Программа по внеурочной деятельности Чудеса своими руками
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Новосибирского района Новосибирской области
«Станция юных натуралистов»
Утверждена Утверждаю
Методическим советом Директор СЮН
Протокол №_______ _________Л.Н. Мокшина
«___»___________ 2014__г. «___»_____2014_г.
«Чудеса своими руками.
Делаем сами - своими руками"
Модифицированная программа
для младшего и среднего школьного возраста
Срок реализации – 2 года.
Составитель:
Охулкова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Краснообск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Методы образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса
Формы занятий
Диагностика
Методы стимулирования
Работа с родителями
Учебный план 1-го года обучения
Тематический план 1-го года обучения
Содержание программы. Первый год обучения
Словарь терминов для детей первого года обучения
Учебный план 2-го года обучения
Содержание программы. Тематический план 2-го года обучения
Второй год обучения
Словарь терминов для детей второго года обучения
Литература для детей
Литература для педагога
Программа «Делаем сами - своими руками"
Пояснительная записка
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно-эстетического формирования личности.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Чудеса своими руками» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, соленым тестом, цветными нитками, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Ведущая идея данной программы создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Занятия в творческом объединении нацелены на социализацию личности, помогают подростку самореализоваться, преодолевать барьеры в общении и взаимодействии со сверстниками. Занимаясь разными видами рукоделия, могут быть успешны, конкурировать со сверстниками.
Программа может стать дополнением к программе трудового обучения общеобразовательной школы.
Образовательный процесс программы раскрыт в модульной технологии. Она строится на основе развивающего обучения. Модуль I – ознакомительно-познавательный, II-й – познавательно-творческий, III-й – мастерство творчества. Каждый модуль – законченный блок, ориентируемый на цель, самооценку, самореализацию и самоконтроль.
Образовательная программа рассчитана на 2 года, составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся начального звена, среднего и старшего возраста.
При возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения разделов тем.
Значимость программы заключается еще и в том, что обучающиеся могут включаться в процесс обучения на разные модули.
Программа объединения соответствует целям и задачам НРСЮН.
Цель программы: формирование экологической культуры через прикладное творчество.
Задачи:
Способствовать формированию учебно–познавательных компетенций.
Способствовать формированию здоровье - сберегающих компетенций.
Способствовать формированию коммуникативных компетенций.
Профессиональная ориентация учащихся.
Деятельность педагога строится на следующих принципах:
добровольность посещений занятий;
доступность занятий для всех желающих;
индивидуальный подход;
представление возможности самовыражения, самореализации, инициативности, свободы творчества;
уважения и соблюдения прав ребенка;
всестороннее развитие учащихся с учетом его индивидуальных особенностей;
взаимосотрудничество.
МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
По действию
репродуктивный (воспроизводящий);
частично-поисковый.
По источнику
наглядный;
словесный;
практический;
творческий;
объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
тематические занятия;
комбинированные занятия;
экскурсии;
работа со словарем и специальной литературой;
конкурсы;
выставки.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
групповые;
по звеньям;
индивидуальные.
Педагог, учитывая творческий потенциал учащихся и их индивидуальные возможности, оставляет за собой право на замену некоторых тем, их перестановку.
ДИАГНОСТИКА
№
Критерии
Показатели
Индикаторы
Индекс
« 1,3,5»
1.
Учебно- познавательный
1 измерения выполнения творческих работ
2.соблюдение технических условий на выполнение работ
Крайне редко-«1» Не всегда- «3»
Постоянно-«5»
2.
Коммуникативный
1.отзывчивость;
2.толерантность;
3.уважение к педагогу;
4.умение работать в группе
3.
Здоровьесберегаю-щий
1.знать и применять правила личной гигиены;
2. выполнять работу с соблюдением правил техники безопасности
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
поощрение;
одобрение;
награждение.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
консультирование, встречи, беседы, направления на мотивацию учащего;
посещение родительских собраний в начале учебного года с целью рекламирования работы объединения декоративно-прикладного творчества;
встречи с родителями в конце учебного года, где они имеют возможность наблюдать рост мастерства своих детей;
индивидуальные консультации детей, которые нуждаются в них;
совместные походы на природу;
участие в посещении экскурсий и выставок.
