за работу, желаю вам творческих успехов!