Занятие с элементами тренинга на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».
Занятие с элементами тренинга на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».
Цели и задачи тренинга:
Цель: профилактика эмоционального выгорания при помощи расширения системы представлений о специфике эмоционального выгорания и формирование навыков, способствующих его снижению.
Задачи:
1.Формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.
2.Развитие навыков рефлексии неблагоприятных психических состояний.
3.Развитие умения использовать психотехнические приемы, способствующие достижению и поддержанию высокой психической, духовной и физической формы.
4.Расширение возможностей использования механизмов реальной компенсации, обеспечивающих восприятие профессиональной жизни как творческой задачи.
Этапы освоения программы:
1.Расширение системы представлений о специфике эмоционального выгорания.
2.Осознание потребности в развитии навыков преодоления эмоционального выгорания.
3.Расширение системы представлений о способах и методах профилактики эмоционального выгорания.
4.Формирование навыков стрессоустойчивого поведения.
5.Перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь.
Ожидаемый результат:
1.Расширение педагогом восприятия образа собственного «Я»
2.Овладение приемами, способствующими раскрытию новых ресурсов жизненной энергии и профессионального потенциала.
Критерии эффективности:
1.Развитие стратегий проблемно-преодолевающего поведения.
2.Развитие поведенческой стратегии поиска социальной поддержки.
3.Уменьшение поведенческой стратегии избегания.
4.Повышение личностных ресурсов.
Условия проведения тренинга
Данный тренинг предназначен для всех работников, имеющих ненормированный рабочий день, повышенные эмоциональные нагрузки ( педагоги, медицинские работники, юристы, администраторы, студенты заочных отделений и т.д.)
При формировании групп надо учитывать профессиональный профиль и запросы участников тренинга. Число участников тренинга может быть различным от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 12-16 человек.
План тренинга:
№ Этап проведения Необходимые материалы Время
1 Вступление: история возникновения термина «синдром сгорания личности» Доска, мел или презентация с темой и основными терминами 5-7 мин
2 Организационный: принятие правил работы Ватман с заготовленными правилами или запись предложений правил на доске 5 мин
3 Разогрев, создание команд Листы с высказываниями «очень важно», «важно», « почти не важно», « совсем не важно» - в разных концах комнаты 10 мин
4 Основной этап:
- работа с эмоциями
- работа с телом 40 мин
5 Завершение работы. Рефлексия. Сердечки из цветной бумаги по числу участников 10 мин
Итоговое время 1ч 10-12 мин
1 этап. Вступление.
Слово ведущего:
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» ввел в 1974 году американский психолог Фреденберг, и поначалу термин использовался для характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным, тесным общением с клиентами, эмоциональным перенапряжением. Большой вклад в изучение данного синдрома внес американский психолог Маслах (1976). Первоначально этот термин применялся в отношении людей, профессионально работающих в сфере хелперских профессий (от английского help — помогать): врачи, священники, педагоги, юристы, социальные работники, психотерапевты и т. д. В настоящее время «группа риска» расширилась до всей области профессиональной принадлежности – «человек – человек». Далее проблему этого психологического феномена профессионально поднимали на 12-м Всемирном конгрессе (август- сентябрь 1993 года г. Берн, Швейцария), посвященном вопросам психосоматических расстройств (ученые — Кемп, Линднер, Сьютер, Зофнасс).
Синдром профессионального (эмоционального) выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982):
1. «Уплощение», «притухание» эмоций
2.Возникновение конфликтов с клиентами
3.Утрата представлений о ценностях жизни
В конечном итоге эмоциональное выгорание может привести к утрате способности выполнять свои профессиональные обязанности, а в тяжелых случаях – к потере трудоспособности и здоровья на длительный срок.
2 этап. Принятие правил.
Ведущий: сейчас я попрошу вас встать в круг и зачитаю правила нашей работы. После каждого правила я попрошу вас свое согласи скрепить автографом. Для этого вы поднимите правую ногу (если вы правша) или левую (если левша) и изобразите в воздухе свою подпись, полностью, не мошенничать со сложными и длинными подписями . А теперь повернитесь влево и на спине впереди стоящего соседа АККУРАТНО кулаком поставьте печать". Как вариант "печать" можно ставить не на спине, а на левой ладони соседа справа.
Ведущий зачитывает правила, а участники, встав в круг, подкрепляют свое согласие подписью и печатью.
Правила работы:
Правило тыквы*. В этом пространстве мы все общаемся на «ты» вне зависимости от возраста, заслуг и регалий. Просто, чтобы не отвлекаться.