Методическое обеспечение
Форма занятий. Программа кружка «Чудеса своими руками» рассчитана на детей с 8 до 12 лет, то есть со 1 класса по 6 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 1 группа-128 часов, 2 группа -192 часов. Группа 1 работает 2 раз в неделю по 2 часа, 2 группа- 3 раза в неделю по 2 часа . Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы –10- 15 человек.
Занятия на 1, 2 году обучения включают индивидуальную работу с обучаемыми в виде совместной с педагогом разработки темы, консультаций, помощи педагога в анализе сделанной работы. В связи с этим, количество занимающихся в группе 1 и 2 года не должно превышать 10-15 чел.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть: рассказ с целью получения знаний (теоретическая часть), познавательные беседы, практическая часть (совместная, индивидуальная, самостоятельная), конкурсы.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывая их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые являются основной формой обучения и включают составление эскиза, рисунка-схемы, крой деталей, припаивание деталей, вырезку рисунка на деталях и оформление. В процессе практической работы, последовательно обучающиеся осваивают отдельные приемы и методы выполнения работы. Целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат.
Приемы и методы
При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы – демонстрация рисунков, иллюстрированных альбомов, готовых изделий или образцов с пояснением.
Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных пособий. Цель показа готовых образцов и изделий – научить правильно использовать эти образцы и вызвать желание творить самому, изменять и совершенствовать. На теоретических занятиях изучаются только те методы и приемы, которые будут использоваться в последующей практической работе.
Занятия построены так, что теоретические знания и практические навыки даются всей группе, а дальнейшая работа ведется с каждым обучаемым индивидуально, т.к. задания выполняются неравномерно: одни закончили работу, другие начинают. Порядок тем составлен таким образом, чтобы каждая последующая тема давала возможность перейти на новый, более сложный этап с получением новой законченной работы.
По каждой выполненной работе обучаемые высказывают свои мнения, отмечая достоинства и недостатки. Это помогает им еще раз закрепить полученные знания и умения и учесть свои ошибки.
Дидактические материалы
Для реализации программы требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухим, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. В процессе работы через каждый учебный час делается перерыв на 15 минут с целью проветривания помещения.
Учебное помещение должно быть эстетично оформленным и чистым. Правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры труда и творческой активности.
Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. В помещении должны быть комбинированные шкафы, застекленные и открытые, где можно поместить выставку работ. Закрытую часть шкафа используют для хранения наглядного материала, инструментов, приспособлений и тканей.
Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении материала. Средства наглядности позволяют дать разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного задания, способствуют прочному усвоению материала. Наглядные пособия (образцы, готовые изделия, рисунки-схемы, различный иллюстративный (открытки, альбомы, книги) и фотоматериал) демонстрируются при объяснении нового материала или в процессе выполнения.
Для организации образовательного процесса необходимы следующие материалы и инструменты - ножницы, бумага, клей, мука для замеса теста, бисер, ткань, нитки, различные инструменты приспособления для выполнения и оформления работ.
Формы подведения итогов
В первые дни обучения проводится предварительный контроль, который позволяет увидеть не только исходную подготовку каждого обучаемого, но и выявить мотивацию его прихода в объединение, индивидуальные вкусы, способности, склонности. Такой контроль проводится в форме собеседования.
В течение учебного процесса проводиться текущий контроль с целью проверки и оценки результативности освоения обучающими программы, своевременного выявления нуждающихся в поддержке педагога при проведении занятий, а так же проявляющих творческие способности.
В течение всего периода обучения проводятся итоговые (контрольные) занятия каждого раздела: выставки и блиц-опросы теоретических знаний обучаемых. Лучшие работы демонстрируются на тематических выставках, которые являются средством информации о деятельности объединения.
В конце каждого года обучения подводятся итоги усвоения программы (теоретической и практической части), направленные на выявления творческой личности, развитие познавательных процессов, уважения к своему труду и труду других людей. Теоретическая часть проверяется итоговым блиц-опросом, проводится внутри объединения конкурс «Лучшая работа» и итоговая выставка всех работ, которая показывает уровень усвоения практической части программы. Выбор работ на выставки проводится с учетом интереса и возрастных особенностей обучающегося. Кроме того, на заключительном занятии в конце года подводятся итоги работы объединения за год, анализируются общие достижения и допущенные ошибки, поощряются лучшие учащиеся.
