РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА НА ТЕМУ Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ЖИЗНЬ!

Развивающее занятие с элементами тренинга:
«Я люблю тебя жизнь. Мечты сбываются!»
Учащиеся 5-6 класса
Цель: формирование позитивных жизненных целей у учащихся и развитие мотивации к их достижению.
Задачи:
- развитие способности к определению жизненных целей и необходимых
условий для их достижения;
- повышение уверенности и собственной ответственности учащихся в достижении целей;
- актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.
Форма проведения занятия – групповая
Методы: игровые методы, групповая дискуссия, арттерапия ( работа с рисунком), работа в парах, музыкотерапия, обсуждение.
Презентация урока
Оснащение:
1. Чистые листы бумаги, ватман с изображением дерево «жизни»
2. Краски, фломастеры
3. Таблица Робинзона Крузо
4. Карточки с незаконченными предложениями
5. Булавки
6. Мелодии природы
1. Круг радости
Здравствуйте, ребята! Начнем этот день с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу. Повторяйте за мной следующие слова и движения:
Я так люблю себя (руку на сердце),
Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа).
И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).
И сможешь полюбить меня (руку на сердце).
Жизнь прекрасна и ярка,
Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет,
Жизнь улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть дети и любовь!
Слова ученика: - Добрый день!
- Вас рады видеть в классе.
- Здравствуйте, приятно видеть вас!
- Сколько слов красивых вам сказали
- Сколько мы еще хотим сказать
- Здравствуйте!!!
- Здоровые
- Добрые
- Радостные
- Активные
- Веселые
- Симпатичные
- Творческие
- Вежливые
- Уважаемые
- Добрый день! Мы Вас приветствуем!

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы попробовать вместе избавиться от своих неприятностей, стать лучше, терпимей, научиться относиться друг к другу с пониманием и уважением.
Кто стеснителен и нерешителен, после наших занятий пусть станет смелым и отважным, кто не может и минуты усидеть на месте, пусть станет спокойным и сосредоточенным. Пусть пройдут ваши тревоги – мы будем вместе улучшать себя и добьемся этого! Жизнь одна и ей надо дорожить!
- Человека всегда волновали вопросы, касающиеся его будущего: что ждёт меня в будущем, как сложиться моя жизнь, смогу ли я достигнуть поставленных целей и что мне для этого нужно делать?
Конечно же, готовых ответов на поставленные вопросы нет. Но несмотря на это, многие психологи сходятся во мнении, что будущая жизнь человека во много зависит от того, как человек представляет своё будущее, какие цели он ставит перед собой, что предпринимает для их достижения, умеет ли использовать предоставленные возможности и др. (можно привести примеры).

Рисунок «Золотой цветок»
Нарисуйте золотой цветок, символизирующий смысл жизни. Придумайте свое изречение о смысле жизни и напишите его под цветком.
Кто-то хочет мудрым стать,
Кто-то звездочку достать,
Кто-то крылья обрести,
Кто-то сквозь огонь пройти!
Кто-то хочет на лугу
Ласково кивнуть цветку.
Кто-то в капельке дождя разглядеть спешит себя.
Кто-то хочет всем планетам
Подарить цветов букеты.
Кто-то хочет на луне
Помолится в тишине.
Цель у каждого прекрасна,
Каждый хочет, это ясно,
Жить, надеясь и любя,
Чтобы обрести себя.
К чему в жизни вы стремитесь? Чем цель отличается от мечты?
Как вы думаете, может ли быть счастлив человек, живущий без цели? Отличается ли смысл жизни у взрослых и детей?
Как вы думаете, нужно ли старым людям к чему-либо стремиться?
Расскажите о людях, которые посвятили одной цели всю свою жизнь?
Должна ли работа быть смыслом жизни для человека?
Какую профессию вы хотели бы приобрести, чтобы она стала для вас смыслом жизни?
Какие из перечисленных целей, кажутся вам самыми важными для вашей жизни: хорошо учиться; стать известным актером; иметь много друзей; побывать во всех странах; найти рецепт бессмертия; написать интересную книгу; иметь свой самолет; жить в замке;
знать несколько языков; найти лекарство от смертельных болезней.

