Рабочая программа кружка «Чудеса своими руками».


Рабочая программа
в рамках дополнительного образования
кружка «Чудеса своими руками»
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена Рябовой Н.А., воспитателем.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Воробьёва, Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.: Детство – Пресс, 2003
2.Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». М.: Карапуз – Дидактика, 2006.
Программа направлена на формирование навыков культуры трудовой деятельности и развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет).
Для реализации программы имеется:
-методический кабинет;
-материалы и инструменты для изготовления поделок;
-наглядные пособия;
-методическая литература.
Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.
Цель программы:
развитие ребёнка, индивидуальных способностей детей;
формирование разнообразных навыков, умений, способностей, качеств личности;
развивать фантазию;
подвести к активному творческому поиску и созиданию.
Задачи:
способствовать развитию мелкой моторики рук;
активизировать наблюдательность, внимание и воображение;
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;
способствовать воспитанию художественного вкуса.
В основе образовательного процесса кружка лежат следующие педагогические принципы:
уважения личности ребёнка;
деятельности (на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний);
креативности (создание условий для творческой активности детей);
вариативности (свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий).
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 20 – 25 минут.)
Ожидаемые результаты:
Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
Умение находить новые способы для художественного изображения;
Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
4.Желание детей общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды продуктивной деятельности.
5. Повышение уровня развития творческих способностей.
6.Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Результаты творчества кружка художественного творчества «Чудеса своими руками» будут представлены систематическими выставками, участием детей в конкурсах, оформлении работами интерьера детского сада.
Учебный план работы кружка «Чудеса своими руками» на учебный год.
Название курса Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Длительность занятий, мин. Кол-во воспитанников
Чудеса своими руками 1 4 34 20-25 24
Календарно – тематический план по разделу «Чудеса своими руками» на учебный год.