Результаты контроля отмечаются в таблице диагностики, где можно проследить положительную динамику как в течение каждого года обучения и одной группы детей, так и за период нескольких лет и разных групп.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы. Оценка должна быть объективной, обоснованной. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных изделий. Коллективные просмотры и обсуждения выставленных работ помогают обучаемым еще раз закрепить полученные знания и умения, учесть свои ошибки и приучают справедливо и объективно оценивать работу свою и других.
Реализация данной программы позволяет решать многие проблемы воспитания подрастающего поколения. Так, изучение основных приемов и правил гильоширования способствует воспитанию аккуратности и последовательности. Выполнение правил ТБ, дисциплинарных норм и правил, умение правильно обращаться с электроприборами – основное условие посещения занятий, со временем формирует самодисциплину и самоорганизованность. Знакомство с жизнью и творчеством знаменитых людей в различных областях искусства вселяет в ребят уверенность, воспитывает в них настойчивость в достижении цели. Программа способствует эстетическому развитию.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом, тканью;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
2) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 2 года.
Учебный план 1 год обучения
№ п/п
Темы разделов
Часов
всего
теор
практ
1
2
3
4
5
I.
Организационные мероприятия по формированию объединения.
4
1
3
II.
Экскурсии и однодневные походы в лес, дендропарк, на учебно-опытный участок.
Сбор растительного материала.
10
4
6
III.
Плетение и изготовление изделий из полосок бумаги и картона (бумагопластика). История бумагопластики.
32
9,5
22,5
IV.
Изготовление изделий из пластических материалов (тестопластика – соленое тесто).
40
13
27
V.
Изготовление композиций из смешанных материалов. Подарочные варианты изделий.
32
7,5
24,5
VI.
Массовые мероприятия.
Экскурсии в музей. Участие в массовых мероприятиях СЮН.
10
4
6
Итого
128
39
89
Тематическое планирование 1-го года обучения
№ п/п
Название темы и виды работ
Часов
всего
теор
практ
1
2
3
4
5
I. Организационные мероприятия по формированию объединения
1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения на СЮН. План.
1
0,5
0,5
2.
Дни открытых дверей на СЮН.
Ознакомительные экскурсии:
путешествие в страну детского творчества.
2
0,5
1,5
3.
Встречи с родителями. Посещение родительских собраний. Беседы на изучение мотивации детей.
1
1
II. Экскурсии
4.
Экскурсия в ближайший лес. День здоровья.
Подвижные игры.
4
1
3
5.
Экскурсия на учебно-опытный участок.
«Здравствуй, осень золотая!»
Сбор растительного материала.
6
3
3
Правила поведения.
1
2
3
4
5
III. Плетение и изготовление изделий из полосок бумаги и картона (бумагопластика)
6.
Подготовка рабочего места. Удивительные инструменты и приспособления. Правила гигиены и техника безопасности. Игра «Угадай инструмент». История бумагопластики.
2
2
-
7.
Изготовление поделок из собранного растительного материала. Мини-выставка «Осенние чудеса».
4
1
3
8.
Изготовление визиток. История их возникновения. Игра «Снежный ком» - знакомство.
2
0,5
1,5
9.
Заготовка полосок из цветной бумаги. Отработка навыков аккуратного и экономного отрезания полосок по линии карандаша.
2
0,5
1,5
10.
Простое переплетение полосок цветной бумаги . Прием пользования клеем ПВА капелькой.
2
0,5
1,5
11.
Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Беседа «Путешествие в бумажную страну».
2
0,5
1,5
12.
Изготовление композиции с цветами на переплетеном полотне.
4
1
3
13.
Полуобъемное изготовление деталей: бабочки, цветы.
14.
Изготовление композиции «Цветочная полянка». Коллективная работа.
4
1
3
15.
Изготовление подставки под горячее «Подсолнушек». Основа плоскостное плетение.
2
0,5
1,5
16.
Изготовление объемных декоративных шаров из картона и бумаги.
4
1
3
17.
Симметричное плоскостное вырезание «снежинок». Изготовление закладки для книги.
2
0,5
1,5
18.
