ПРОГРАММА кружка по изобразительному искусству «Мир искусства»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 ИМЕНИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ЗЕМЛЯКА, ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ, ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА НОВИКОВА»
«Согласовано» «Утверждено»
Зам. Директора по УВР Директор школы
____________/Антонова З.А./ _________/Малая О. Н./
«___»_______________2014 г. Приказ №___________
«___» __________ 2014 г.
«Рассмотрено»
На заседании МО учителей гуманитарного цикла
Протокол №___________
От «___»______________ 2014 г.
/.Куклева Н.Д./
ПРОГРАММА
кружка по изобразительному искусству
«Мир искусства»
на 2014-2015 учебный год
Ф.И.О. учителя
Покосова Елена Александровна
Кострома, 2014 г.
Пояснительная записка
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.
Главная цель художественного образования – создание условий для творческого развития ребенка через приобщение его к творческому процессу создания произведений изобразительного и декоративного искусства, формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Основными задачами дополнительного преподавания изобразительного искусства в кружках являются:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в областидекоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
- формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно – творческой активности, интереса к внутреннему миру человека, осознание своих личных связей с искусством.
Данная программа кружка образовательного типа рассчитана на 1 год обучения учащихся начальных классов.
Кружок посещают дети различных способностей и одарённости, по желанию, т.к. у всех есть большой интерес к рисованию.
Кружковое занятие преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но они помогают решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности. что поможет младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Эти занятия для тех, кто интересуется изобразительным искусством, занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью, потребностью к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.
Дети продолжают развиваться, совершенствуют свое мастерство. Изображения в детских рисунках становятся более грамотными, реалистичными. А реалистичное рисование требует применения законов перспективы, соблюдение закономерности светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Рабочая программа имеет цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
– развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; – совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; – развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.); – освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; – овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности. разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:
Практические – упражнения, игр методы,
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
Все методы используются в комплексе.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.
Инструменты и материалы
Бумага, карандаш, кисти, ластик;
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватные палочки;
коктельные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды; подставки под кисти.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
элементарные правила получения новых цветов путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый зеленый и т. д.);
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
свободно работать карандашом без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
правильно работать акварельными красками разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить свое отношение;
выполнять простые по композиции сюжеты.
выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
передавать в рисунках свет, тень, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении, как выразительных средствах в композиции.
Организация занятий кружка.
Кружок посещают ученики начальной и средней школы.
Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Тематический план
работы кружка по изобразительному искусству
«Веселые карандаши»
№
Тема урока
Содержание
Кол-во
часов
1
Вводное занятие.
Галерея картин. Жанры изобр.искусства
1
2
Рисование осеннего пейзажа.
Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих осенние пейзажи. Учить рисовать осенние пейзажи, изображать разные породы деревьев; применять элементарные законы перспективы
1
3
Сравнение картин
Упражнять в умении сравнивать способы художественной выразительности
1
4
Рисование аквариумных рыб
Рассмотреть иллюстрации обитателей подводного мира. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать дельфинов, акул, медуз, морских звёзд, передавать их строение, окраску и среду обитания; использовать разные способы работы красками.
1
5
В чем секрет узора хохломы.
Отработка элементов росписи Хохломы. Творческая практическая работа. Занятие -импровизация
1
6
Осенний натюрморт
Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Развивать чувство композиции.
1
7
Морской закат (пейзаж)
Закрепить знание теплых цветов, особенности их смешения, плавный переход от желтого до малинового, от красного к синему. Силуэтное изображение карабля
1
8
Пуантулизм
Учить рисовать нетрадиционным способом - точками; рисовать сказочное животное и закрашивать его точками.
3
9
Рисование цветов (тюльпаны, подснежники).
Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на строение цветов, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.
1
10
Рисование цветов (лилии).
1
11
Портрет мамы
Ознакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования
1
12
Полярное сияние
Совершенствовать технику рисования пастелью, продолжать осваивать способы тушевки и штриховки.
1
13
Зимние узоры
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
1
14
Рисование новогодней открытки.
Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет открытки. Учить рисовать сказочных героев, украшать внутреннюю часть открытки новогодними узорами. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).
1
15
Рисование зимних деревьев
Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.
1
16
Рисование елочки
1
17
Рисование зимнего пейзажа
1
18
Рисование портрета
Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в фас и профиль, передавать объем.
2
19
Изготовление из бумаги карнавальных масок и их роспись
Познакомиться с происхождением и изготовлением масок, с правилами их украшения. Учить изготавливать новогодние маски из бумаги и украшать их перьями, бусами, мишурой т.д.
4
20
Рисование фигуры человека. «Мой друг».
Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты человека в полный рост; таблицу-схему пропорций фигуры человека. Учить рисование фигуры человека в полный рост с соблюдением пропорции
3
21
Звездное небо
Использование нетрадиционными худ техниками, развитие цветовосприятия. Контрастные цвета
1
22
Звуки музыки. Весна
Творческая практическая работа. Занятие- импровизация. Рисунок под музыку
1
23
Заря. Акварельная техника «по сырому»
Закрепить знание теплых цветов, особенности их смешения, плавный переход от желтого до малинового
1
24
Русские матрешки
Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию. Отработать элементы хохломы
2
25
Звери
Учить создавать образ животного, используя технику тычка. Развивать умения пользоваться средствами графики. Передача фактуры шерсти
1
26
Лето, здравствуй!
Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.
1
27
Итоговая выставка рисунков.
Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу.
1
Итого
36
Список литературы.
1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. М., 1993.
2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.
4. Ватагин В. А. Изображение животного. М., 1996.
5. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. М., 1992.
6. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 13 кл. 2-е изд. М., 1983.
7. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методы его преподавания в школе: учебник для студентов средних специальных учебных заведений и художественных факультетов педагогических институтов и университетов. 3-е изд. М., 1998.
8. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учебник. М.: Дрофа, 20022007.
9. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 кл.: учебник. М.: Дрофа,20032007.
10. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Зкл.: учебник. М.: Дрофа, 20042007.
11. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник. М.: Дрофа, 20052007.
12. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М. 1981.
13. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004.
14. Маслов Н. Я. Пленэр. М., 1984.15. Михайлов А. М. Искусство акварели. М., 1995.
16. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998.
17. Шорохов Е. В. Композиция. М., 1980.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Заголовок 1Заголовок 715