КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по истории России. 6 класс. Данилов, Косулина
ИСТОРИЯ РОССИИ
№
УРОКА СРОКИ
ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПО ТЕМАМ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАДАНИЕ НА
ДОМПЛАН ФАКТ Тема 1. Введение (1 ч)
24.12 Что изучает история Отечества (1 ч)
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории.
История Крыма — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины
Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников.
Характеризовать источники по российской истории.
Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России Читать стр. 4 – 6
Тема 2. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века (10 ч)
14.01 Древнейшие народы
на территории России (1 ч)
Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья
Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий Читать § 1, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 1
18.01 Восточные славяне (1 ч)
Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий: язычество, вече, народное ополчение, дань Читать § 2, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 2
21.01 Формирование Древнерусского
государства (1 ч)
Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян.
Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.
Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье Читать § 3, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 3
25.01 Первые киевские князья (1 ч)
Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы князя Святослава Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.
Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании текста учебника и отрывков из «Повести временных лет».
Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.
Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, используя миниатюры из Радзивиловской летописи (http://radzivil.chat.ru/) и другие изображения Читать § 4, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 4
28.01 Владимир Святославич. Принятие
христианства (1 ч)
Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.
Составлять характеристику Владимира Святославича.
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.
Давать оценку значению принятия христианства на Руси.
Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ Читать § 5, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 5
01.02 Расцвет Древнерусского государства при
Ярославе Мудром (2 ч)
1-й час. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством. Внешняя политика. Международный авторитет Древней Руси.
2-й час. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.
Составлять характеристику Ярослава Мудрого.
Объяснять смысл понятий: наместник, посадник, усобицы.
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.
Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп Читать § 6, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 5
04.02 08.02 Культура Древней Руси (1 ч)
Истоки и особенности древ нерусской культуры. Устное народное творчество, былинный эпос. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.
Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие Читать § 7, ответить на вопросы
11.02 Быт и нравы Древней Руси (1 ч)
Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Развитие городов, ремёсел и торговли. Военное дело. Жилище, одежда
Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе по выбору) Читать § 8, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 6
15.02 Повторение и контроль по теме
«Древняя Русь в VIII – первой половине
XII века» (1 ч) Систематизировать исторический материал о Древней Руси.
Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте) Тема 3. Русь Удельная в XII – XIII веках (9 ч)
18.02 Начало раздробления Древнерусского
Государства (1 ч)
Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Причины раздробления Древнерусского государства. Характер политической власти в период раздробленности
Составлять характеристику Владимира Мономаха.
Объяснять смысл понятий: удел, политическая раздробленность.
Называть хронологические рамки периода раздробленности.
Раскрывать причины и последствия раздробленности Читать § 9, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 7
25.02 Главные политические центры Руси (2 ч)
1-й час. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, их внутренняя и внешняя политика.
2-й час. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Особенности географического положения и политического развития Галицко-Волынской Руси Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.
Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.
Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.
Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник, используя материалы интернет-сайтов Института русской литературы (http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4948) и «Древнерусские берестяные грамоты» (http://gramoty.ru/) Читать
§ 10 – 11, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 8, 9
27.02 Читать
§ 10 – 11, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 8, 9
29.02 Нашествие с Востока (1 ч)
Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
Объяснять причины успеха монголов Читать § 12, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 10
03.03 Борьба Руси с западными завоевателями
(1 ч)
Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.
Начать составление характеристики Александра Невского, используя материалы интернет-сайта http://a-nevskiy.narod.ru/ и другие источники Читать § 13, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 11, 12, 13
10.03 Русь и Золотая Орда (1 ч)
Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества
Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения.
Завершить составление характеристики Александра Невского.
Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход» Читать § 14, ответить на вопросы
14.03 Русь и Литва (1 ч)
Формирование Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве
Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.
Характеризовать политику литовских князей.
Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских
земель.
Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому Читать § 15, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 7
17.03 Культура русских земель в XII – XIII веках
(1 ч)
Особенности культуры XII – XIII вв. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период.
Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала).
Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.
Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XII – XIII вв., используя Интернет и другие источники информации Читать § 16, ответить на вопросы
21.03 Повторение и контроль по теме
«Русь Удельная в XII – XIII веках» (1 ч)
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте) Тема 4. Московская Русь в XIV – XVI веках (15 ч)
24.03 Предпосылки объединения русских земель.
Усиление Московского княжества (1 ч)
Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.
Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.
Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты Читать § 17, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 15
04.04 Москва — центр борьбы с ордынским
владычеством. Куликовская битва (1 ч)
Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, от рывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.
Раскрывать значение Куликовской битвы.
Готовить сообщение (презентацию) о Куликовской битве, используя миниатюры
«Сказания о Мамаевом побоище»: http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122&CollID=58&NStart=51
Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея Читать § 18, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 16, 17
07.04 Московское княжество и его соседи в
конце XIV – середине XV века (1 ч)
Василий I. Феодальная война второй четверти XV в., её значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва и её последствия. Образование русской, украинской и белорусской народностей Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.
Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.
Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.
Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы Читать § 19, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 18
11.04 Создание единого Русского государства и
конец ордынского владычества (1 ч)
Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение объединения русских земель Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.
Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.
Начать составление характеристики Ивана III.
Объяснять значение создания единого Русского государства Читать § 20, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 18, 19
14.04 Московское государство в
конце XV – начале XVI века (1 ч)
Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
Завершить составление характеристики Ивана III.
Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.
Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье Читать § 21, ответить на вопросы
18.04 Церковь и государство в
конце XV – начале XVI века (1 ч)
Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри и их роль. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим»
Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим».
Давать оценку роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси Читать § 22, ответить на вопросы
21.04 Реформы Избранной рады (2 ч)
Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Укрепление центральной власти. Избранная рада. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военная реформа Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.
Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула.
Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.
Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси, политике власти.
Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне Читать § 23, ответить на вопросы
25.04 Читать § 23, ответить на вопросы
28.04 Внешняя политика Ивана IV (1 ч)
Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Покорение Западной Сибири. Ливонская война
Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака.
Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.
Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне Читать § 24, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 20, 21, 23
05.05 Опричнина (2 ч)
Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Опричнина. Итоги царствования Ивана Грозного
Объяснять причины, сущность и последствия опричнины.
Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.
Составлять характеристику Ивана IV Грозного.
Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нём.
Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного.
Объяснять значение понятий: заповедные лета, крепостное право Читать § 25, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 22
12.05 Читать § 25, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 22, 24
16.05 Просвещение, устное народное
творчество и литература
в XIV – XVI веках (1 ч)
Особенности развития русской культуры в XIV – XVI вв. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV – XVI вв. Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV – XVI вв.
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.
Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала).
Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIV – XVI вв., используя Интернет и другие источники информации.
Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства.
Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV – XVI вв. Читать § 26, ответить на вопросы
19.05 Архитектура и живопись
в XIV – XVI веках (1 ч)
Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись XIV – XVI вв. Феофан Грек. Андрей Рублёв Читать § 27, ответить на вопросы
23.05 Быт и нравы XV – XVI веков (1 ч)
Город и село. Особенности материальной культуры: одежда, еда, жилище
Описывать быт различных слоёв населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала).
Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV – XVI вв., используя информацию из исторических источников (отрывков из Домостроя и записок иностранцев, изобразительных материалов и др.) Читать § 28, ответить на вопросы
26.05 Повторение и контроль по теме
«Московская Русь в XIV – XVI веках» (1 ч) Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.
Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в XIV – XVI вв.
Высказывать суждения о значении наследия XIV – XVI вв. для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV – XVI вв. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) Тема 12. Итоговое повторение (1 ч)
30.05 Итоговое повторение и обобщение по
курсу
«История России с древнейших времён до
конца XVI века» (1 ч) Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) Резерв: 5 часов