Правило «стоп». У каждого есть возможность «выключиться» из игры или упражнения в силу физических ограничений или принципиальных убеждений без объяснения причин. Если в какой-то момент тренинга участник не готов говорить об обсуждаемой проблеме, он также может сказать «стоп».
Правило «Что не записано, то потеряно». Записывайте то, что вы считаете важным. Не записанное забывается и его придётся открывать заново.
Правило искренности и открытости. Признак сильной и здоровой личности — это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия.
Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
После предложенных ведущим правил можно предложить группе назвать еще важные правила для работы. Если их больше не предложат – достаточно и тех, что озвучены ведущим.
Правила вывешиваются на ватмане или записываются помощником на доске.
3 этап. Разогрев, создание команд
Упражнение «Мое отношение к проблеме эмоционального выгорания» (адаптировано по К. Фопелю (1))
Цель: разогревающее упражнение, направленное на эмоциональную
вовлеченность в проблемы, групповой сплоченности, организация работы группы
Время: 5-7 минут.
Материалы: подписанные листы с градацией степени важности: «важно»,
«очень важно», «почти неважно», «совсем неважно».
Инструкция: «Сейчас я буду вам говорить определенные утверждения. Ваша задача, разделиться на группы по степени согласия с этими утверждениями: «очень важно, «важно», «почти не важно», «совсем не важно»......
Для меня проблема профессионального выгорания очень актуальна.
Для моего психологического комфорта важно, какой интерьер меня окружает.
Для моего психологического комфорта очень важны доброжелательные отношения между людьми.
Для моего психологического комфорта важно, чтобы работа мне нравилась.
Для моего психологического комфорта важно ощущение постоянного развития.
После зачитывания каждого из этих утверждений участники молча распределяются по своему усмотрению под размещенными по комнате ( в разных ее углах) табличками с надписями «важно», «очень важно», «почти неважно», «совсем неважно».
После того, как зачитаны все утверждения, ведущий задает вопрос группе:
- мы с вами сейчас увидели, насколько эта тема важна для каждого из вас, что вы можете сказать по этому поводу? (желающие могут высказаться)
4 этап. Основной.
Ведущий рассказывает группе притчу.
Притча «О жизненных трудностях»
По набережной гуляла молодая девушка со своим другом, который был старым моряком. В жизни девушки не всѐ было гладко, еѐ мучили какие-то свои жизненные проблемы, и она шла, погружѐнная в эти заботы. Девушка делала вид, что слушает своего друга, но сама то и дело тяжело вздыхала.
Естественно, друг заметил переживания девушки и не мог остаться равнодушным.
Он спросил еѐ:
- Как ты думаешь, если бы я упал сейчас в воду, то обязательно утонул бы?
Девушка перекинулась, через перила и посмотрела вниз на бушующие холодные волны.
- Конечно, ты бы утонул! - сказала она и содрогнулась.
Но моряк возразил:
- Сомневаюсь! Я ещѐ ни разу в жизни не видел, чтобы кто-нибудь утонул только потому, что оказался в воде. Я утону только в том случае, если останусь там.
- Посмотри, какие сильные волны и вода, наверняка, ледяная! - сказала девушка, кутаясь в пальто. - Даже если ты останешься жив, то точно попадѐшь в больницу с переохлаждением.
- Только в том случае, если пробуду в воде слишком долго, - не унимался еѐ друг. – Я же моряк! Я много раз падал в воду, поэтому я точно знаю, о чем говорю. Когда я первый раз упал, то ужасно испугался. Но потом я понял, что мне ничего не грозит, если я быстро выберусь обратно.
Точно так же обстоят дела и с твоими проблемами! - ласково обратился друг к девушке. - Вместо того, чтобы вздыхать и мучиться, ты лучше подумай, как тебе поскорее из всего этого выбраться! Чаще всего проблема заключается не в самой проблеме, а в том, как мы еѐ воспринимаем.
Упражнение 1. «Вызов эмоции»
Инструкция: «Вспомните и опишите самые чудесные переживания вашей жизни; самые счастливые мгновения-восторга, радости, счастья. Вообразите себе, какие образы (зрительные, слуховые, кинестетические - сопровождали это состояние. «Сделайте» такое же лицо. Почувствуйте это состояние всем телом: энергичной позой, красивой осанкой, выразительными жестами и т д.
Постарайтесь удержать и запомнить физические проявления радости и счастья, чтобы затем воспроизвести их по собственному желанию»
Ведущий отмечает, что очень полезно начинать каждый день так: вспомнить что- нибудь приятное, вызывающее улыбку.