Новогодний праздник: «Здравствуй, долгожданный Новый год!».
2
0,5
1,5
IV. Изготовление изделий из соленого теста (тестопластика)
26.
Волшебные инструменты и приспособления. Подготовка рабочего места. Техника безопасности. История тестопластики. Демонстрация образцов. Готовим тесто по рецепту. Кроссворд.
2
1
1
27.
Изготовление сердечек. Сушка. Способы сушки. Рассказ «Загадочный цветовой круг» (все о цвете). Раскрашивание. Покрытие лаком
6
2
4
28.
Изготовление мелких изделий: звезда, самолет, корабль, лодка. Сушка. Раскрашивание. Покрытие лаком.
4
1
3
30.
Изготовление мелких орнаментальных деталей: цветы, листики, ягоды. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.
6
2
4
31.
Объемные цветные фигурки: лиса, волк, медведь. Сушка. Раскрашивание. Лакирование. Кроссворд «Кто живет в лесу».
6
2
4
32.
Изготовление полуобъемных морских изделий: рыбка, осьминог, звезда. Рассказ «Подводное царство». Сушка. Раскрашивание. Лакирование.
4
1
3
33.
Мини-выставка, посвященная Защитникам Отечества. Час общения. Конкурсы.
2
1
1
34.
Изготовление маленьких «хлебобулочных» изделий: завитушки, плетенки, крендель, плюшка. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.
4
1
3
35.
Праздник, посвященный дню 8-го марта. Мини-выставка.
2
1
1
36.
Экскурсия в краеведческий музей.
4
1
3
V. Изготовление изделий из смешанных материалов
37.
Композиция «В морских глубинах», коллективная работа. Последовательность изготовления.
4
1
3
38.
Композиция из полуобъемных лесных фигурок. Последовательность изготовления.
6
2
4
39.
Изготовление подарочных вариантов изделий.
6
1
5
40.
Подготовка к итоговому занятию. Подбор образцов. Анализ изготовленных изделий.
2
0,5
1,5
41.
Экскурсия в лес: «Здравствуй, весна!» Беседа: «Осторожно – энцефалитный клещ». Сбор растительного материала.
4
0,5
3,5
42.
Экскурсия на учебно-опытный участок. Беседа: «Что посеем, то пожнем».
2
0,5
1,5
43.
Выставка поделок, посвященная празднику Дня победы.
6
1,5
4,5
45.
Итоговое занятие: «Мастер на все руки».
2
0,5
1,5
VI. Массовые мероприятия
46.
Посещение выставок прикладного искусства. Экскурсии в музеи. Участие в массовых мероприятиях СЮН.
10
4
6
ИТОГО
128
39
89
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Организационные мероприятия по формированию групп начинаются в сентябре. К началу записи готовятся объявления, приглашения. Эффективной формой привлечения детей в объединения являются дни открытых дверей на СЮН, проведение познавательных экскурсий, посещение родительских собраний в школе, беседы с родителями. Эти мероприятия дают возможность выявить интересы детей.
Чтобы развить всестороннюю личность ребенка, необходимо знать особенности его возраста. Характерной особенностью младшего школьного возраста является слабость произвольного внимания. Непроизвольное внимание развито на все новое, яркое, наглядное. Поэтому на всех занятиях готовится и предлагается вниманию детей красивый, яркий, аккуратно изготовленный образец. Внимание у ребенка не устойчиво, поэтому занятия проводятся в течение 40-45 минут. Дети играют роль консультанта, инструктора или учителя. Им очень нравится такая организация, т.к. они чувствуют себя полноценными, активными участниками образовательного процесса. Ребенок «болеет» не только за свою работу, но и за работу друзей.
Разделами программы 1-го года обучения являются такие разделы прикладного творчества как: бумагопластика ,тестопластика и изготовление композиций из смешанных материалов. Творчество ребят проявляется во всем: яркие краски полосок цветной бумаги и картона, яркие цвета пластических материалов, изготовление изделий из них побуждает ребенка совершенствовать умения, творить своими руками.
Организационный момент занятия начинается с того, что дети работают за «круглым» столом, все вместе. Этот прием очень эффективен тем, что дети видят друг друга, помогают тем у кого не получается. Коллектив крепнет.