Упражнение «Капля»
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход упражнения:
Психолог каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.
Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
Психолог:
Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример, когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове).
И вот сейчас у вас на столах лежат таблицы, составленные Робинзоном Крузо, в ней описаны варианты того, как человек рассматривает непредвиденную ситуацию в жизни
( попал на необитаемый остров).
Давайте ознакомимся с ней. Здесь описывается зло и добро. А ведь мы обычно в подобных ситуациях видим лишь негативный фон, а увидеть положительные моменты порой не можем.

Приложение1. Таблица, составленная Робинзоном Крузо.
Зло
Добро

Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление
Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.


Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.
Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.

Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей
Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться

Я беззащитен против нападения людей и зверей.
Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?

Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня
Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.

На примере Робинзона Крузо выполним следующее упражнение.

Упражнение «Плохо – хорошо». Работа в группах.
Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.
Ход упражнения:
Учащимся предлагается любая малоприятная ситуация: например, 1)ссора с любимым человеком; 2)конфликт с родителями. Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации.
Результаты работы каждой группы зачитываются, сравниваются и дополняются.
Психолог: но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто.

Пословицы о добре.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Добро творить- себя веселить.
Кто добро творит, тому зло не вредит.
Сделав добро, не попрекай.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости
Худо жить без ласкового слова.
За добро добром платят.
Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
Добро помни, а зло забывай.
Добро ходит по свету тихо.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело дороже богатства.

Упражнение «Солнечный круг».
1 часть. Каждый участник группы на листе бумаги рисует солнце. В центре изображает себя или пишет свое имя.
У солнца рисует много лучей, на трех из них записывает три самых лучших своих качества.
2 часть. Дети просят друг друга прикрепить лист со своим солнцем булавочками к одежде на спину.
3 часть. Под музыку двигаясь по комнате, дети подходят друг к другу и пишут на лучиках хорошие качества и достоинства того, к кому они подошли. После выполнения, листы с солнышками открепляются и каждый забирает свой лист с собой.
Психолог: Ребята, когда вам будет трудно, возьмите свое солнце, и оно вас обязательно согреет теплом сердец участников нашей группы.

Помни .(слайд 12)
Синквейн на тему: Я люблю тебя жизнь
Составьте синквейн на слово «жизнь»
2- прилогательных, 3 –глагола, предложение из 4 слов, синоним.
неутомимая светлая
познаю влюбляюсь наслаждаюсь
я хочу жить красиво
жизнь- любовь

Упражнение «Рыба для размышления»
Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.
Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.
Предложения на карточках:
Самый большой страх это
Я не доверяю людям, которые
Я сержусь, когда
Я не люблю, когда
Мне грустно когда
Когда я спорю
Когда на меня повышают голос, я
Самое грустное для меня
Человек считается неудачником, если
Мне скучно, когда
Я чувствую неуверенность, когда
Обсуждение. Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

Игра «Дерево жизни» .
Написать свои жизненные смыслы по одному на каждом стикере, а затем закрепить на дереве.
Обсуждение
-Для чего человеку нужно знать, в чем смысл его жизни?
-Что может произойти с человеком если его «дерево смысла» засохнет и все смыслы « облетят и потеряются?»

Упражнение 1.
Что значит пословица: «Утро вечера мудренее» или « Время лечит»? Когда я, испытывая отрицательную эмоцию, получил пользу? (размышления учащихся) Работа в парах. Пишут пожелания друг другу: чем заняться, чтобы не принять поспешное, неправильное решение в критической ситуации (обратиться к психологу, послушать музыку, заняться физическими упражнениями, посоветоваться с лучшим другом, рассказать родителям, позвонить на телефон доверия, сделать отложенную «на потом» работу