Упражнение 2. «Сила речи» (И. В. Стишенок)
Цель: выработка умения строить свои высказывания на основе выражения желания, а не долженствования.
Время: 3-5 минут
Инструкция: «сейчас я вас объединю в пары ( считает по принципу «первый-второй» или «день-ночь»). Сядьте лицом к лицу и, глядя в глаза своему партнеру , скажите три фразы, которые будут начинаться со слов: «Я должен…».
После этого партнер тоже произносит свои три фразы. На фразы друг друга реагировать не надо. Затем произнесите три фразы, но замените слова «Я должен..» на «Я решил..».
Теперь по очереди назовите своему партнеру три предложения, начинающиеся со слов: « Я не могу..», «Я не хочу..».После этого по очереди завершите по три предложения со слов : «Мне нужно..», «Я хочу..»
После упражнения участники делятся впечатлениями, изменилось ли их эмоциональное состояние, привела ли замена к чувству облегчения и свободы. ( Ведущий приводит высказывание психотерапевта К. Рудестама о значении этого упражнения: «Выражения типа «Я должен…», «Я не могу», «Мне нужно…» лишают нас способности действовать, отрицают нашу способность быть ответственным. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия )
Упражнение 3. «Колокол»
Цель: формирование базового доверия к членам группы, фиксация позитивных установок по отношению к окружающим .Время:5-8 минут
Инструкция: «К сожалению, нам очень часто не достает чувства доверия к окружающему миру, хотя на самом деле даже Вселенная поддерживает нас. Я предлагаю всем встать в круг, образовав при этом как бы тесный колокол, а один из вас становится в центр этого колокола, расслабляется, а остальные участники его медленно покачивают»
В конце упражнения желающие дают обратную связь- рассказывают о том, что почувствовали, какие появились мысли, эмоции…
Упражнение 4. «Маски-релаксации» (Е.М.Семенова)
Цель: обучение способам распознавания эмоциональных зажимов и снятие напряжения
Время:5 минут.
Инструкция: все участники садятся на стулья, принимают удобную позу и слушают инструкции ведущего: сейчас мы с вами оденем на себя 6 различных масок. Внимательно слушайте и постарайтесь точно выполнить инструкцию.
1.Маска удивления.
«Закрыть глаза, одновременно с вдохом поднять брови и произнести про себя:«Мышцы лба напряжены». Задержать на секунду дыхание и с выдохом опустить брови (пауза 15 сек.)»
2.Маска гнева.
«Упражнение для носа. С медленным вздохом нахмурить брови и округлить крылья носа. Произнести про себя: «Крылья носа напряжены». Задержать дыхание. С выдохом расслабить мышцы».
3.Маска поцелуя.
«Со вздохом постепенно сжимать губы , как будто для поцелуя. Довести это усилие до предела и зафиксировать, повторяя : «Мышцы рта напряжены».задержать дыхание на секунду, с выдохом расслабить мышцы и произнести: «Мышцы рта расслаблены»
5. Маска недовольства.
«Со вдохом постепенно сжимать зубы, плотно сомкнуть губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта- сделать маску недовольства. Зафиксировать напряжение. Произнести про себя : «Челюсти сжаты, губы напряжены». С выдохом –расслабить мышцы, разомкнуть зубы. Произнести про себя: «Мышцы лица расслаблены»
6.Маска смеха.
«Чуть прищурить глаза. На вдохе широко улыбнуться. На выдохе – расслабить напряженные мышцы. Повторить упражнение несколько раз».
Упражнение 5. «Вызов эмоции»
Инструкция: «Вспомните и опишите самые чудесные переживания вашей жизни; самые счастливые мгновения-восторга, радости, счастья. Вообразите себе, какие образы (зрительные, слуховые, кинестетические ) сопровождали это состояние. «Сделайте» такое же лицо. Почувствуйте это состояние всем телом: энергичной позой, красивой осанкой, выразительными жестами и т. д.
Постарайтесь удержать и запомнить физические проявления радости и счастья, чтобы затем воспроизвести их по собственному желанию»
Тренер отмечает, что очень полезно начинать каждый день так: вспомнить что-нибудь приятное, вызывающее улыбку.
Упражнение 6. «Круг» (Антонова А.И.)
Цель: рефлексия полученного опыта и осознание жизненных ресурсов.
Время:2-3 минуты.
Материалы: ноутбук для музыкального сопровождения, песня «Замыкая круг» ( при отсутствии музыки можно спеть всем вместе любую песенку, слова которой всем знакомы, например « В лесу родилась елочка..»)Инструкция: «Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и под звуки данной композиции будем выполнять плавные, покачивающиеся движения. Почувствуйте тепло и поддержку друг друга.»5 этап. Завершение.
