Индивидуальный план повышения квалификации профессионального уровня на межаттестационный период
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29»
Нижнекамского муниципального района РТ
Индивидуальный план работы
на межаттестационный период
по повышению профессионального
уровня
педагога-психолога
Куликовой Ирины Юрьевны
2015/2020 г.
Личная карта педагога-психолога
1. Образование: высшее
2. Предмет: психология
3. Стаж работы в отрасли: 14 лет
Общий стаж трудовой деятельности: 14 лет
4. Должность: педагог-психолог
5. Прохождение курсов: Курсы повышения квалификации по теме «Организационные и методические основы деятельности школьных психологических служб, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков», 72 часа, ИРО РТ, г. Казань, 2016год; курсы повышения квалификации по теме «Психологические основы организации и технологии коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, обладающими различными психическими особенностями», 108 часов, ФГБОУ ВПО «НИСПТР», г.Набережные Челны, 2013год.
6. Тема самообразования: «Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»
7.Методическая тема: «Создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению качества образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта». Срок реализации проблемы – 3 года (до 2018 г.)
8. Общественно-педагогическая деятельность: руководитель ШМО
9. Творческие замыслы: участие в районном МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям.
Содержание1. Пояснительная записка
2. Программа профессионального развития педагога-психолога в межаттестационный период
Разделы программы профессионального развития педагога-психолога
Формы представления результатов психолого-педагогической деятельности
Методическая продукция (документация)
3. План самообразования
Задачи
Перечень вопросов по самообразованию
Предполагаемый результат
Формы отчета
4. Список использованной литературы
Пояснительная записка
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направления развития образования зафиксированы в концепции модернизации образования на период до 2020 года. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны». Важнейшим условием реализации концепции является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Данный приоритет является ключевым, так как профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества результата образования, что в свою очередь влияет на качественные изменения состояния общества. Следовательно, современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса.
Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагогических, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического труда, развитие творческой инициативы как условий, способствующих развитию качества образования.
Программа профессионального развития педагога-психолога в межаттестационный период Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-психолога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога-психолога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогов-психологов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период. В индивидуальную программу профессионального развития педагога-психолога необходимо вносить и результаты внутришкольного контроля: взаимопосещения занятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией школы или специалистами методических служб. Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса учащихся, их родителей, который проводится либо самим педагогом-психологом, либо администрацией в рамках педагогического мониторинга.
Разделы программы профессионального развития
Изучение психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
Обобщение собственного опыта психолого-педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Формы представления результатов психолого-педагогической деятельности
Серия учебно-воспитательных занятий
Методическая продукция
Портфолио
Собеседование
Творческий отчет
Представление результатов психолого-педагогической деятельности
Мастер-класс
Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
Профессиональные конкурсы
Методическая продукция педагога-психолога (документация)
Положение о психологической службе школы №29
Должностные инструкции педагога-психолога
План работы психологической службы школы №29
Паспорт кабинета педагога-психолога школы №29
Папка нормативных документов
График работы педагога-психолога
Журнал учета групповых форм работы
Журнал консультаций педагога-психолога
Журнал учета результатов тестирования
Папка с лекционным материалом, тезисами выступлений
Циклограмма педагога-психолога
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год
Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете.
План самообразования
Цели:
развитие личности и формирование позитивной Я-концепции учащихся, психологическое обеспечение личностно-ориентированного характера образования через создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта,
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла,
формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
Задачи:
Изучение личности учащихся и коллективов с целью выявлений потенциала развития детей и определения оптимальных путей повышения продуктивности и обучения методами психодиагностик.
Организация работы, направленной на реализацию коррекционно-развивающей поддержки детей с проблемами в обучении и содействие в преодолении трудностей в обучение.
Реализация групповых коррекционных и развивающих занятий в каждом классе с учетом возрастных особенностей учащихся; проблемных точек класса и актуальных потребностей в развитии.
Повышение психологической компетентности участников образовательного учреждения; формирование психологических знаний, умений и навыков у субъектов учебной деятельности (учащиеся, педагоги, родители) необходимых для системного обучения, воспитания, развития и социализации.
Психологическое сопровождение и личностное развитие учащихся;
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи
Методы процесса самообразования:
Внедрение ФГОС общего образования.
Изучение проектирования универсальных учебных действий.
Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
Сбор и селекционирование информационного материала по проблеме применения ОУД.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности городского методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других психологов;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО психологов;
умение оказать практическую помощь коллегам;
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная
Литература, которую необходимо изучить:
1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. - М., 2000.
2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. - М, 2006.
3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. - Санкт-Петербург, 2000.
5. Практическая психология для учителей и родителей / Составитель Глазунов М.В.-М,, 2005.
6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. - Екатеринбург, 2007.
7. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста (программа подготовки лидеров-сверстников). - М., 2006.
8. Усачев А. А., Березин А.И. Школа безопасности. - М., 2008.
9. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. Под ред. Кривцовой С.В. М., 2000.10. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М., 2001.11. Соловов А.В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 2003.
12. Психология. Разработки занятий. 9 класс. / Составитель Р.М. Мухаметова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
13. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: ВАКО, 2004.
14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: в 2 кн. – М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
План самообразования на 2015-2020 годы
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 2015 – 2020 годы Курсы повышения квалификации педагогов-психологов.
Изучение ФГОС общего образования. Изучение психолого-педагогической литературы.
«Примерная основная образовательная програм-ма образовательных учреждений».
Прогностический Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов 2015 – 2020
годы
Участие в программе личностного роста в сообществе педагогов-психологов района и семинарах.
Практический Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы. 2015 – 2020 годы
Участие в вебинарах учителей.
Выступления на заседаниях ШМО.
Участие в олимпиадах, конкурсах.
Публикации в Социальной сети работников образования разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся.
Обобщающий Подведение итогов.
Оформление результатов работы. 2015-2020 годы Участие в работе районного МО педагогов-психологов в районных семинарах.
Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах
Ведение персонального сайта.
Участие в работе школьного сайта
Консультативная помощь учителям и учащимся.
Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
Создание и пополнение «банка проектов и исследовательских работ»
Ведение профессионального портфолио.
Оформление результатов работы.
Внедренческий Распространение опыта работы 2015-2020 годы
Участие в конкурсах для педагогов-психологов.
Посещение и публикации на сайтах «Методсовет», в интернет-портале "ProШколу.ru" , электронный журнал «Большая перемена», "Банк интернет-портфолио учителей".Публикации творческих и практических работ учащихся в проекте для одарённых детей «Алые паруса» социальной сети nsportal.ru
Ожидаемые результаты:
развитие личности и формирование позитивной Я-концепции учащихся, психологическое обеспечение личностно-ориентированного характера образования через создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта;
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с самоанализом.
Список использованной литературы:
Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2008.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. 2009 г.
Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006.