Рефлексия: Упражнение «Вершина горы»
Цель: Оценка собственных ценностей, достижений.
Начинается необыкновенное путешествие. Перед тобой высокая гора со скалистыми выступами. Вершина теряется где-то в облаках. Тебе хочется попасть туда, там тебя ждут необыкновенное чудо, счастье, которого ты еще, возможно не испытывал в жизни. Но тобой овладевает страх: а сумею ли? Это так трудно. Но внутренний голос подсказывает: «У есть сила. Начинай!
Попробуй пока добраться до первого подножья»
И ты начинаешь взбираться. Сначала легко переступать с камня на камень. Но чем выше, тем круче. Камни осыпаются. Ты смотришь только вперед, ты полон решимости. Вот позади первое препятствие. Даешь себе передышку и решаешь: продолжить восхождение или нет. Это первая твоя победа, уже здесь ты испытываешь необыкновенное счастье.
Теперь тебе помогаю руки. Ты осторожно ощупываешь место, куда можно поставить ногу, зацепиться руками и подтянуться. Тебе очень трудно, но обратно дороги нет. Вот показалась вершина. Ты ее видишь, но начинается самый трудный участок. Камни острые, становиться жарко от усилий. Еще несколько шагов подтягиваешься на руках Вот она, заветная вершина. Выпрямляешься. Ты стоишь высоко над всеми. Как красиво вокруг. Глоток свежего воздуха наполнил легкие. Вот оно-чудо! Хочется открыть глаза и поделиться ощущением счастья.
Я солнечный лучик
Мне тепло, светло и радостно
Я лучик большого солнышка
Рядом со мной много лучей
Мне от этого теплее
Я спокоен, мне хорошо
Лучик тепла у меня в голове
Он погладил мой лоб, потрогал глаза
Я дышу ровно и спокойно
Лучи на моих руках спуск каются по моим ногам
Мне тепло и спокойно
Я концентрирую свое (внимание, мышление, память и т.д)
Я буду внимательным, собранным
Солнышко гладит меня
Я наполняюсь силой
Лучи текут по моему телу
Я отдохнувший, я готов работать
(на момент обсуждения, если такое предполагается, у каждого ли было солнышко, никому не было страшно)

Беседа «За что ценят людей».
Ведущий: Ответьте по очереди на вопросы: за что ценят людей; за что вы уважаете своих родителей, друзей; за что уважают вас? Что вам не нравится в людях, почему с кем-то вы дружите, а кто-то вам не нравится? Что нужно сделать, чтобы у вас были друзья?
На столе у меня стоят весы-это весы жизни. Одну чашу весов назовем строчкой из песни «Я люблю тебя жизнь!» а другую чашу, также строчкой из песни «А нам все равно». Я хочу, чтобы вы на своих сердечках написали свое имя и положили их на ту чашу весов, на которую вам подсказывает ваше сердце, ваше внутреннее состояние, ваше будущее. Свое решение прошу прокомментировать.
Вся наша жизнь – это борьба
И тому подтверждение стихотворение С.В.Михалкова «Завидное упорство»
Хозяйка в кладовушке, на окне
Оставила сметану в кувшине.
И надо ж было.
Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!
Два малых лягушонка в тот же час
Бултых!- В кувшин, не закрывая глаз,
И ну барахтаться в сметане!... и понятно,
Что им из кувшина не выбраться обратно,-
Напрасно лапками они по стенкам бьют:
Чем больше бьют, тем больше устают
И вот уже один, решив, что все равно
Самим не вылезти, спасенья не дождаться,-
Пуская пузыри, пошел на дно
Но был второй во всем упорней братца-
Барахтаясь во тьме, что было сил,
Он из сметаны за ночь масло сбил
И оттолкнувшись, выскочил к рассвету.
Психолог: подобные ситуации встречаются и в жизни: наглядный пример тяжелобольные люди, страдающие неизлечимыми заболеваниями, когда человек хватается за любую спасательную «соломинку», чтобы выжить. Это люди, которые знают в чем смысл жизни.
Рефлексия.
Психолог: Я желаю вам всем удачи. Живите с улыбкой и никогда с ней не расставайтесь. Улыбайтесь друг другу! Пусть вам всегда, везде и во всем будет хорошо. Да сбудутся ваши желания и мечты.
В завершении нашего занятия хочется предложить следующее:
Составьте кластер со словом « ЖИЗНЬ» слайд 19
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Жизнь человека- это большая река, где есть свои водовороты, омуты, мели, повороты судьбы.
Рефлексия.
И закончить сегодня нашу беседу я хотела бы философским завещанием матери Терезы
Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.
Жизнь – это красота. Увлекайся ею.
Жизнь – это мечта. Осуществи ее.
Жизнь – это вызов. Прими его.
Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.
Жизнь – это игра. Стань игроком.
Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.
Жизнь – это приобретение. Охраняй его.
Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.
Жизнь – это тайна. Познай ее.
Жизнь – это долина слез. Преодолей все.
Жизнь – это песня. Допой ее до конца.
Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.
Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.
Жизнь такая интересная – не растрать ее.
ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключительное слово ведущего о необходимости поиска смысла жизни, об осознанности и ответственности за свою жизнь.
























15