Сентябрь.
№ Занятие Цель
1. «Осенний букет» Объемная аппликация. Учить детей создавать цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, чтобы он не загораживал цветы других детей.
2. « Весёлый зоопарк» Поделки из природного материала. Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детей самостоятельно составлять зверей: туловище – шишка, голова – каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.
3. «Поздравительная открытка» Изготовление поздравительных открыток способом аппликации с использованием нескольких техник и технических приёмов. Развивать творческие способности детей. Учить аккуратности в работе.
4. «Цветы для мамы» Аппликации из высушенных цветов. Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; закреплять усвоенные ранее знания о правилах наклеивания, подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций.
Октябрь.
№ Занятие Цель
1. «Гроздья рябины» Аппликация с использованием крашенного песка. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.
2. «Зверушки из фисташек» Поделки из фисташек. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.
3. «Загадки» Аппликации из высушенных листьев. Вызвать у детей интерес к аппликации из высушенных листьев. Учить детей создавать простую сюжетную картинку.
4. «Угощение для кукол» Изготовление поделок в технике «Тестопластика». Познакомить детей с солёным тестом. Техникой работы с ним: изготовлением поделок, сушкой, окрашиванием.
Ноябрь.
№ Занятие Цель
1. «Собачка» Объемная фигурка из бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги, склеивая из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия, быть аккуратным.
2. «Черепашка» Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок работы на общем изображении, создавать композицию.
3. «Забавные животные» Поделки из шишек. Познакомить детей с особенностями шишек, их формой, размером, положением чешуек. Закреплять умения конструировать из шишек, знакомить с новым способом крепления деталей из этого материала между собой.
4. «Лес полон чудес» Поделки из каштанов, желудей и лесных орехов. Закреплять умения детей в конструировании из природного материала, самостоятельно определяя содержание своей работы в соответствии с общей заданной темой, подбирая необходимый материал для поделки, определяя последовательность работы.
Декабрь.
№ Занятие Цель
1. «Ёлочка» Мозаичная аппликация из бросового материала. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.
2. Новогодняя открытка. Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
3. «Наша улица» Учить детей коллективно создавать аппликации из ткани. Закреплять умение по-разному располагать в пространстве листа изображения зданий ,растений.
4. «Юные волшебники» Оттиск поролоном.
Развивать воображение, давать полную свободу для самовыражения. способствовать развитию координации движений, внимания.
Январь.
№ Занятие Цель
1. «Волшебные снежинки» Лепка из соленого теста. Украшение из бисера. Учить детей изготавливать снежинку из четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером.
2. «Котёнок» Объемная фигурка из бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия.
Февраль.
№ Занятие Цель
1. Поздравительная открытка папе. Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, вырезать фигурки из открыток и аккуратно вклеивать их внутрь заготовки.
2. «Валентинки для друзей». Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.
3. «Смешарики» Учить детей работать с нитками (шерстяными), способствовать развитию воображения .
4. « Вот так чудеса» Поделки из крылаток клёна. Дети мастерят из крылаток клёна и пластилина, самостоятельно выбирая приёмы и способы выполнения поделки, последовательность работы.
Март.
№ Занятие Цель
1. Поздравительная открытка маме. Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
2. «Первоцветы» Аппликация. Учить детей самостоятельно вырезать лепесточки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.
3. «Моя игрушка» Раскрыть секреты создания игрушек – поделок из бумажной «гармошки». Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления поделок.
4. « На лесной полянке» Научить фантазировать, видеть необычное в самых простых вещах и своими руками создавать настоящие картины с использованием круп и семян.
Апрель.
№ Занятие Цель
1. «Зверюшки из полосок картона» Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.
2. «Весна» Коллективное творчество с использованием техник рисования и аппликации в одной работе. Учить работать в коллективе.
3. «Пасхальные яйца» Лепка из соленого теста. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.
4. «Чудесный ковёр» Изготовление мозаик из манной крупы. Рассказать детям «Что такое мозаика?», о материалах и техниках используемых в мозаиках.
Май.
№ Занятие Цель
1. «Барашек» Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.
2. Поздравительная открытка ко Дню Победы. Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурки и аккуратно приклеивать на открытку.
3. «Вазочка для украшения группы» Поделка из папье-маше. Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (баночка).
4. «Праздничный салют» Оттиск печатками из овощей. Учить детей нетрадиционным способам рисования, развивать фантазию. Творческие способности.
Учебно-методическое обеспечение
Автор Издательство Учебно-методические пособия
Анистратова,А.А, Гришина, Н.И. Оникс, 2010
Поделки из природных материалов.
Бычкова, Е АСТ: Полиграфиздат, 2010 Лепим из солёного теста
Лыкова, И.А Карапуз - Дидактика,2006 Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки».
Лыкова, И.А Карапуз, 1998 Шишка, жёлудь и ракушка …
Новикова, И.В. Академия развития, 2010 Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет.
Петрова, И.М. Детство-Пресс, 2001 Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие.
Перевертень, Г.И. АСТ: Полиграфиздат, 2011 Мозаика из круп и семян.
Перевертень, Г.И. АСТ: Полиграфиздат, 2010 Сказка из листьев и лепестков.
У дошкольников:
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Овладение приемами и методами изобразительного искусства.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В раздевалке есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Предполагается проведение работы с родителями по развитию эстетических чувств и представлений у детей в ходе развития художественно – творческих способностей через приобщение к их природе:
Консультации: «Чем можно занять ребёнка дома», «Конструируем из природного материала» .Оформление папки передвижки: «Мама, папа, я - творческая семья».
Оформление уголка «Наше творчество».
Мониторинг результатов образования детей дошкольного возраста.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. При этом используются только те методы, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Оценка сформированного уровня художественно – эстетического развития детей проводится 2 раза в год (в сентябре, в мае). Такой подход позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижений детей. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Овладение приемами и методами изобразительного искусства.
Дети к концу года могут.
Рисование:
Передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, движения фигур, отличия предметов по форме, величине
Рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажимом на него, кистью разными способами
Смешивать краски для получения новых цветов, располагать изображения по низу листа, по всему листу
Аппликация:
Разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие
Вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, использовать прием обрывания
Создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение
Лепка:
Лепить с натуры, по представлению пластическим, конструктивным и комбинированным способами, используя стеку
Лепить птиц, животных, людей, по типу народных игрушек, украшать узорами, налепами и углубленным рельефом
Сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа
Использовать разнообразные и дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки)
Художественный труд:
Работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости
Самостоятельно подбирать необходимый природный материал
Осознанно правильно относиться к объектам и явлениям природы
Иметь первоначальные умений и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил (низкий)
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя (средний)
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно(высокий)
Результаты мониторинга отражаются в диагностике. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов позволяет осуществить оценку динамики достижений детей.
В начале учебного года были проведены диагностики умений и способностей детей. Проведение диагностики в конце учебного года- с целью выявления роста творческого развития каждого ребёнка.
В средней группе были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:
Критерии оценки Начало года Конец года
1 2 3 1 2 3
Интерес к изобразительной деятельности 24 24
Использование навыков в самостоятельной деятельности 7 12 5 1 4 19
Умение использовать трафареты и печати при работе 7 12 5 4 20
Умение экспериментировать с изобразительными материалами 7 12 5 1 3 20
Наличие элементарных композиционных умений 5 12 7 1 3 20
Применение нетрадиционных методов изображений 7 12 5 1 5 18
Проявление фантазии, художественного творчества 9 15 4 20
Умение декоративно оформлять готовую работу 7 12 5 1 5 18
Умение работать в коллективе 5 10 9 4 20
Умение смешивать краски 7 12 5 1 12 11
Умение работать ножницами 12 8 4 2 8 14
Владение способами нестандартного раскрашивания 12 7 5 2 5 17
Создавать предметные и сюжетные композиции
7 12 5 5 19

Из диагностики кружка “Чудеса своими руками ”, проведенной в начале учебного года видно, что увлеченность темой у детей развита на достаточно высоком уровне. Способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же, как и композиционные умения. Слабо развито умение экспериментирования с изобразительными материалами, использования трафаретов и печати при работе. У детей богатая фантазия, но они не могут проявить её на должном уровне. Детям очень нравятся занятия с солёным тестом, они с удовольствием выполняют предложенные им задания.
Наблюдая за детьми в нашей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Многие не умеют пользоваться ножницами. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению, развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста – дети учатся на кружке.
Результаты диагностики на начало учебного года:
В---------3 2% детей
С --------42% детей
Н --------27% детей
Подводя итоги, проделанной работе, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники для творческой деятельности в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нестандартного раскрашивания с аппликацией из доступного материала или лепкой из солёного теста. Дети с нетерпением ожидают эти занятия. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем- то интересным и увлекательным.
Результаты диагностики на конец учебного года:
 В---------77% детей
С --------20% детей
Н --------3% детей
Положительные результаты детского развития - в диапазоне от 32 % до 77 % высокого уровня .