Занятия по бумагопластике начинаются с изготовления визиток. Расчет размера визитки, написание имени вырабатывают такие качества как: аккуратность, терпение и внимательность. Дети сами рассказывают для чего существуют визитки. По окончании работы проводится игра «Снежный ком». Крепнут дружеские отношения.
За учебный год дети прекрасно осваивают технологию плетения плоскостных изделий. Изготавливают полуобъемные и объемные изделия из бумаги, картона и соленого теста.
Для того, чтобы сплести из полосок цветной бумаги плетеное полотно дети отрабатывают навыки аккуратного и экономного отрезания полосок по линии карандаша, развивают глазомер.
Метод переплетения полосок бумаги или картона переплетается с приемом пользования клеем ПВА капелькой. Этим приемом приходится пользоваться всегда.
Изготовление цветов из бумажного шпагата и конструирование композиции из них в сочетании с другими дополнительными материалами дает широкий диапазон фантазии и творчества.
Изготовление коллективной работы «Цветочная полянка» и другие работы дают возможность приобрести навыки и умения по изготовлению композиции. Она заключается в следующем:
вырезание лепестков цветов и заготовка стебельков и листочков;
соединение деталей в цветок;
подготовка основы – плетение полотна из полосок бумаги;
наклеивание плетеного полотна на картон;
оформление рамки;
наклеивание цветов на основу;
сравнение, обобщение, оценка изготовленного изделия.
Немаловажное значение в процессе обучения имеет работа с литературой, которая проводится в виде игры «волшебный словарик», в виде кроссворда.
Огромное значение для закрепления навыков и умений имеют тематические выставки и районные выставки на СЮН. Обсуждение готовых изделий способствует развитию мышления. При этом дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать.
На выставки отбираются изделия в процессе обучения. Критериями служат качество, аккуратность и красота изделия.
Заключительное занятие «Делаем сами - своими руками» проводится в конце учебного года – это праздник труда и творчества, праздник общения, праздник обещания встреч на следующий год.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Плести – перевивать что-нибудь узкое, длинное, соединять в одно целое, изготовлять.
Плетеный – изготовленный плетением.
Абстрактный – не похожий на реальные предметы.
Пресс – грузы, тяжелые предметы, которыми пользуются для плоскостных работ.
Флора – растительный мир.
Фауна – животный мир.
Контрастный - резко выраженная противоположность.
Шаблон – форма, вырезанная из картона. Используется для изготовления большого количества одинаковых изделий.
Шило – инструмент, используемый для прокалывания плотных материалов.
Экскурсия – поездка (коллективная или индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-либо с образовательной целью.
Экология – 1. Раздел биологии, изучающий взаимоотношения животного и растения с окружающей средой; 2. Борьба за чистоту окружающей среды.
Композиция – подбор, группировка и последовательность приемов.
Технология – совокупность методов изготовления изделий.
Тестопластика – искусство лепки из пластических материалов.
Бумагопластика – искусство изготовления изделий из бумаги и картона.
Панно – картина, барельеф, заполняющие часть стены, потолка.
Учебный план 2 год обучения
№ п/п
Темы разделов
Часов
всего
теор
практ
1
2
3
4
5
I.
Организационные мероприятия по
формированию объединения
6
1
5
II.
Экскурсии и однодневные походы в лес, дендропарк, на учебно-опытный участок.
Сбор растительного материала.
8
2
6
III.
Изготовление поделок в технике изонить.
48
9,5
38,5
IV.
Изготовление тряпичных кукол.
34
7
27
V.
Изготовление поделок из круп и
макаронных изделий.
32
7,5
24,5
VI.
VII.
VIII.
Изготовление поделок из газет
Бисероплетение
Заключительные занятия
30
30
4
6,5
5,5
1
23,5
24,5
3
Итого
192
40
152
Тематическое планирование
(второй год обучения)
№ п/п
Название темы и виды работ
Часов
всего
теор
практ
1
2
3
4
5
Организационные мероприятия по
формированию объединения 6 1 5
1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения на СЮН. План.
2
0,5
1,5
2.
Дни открытых дверей на СЮН.
Ознакомительные экскурсии:
путешествие в страну детского творчества.
2
0,5
1,5
3.
