Программа кружка по изобразительному искусству- Волшебная кисточка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дальнеконстантиновская средняя общеобразовательная школа»
Программа кружка
Срок реализации – 2 года
Возраст- 7-8 лет
Составитель:
Блинова Е.В.
п.г.т. Дальнеконстантиново, 2013г.
Пояснительная записка
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
К семи годам у ребенка кисть руки готова к письму и выполнению мелких графических упражнений, что создает условия для развития зрительно-моторной координации.
Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Цель программы - приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи:
1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
2. Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
3. Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Коллективные, так и индивидуальные выставки ребят, тематические выставки, виртуальные экскурсии, участие в районных и областных конкурсах. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Учащимся предоставляется возможность выбора художественной деятельности, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. Нужно не только развивать фантазию у ребёнка или учить копировать, но и формировать умение грамотно выполнять работу. Поэтому правила рисования совмещаются с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на первых занятиях, затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. На занятиях применяется методика «мастер-класс». Педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, находит ученические ошибки и подсказывает пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, т.е. количество часов в неделю - 1; 33 часа в год - в 1 классе; 34 часа в год – во 2 классе.
Ожидаемые результаты освоения программы
Учащиеся должны знать:
особенности изобразительных и графических материалов, используемых учащимися в своей деятельности, их возможности для создания образа;
что такое линия, пятно, мазок, цвет, симметрия, часть и целое, зеркальное изображение, рисунок, узор;
названия цветов и оттенков, три основных цвета;
правила смешивания красок и получения производных цветов;
начальные сведения об изобразительном искусстве, народном искусстве и некоторых видах росписи.
Учащиеся должны уметь:
правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображения;
передавать форму, пропорции, положение предметов друг относительно друга;
определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение в центре листа);
передавать в тематических рисунках пространство, используя правило "Ближе – дальше";
выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из стилизованных форм растительного и животного мира;
изображать особенности разных времен года посредством выбора разнообразных техник,
средств выражения;
владеть акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами; промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску, знать свойства гуаши, акварели;
рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы работы с ней: закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок.
Учебный план первого года обучения
№
п.п.
Разделы программы
Количество
часов
1.
Введение
2
2.
Волшебные краски
16
3.
Город Мастеров
8
4.
Забавная планета «Геометрия»
7
Всего часов
33 часа
Учебный план второго года обучения
№
п.п.
Разделы программы
Количество
часов
1.
Изображение животных акварелью и гуашью
8
2.
В гостях у сказки
6
3.
Натюрморт
6
4.
Пейзаж
10
5.
Мой край родной
4
Всего часов
34 часа
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№
занятия
Наименование раздела, занятия
Количество часов
Введение:
2
1.
«Будем знакомы!»
Ознакомление с работой кружка.
1
2.
Чем и как работают художники.
1
Волшебные краски:
16
3-4
Знакомство с «волшебными» красками.
Основные и составные цвета.
2
5-6
«Осенний ковер»
(знакомство с желтым цветом и его оттенками).
Изображение опавших листьев.
2
7-8
«Рябиновые бусы»
(знакомство с красным цветом и его оттенками)
Изображение кисти рябины.
2
9-10
«Холодный дождик»
(знакомство с синим цветом и его оттенками)
Изображение осеннего дождя.
2
11
«Сказка про белую, черную и серую краски».
1
12-13
"В гостях у холодных Красок и белых Снежинок".
Изображение снежинок.
2
14.
«Узоры деда Мороза».
1
15.
«Новогодняя ёлка».
1
16-17
«Зимний лес»
2
18.
«Радуга-дуга все краски вместе собрала»
1
Город Мастеров
8
19-20
«Искусство Гжели».
Изображение элементов гжельской росписи.
2
21-22
«Кто живет в Дымково?»
Изображение эскизов дымковских свистулек
2
23-24
«Золотая хохлома».
Изображение элементов хохломской росписи в круге, в полосе.
2
25-26
«Яркость Городецкой росписи».
Изображение элементов Городецкой росписи.
2
Забавная планета «Геометрия»
6
27-28
Превращение геометрических фигур в деревья.
Изображение березы; ели.
2
29-30
Превращение геометрических фигур в зверей.
Изображение кота; слона.
2
31-32
Превращение геометрических фигур в цветы.
Изображение тюльпана; нарцисса.
2
33
Повторение пройденного.
1
Второй год обучения
№
занятия
Наименование раздела, занятия
Количество часов
Изображение животных акварелью и гуашью
8
1-2
«Улитка на листке»
(акварель).
2
3-4
«Петя, Петя, петушок»
Изображение петуха (гуашь).
2
5-6
Подводное царство. Рыбки в реке.
(акварель).
2
7-8
Изображение ежика.
(акварель, гуашь).
2
В гостях у сказки
6
9-10
Иллюстрация к сказке «Колобок».
Работа в карандаше; в цвете.
2
10-11
Иллюстрация к сказке «Репка».
Работа в карандаше; в цвете.
2
12-13
Иллюстрация к сказке «Теремок».
Работа в карандаше; в цвете.
2
Натюрморт
6
14
Знакомство с понятием «натюрморт».
Виды натюрмортов.
1
15-16
Изображение натюрморта из фруктов
2
17-18
Изображение натюрморта из цветов.
2
19
Мой натюрморт.
1
Пейзаж
10
20
Знакомство с понятием «пейзаж».
Виды пейзажей.
1
21
Морской пейзаж – «марина».
1
22-23
«Осень золотая»
Изображение осеннего пейзажа
2
24-25
«Ой, ты зимушка, зима».
Изображение зимнего пейзажа
2
26-27
«К нам спешит весна-краса».
Изображение весеннего пейзажа
2
28-29
«Здравствуй, лето!».
Изображение летнего пейзажа.
2
Мой край родной
4
30-31
«У родного крыльца».
2
32-33
Красота родного края.
2
34
Заключительное занятие.
Посвящение в юные художники
1
Литература
Кирсанов Ф.И. Рисование и труд в школе.- М: Просвещение , 2009 г.
Королёва В.А. Материалы и техника рисунка.- М: «Изобразительное искусство», 2003 г.
Кузин В.С. Изобразительное искусство.- М: «Дрофа», 2005 г.
Фёдоров С.А., Семёнова М.Н. Изобразительное искусство.- М: «Просвещение», 2008 г.
Энциклопедический словарь для школьников.- М.:1991 г
"Волшебная кисточка"Заголовок 115