Рефлексия:
- как вы себя сейчас чувствуете? Что было самым интересным для вас сегодня? Какие из приведенных техник вы возьмете себе на вооружение?
Завершающее упражнение: сидя или стоя в кругу, каждый участник передает сердечко ( заготовить заранее) и говорит соседу пожелание в новом году.
Использованная литература:
Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М.: Генезис, 2004.
Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.
Самоукина Н. В. ―Игры, в которые играют …‖. Психологический практикум – г. Дубна, ―Феникс+, 2000, - 128 с.
Стишенок.И.В.Тренинг уверенности в себе.-СПб.:Речь,2008-230с.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.
Приложение:
Возможные варианты правил работы в группе:
1. Приходим вовремя*. Сверим часы с моими/работаем по этим часам. Мы начинаем вовремя. Опоздавших не ждём. Поэтому позаботьтесь о себе — то, что вы из-за опоздания потеряли может оказаться решающим для понимания всего материала в целом. 2. Для опоздавших штраф: 5 минут = 1 литр сока = 1 кг фруктов — на выбор. 5 минут засчитываются с началом каждой 1-й минуты. Сок и фрукты — для всей группы. 3. Отключаем звук и вибрацию в телефоне. Можно оставлять мобильник включённым. Но его не должно быть слышно. А очень важные люди звонить не станут, чтобы узнать, «как у тебя вообще дела». 4. Правило лягушки*. После каждого перерыва "перепрыгивайте" на любое новое место кроме соседнего. Почему "правило лягушки"? Угол зрения лягушки примерно 45 градусов. Именно в этом диапазоне она вылавливает всех комаров перед собой, а затем разворачивается в другую сторону. В тренинге участники примерно так же ловят информацию от тренера. Больше и лучшего всего воспринимают информацию те, кто сидит в центре круга, прямо перед тренером, в зоне 45 градусов. Поэтому будем "перепрыгивать" после каждого перерыва, чтобы всем досталось и взгляд не уставал. 5. Правило тыквы*. В этом пространстве мы все общаемся на «ты» вне зависимости от возраста, заслуг и регалий. Просто, чтобы не отвлекаться. 6. Будьте активны*. Было бы, по меньшей мере, странно придти в спортзал и наблюдать за теми, кто работает на тренажёрах в расчете на то, что ваши мышцы тоже накачаются. Поэтому, пришли на тренинг — качайте «мускулы», а не наблюдайте. 7. Правило «стоп». У каждого есть возможность «выключиться» из игры или упражнения в силу физических ограничений или принципиальных убеждений без объяснения причин. Если в какой-то момент тренинга участник не готов говорить об обсуждаемой проблеме, он также может сказать «стоп». 8. Правило «Что не записано, то потеряно». Записывайте то, что вы считаете важным. Не записанное забывается и его придётся открывать заново. 9. Правило жёлтого мяча*. Право говорить имеет тот, кто поднял руку/у кого в руках жёлтый мяч. Когда высказывается кто-то из членов группы, остальные его внимательно слушают (не перебивая и не комментируя) давая возможность сказать то, что он хочет. Тот, кто говорит, заботится об остальных — говорит кратко и по делу. 10. Правило «здесь и сейчас». Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе — процессы, мысли и чувства, возникающие в данный момент. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». Другой вариант этого правила — если что-то не понял или есть вопрос, спроси здесь и сейчас, пока мы не ушли дальше. Иначе неясность, как снежный ком, будет накапливаться. 11. Правило искренности и открытости. Признак сильной и здоровой личности — это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. 12. Правило «Я». Мы не используем рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Берите ответственность на себя. 13. Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни. 14. Обсуждаем, не осуждая. При обсуждении происходящего, важно оценивать не участника, а только его действия и поведение. Например, вместо: «Ты мне не нравишься!», следует сказать: «Мне не нравится твоя манера поведения!» ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ Автограф на флип - чарте. Оставьте мне свои автографы, выставлю их на Сотби, когда станете крутыми. Подпись и печать. Все встают в круг. "Любой договор требует подписи. Поднимите правую ногу (если вы правша) или левую 9если левша) и изобразите в воздухе свою подпись, полностью, не мошенничать со сложными и длинными подписями. А теперь повернитесь влево и на спине впереди стоящего соседа АККУРАТНО кулаком поставьте печать". Как вариант "печать" можно ставить не на спине, а на левой ладони соседа справа.