Встречи с родителями. Посещение родительских собраний. Беседы на изучение мотивации детей.
2
2
II. Экскурсии 6 2 4
4.
Экскурсия в ближайший лес. День здоровья.
Подвижные игры.
4
1
3
5.
Экскурсия на учебно-опытный участок.
«Здравствуй, осень золотая!»
Сбор растительного материала.
8
2
6
Правила поведения.
III.Изготовление поделок в технике изонить
48
9,5
38,5
6
7
8
9
10
11
Изонить. Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка из геометрических фигур.
Основные приёмы изонити. Правила заполнения угла. Правила заполнения окружности.
Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити
Изготовление панно с использованием бисера
Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления
Изготовление новогоднего панно
2
2
8
16
12
12
0,5
0,5
2
3
2
2
1,5
1,5
6
13
10
10
IV.Изготовление тряпичных кукол
34
7
27
12
13
14
15
16
17
Предметный мир детства
«И в бирюльки играй и уму-разуму учись». Традиционные материалы и способы изготовления кукол.
Изготовление куклы- неразлучники из лоскута ткани.
Кукла – образ продолжения рода. Изготовление куклы-пеленашки.
Изготовление куклы-Крупенички (
( (Зерновушка) ккккккккккккк
Изготовление кукол из пряжи и мочала.
Изготовление чердачных (кофейных кукол).
2
4
4
6
8
10
05
0,5
0,5
2
2
1,5
1,5
3,5
3,5
4
6
8,5
V.Изготовление поделок из круп и
макаронных изделий
32
7,5
24,5
20
21
22
23
24
Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Изготовление панно из круп.
Изготовление панно из макаронных изделий.
Изготовление объёмных поделок из макаронных изделий.
Изготовление украшений.
2
6
10
8
6
0,5
1,5
2
2
1,5
1,5
4,5
8
6
4,5
VI.Изготовление поделок из газет
30
6,5
23,5
25
26
27
28
29
30
31
32
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Как родилась бумага. Сколько у неё родственников. Приёмы и способы покраски изделий из бумаги
Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы.
Виды плетения из газет. Верёвочка, спиральное, ситцевое.
Плетение игольницы.
Панно из газетных трубочек.
Карандашница
Кашпо для цветов круглое.
Изготовление шкатулки.
2
2
4
2
4
4
4
8
0,5
0,5
1
0,5
1
1
1
2
1,5
1,5
3
1,5
3
3
3
6
VII. Бисероплетение
30
5,5
24,5
33
34
35
36
Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места.
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов.
Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.
Пасхальное яйцо
Бисерное дерево
2
6
12
10
1
1
2
1,5
1
5
10
8,5
VIII. Заключительные занятия 3
4
1
3
Просмотр и подготовка изделий к итоговой выставке.
Оформление выставки.
4
1
3
ИТОГО
192
40
152
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Организационные мероприятия для детей начинаются со встреч в дни открытых дверей на СЮН. Организуется выставка творческих работ. Первыми помощниками в организации выставки являются ранее обучающиеся ребята. Знакомимся с планами работы на год.
На втором модуле дети обучаются 2 года (192 часа). Знание возрастных особенностей ребенка среднего школьного возраста дает возможность реализации новых разделов программы: техника изонить, работа с тканью
( изготовление кукол), работа с крупами и макаронными изделиями, плетение из газет и бисероплетение. Им интересно все, что дается по программе новое, неиспытанное, неопробованное.
В этом году даются основы знаний и умений разных видов прикладного творчества. Это дает возможность выбрать понравившееся ремесло в будущем.
Плетение и изготовление изделий подбираются таким образом, чтобы каждое последующее из них было более сложным по форме, конструкции, способу изготовления. Обязателен показ образца, изготовленного заранее. Это дает возможность рассказать технологию его изготовления, привить интерес, сформировать чувство желания сделать изделие своими руками.
Традиционная игрушка и ее воспитывающая, обучающая функции.
Охранительная символика игрушек. Отражение традиционных космогонических представлений в традиционной игрушке (отождествление с образом предков-покровителей). Традиционные материалы и технологии изготовления игрушки. Кукла как символ продолжения рода. Особенности обращения к кукле на разном возрастном этапе: тетешный возраст (кукла-заманка для грудного ребенка); детство (обучение мастерству с 5-летнего возраста: девочки – кройка, шитье, вышивание, прядение; мальчики – изготовление мебели, посуды, утвари и т.д. для кукол); отрочество (маленькие беседы-посиделки, совместное изготовление кукол, поделок); хороводный период (большие посиделки, демонстрация «коробеек», кукла – эталон рукоделия); свадебный обряд (составление красоты с елочкой); замужество (игры в куклы молодух, изготовление кукол для своих детей); старость (изготовление кукол для внуков). Освоение приемов изготовления игрушек (кукла-бессоница, кукла из пряжи и мочала).
Поделки из круп и макаронных изделий
Простор фантазии для изготовления поделок своими руками практически неограничен. Сделать оригинальные и полезные вещи можно из любых подручных предметов. Но о том, что поделки делают даже из круп и макаронных изделий, знают немногие. Причем они получаются очень красивые и смотрятся великолепно. Учитывая это, можно сказать, что макароны – не только полезный продукт питания, но и отличный материал для оригинальных изделий. А симпатичные поделки из макарон станут отличным украшением для кухни, так как они прекрасно гармонируют с кухонной утварью и посудой.
Благодаря тому, что макароны имеют множество форм, размеров и цветов, можно делать самые различные поделки из макаронных изделий и сочетать этот материал с другими. Например, получаются отличные весьма оригинальные поделки из макарон и круп. Сегодня производители предлагают макароны в виде трубочек, кружочков, бантиков, звездочек, сердечек, кроме того, их разукрашивают в различные цвета. Если вы хотите чего-то совсем необычного, попробуйте сделать макароны сами. Для этого нужно сделать упругое тесто, сформировать из него фигурки и обжарить в большом количестве масла.
Также можно сделать поделки из лапши, которые дополнят композиции из цветов и растений. И при этом, даже внимательно рассматривая такой элемент декора, будет очень сложно понять, из чего он сделан.
«Плетение из газет»
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями.
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, спицы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)
В изучения раздела "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам
Мероприятия по расширению кругозора:
посещение выставки прикладного искусства в Краеведческий музей;
в выставочные залы;
участие в массовых мероприятиях СЮНа;
участие в районных выставках.
Такие мероприятия воздействуют не только на познавательную сферу ребенка, но и на эмоциональную, творческую, духовную сферы.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аранжировка – приводить в порядок, устраивать.
Плетение – способ последовательного соединения между собой эластичных материалов .
Плетеные изделия – корзины и корзиночки, вазы, изготовленные изразных материалов.
Простой способ плетения – заплетки нечетного количества стояков одиночным прутом. Через один промежуток по схеме «перед-за, перед-за» стояком в виде непрерывного ряда.
Шаблон – форма выплетаемого изделия, призванный обеспечить одинаковые размеры, облегчающий работу.
Плетенка – простейший вид плетения, применяемый при изготовлении изделий.
Булавка с круглой головкой – используется для крепления нитей.
Композиция – подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое
Плести – перевивать что-нибудь узкое, длинное, соединять в одно целое, изготовлять.
Плетеный – изготовленный плетением.
Абстрактный – не похожий на реальные предметы.
Пресс – грузы, тяжелые предметы, которыми пользуются для плоскостных работ.
Контрастный - резко выраженная противоположность.
Шаблон – форма, вырезанная из картона. Используется для изготовления большого количества одинаковых изделий.
Шило – инструмент, используемый для прокалывания плотных материалов.
Экскурсия – поездка (коллективная или индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-либо с образовательной целью.
Экология – 1. Раздел биологии, изучающий взаимоотношения животного и растения с окружающей средой; 2. Борьба за чистоту окружающей среды.
Композиция – подбор, группировка и последовательность приемов.
Технология – совокупность методов изготовления изделий.
Панно – картина, барельеф, заполняющие часть стены, потолка.
Список литературы.
Литература для учителя.
1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия М.,1992.
2. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
Стр.162-170 (нитки)
3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
Стр.34 (фольга)
4. М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001
5. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
Стр. 99 (сердечки)
6.Божко Л. Бисер. – М., 2000.
7.Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
8.Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
Литература для учащихся.
1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
4. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
5. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000.
6.полозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.
7.Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.
8.Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
9.Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 215