Родительское собрание (совместно с детьми) Семья — это то, что с тобой всегда

Родительское собрание (совместно с детьми) "Семья - это то, что с тобой всегда"
Цель: раскрытие важности семьи для становления человека; формирование отношения к семье как к ценности.
Задачи:
Формирование доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род.
Формирование практических навыков построения взаимоотношений
Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми;
Оборудование:
Презентации:
анкеты для детей и родителей;
плакаты с пословицами;
Дерево настроения.
Ход родительского собрания
На входе висит плакат с деревом, на которое все присутствующие приклеивают листочки (разным цветом) Определяется настроение присутствующих.
1. Ведущий.
Здравствуйте!
Мы благодарны вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверены, что наше сотрудничество будет успешным.
Правила, которые при этом надо выполнять!
1. Здесь мы все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
2. Говорит один, все слушают, не перебивая.
3. Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.
2. Введение в тему.
Ведущий:
Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!
Ведущий:
 - Сегодня у нас совместная встреча родителей и детей для того, чтобы лучше узнать друг друга и лучше друг друга понять.
- А как Вы понимаете это слово - “семья”?
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (говорят дети класса, а можно выдержки из сочинений)
Мы провели опрос среди обучающихся 7-8 классов на тему «Семья – это». Обобщив то, что написали наши дети, мы получили коллективное сочинение следующего содержания: «Семья – это самые дорогие и близкие люди, душевное тепло, забота друг о друге, любовь. Это любимый дом, где тебя всегда с нетерпением ждут и, забросив свои дела, спешат на помощь. Это семейный ужин за большим столом, ароматный чай с вареньем и плюшками. Первый шаг, первое слово ребенка, радостные лица родителей, взлёты и падения, проблемы, разочарования, напутственные слова – это тоже семья.
Семья, когда можно подойти, обнять маму и прошептать ей на ухо: «Я тебя люблю!»
Да, это семья. У каждого человека должен быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
О семье написано очень много стихотворений, в которых или воспевается семья, или отражаются её проблемы. Одно из таких стихотворений предлагаем вам прослушать и ответить на вопрос: “Чем является семья для автора этого произведения?”
(стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение, трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много семейной работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: “Какая хорошая это семья!” Лангер М.
Ведущий:
 - Так чем же является семья для автора этого произведения?
(Высказывания детей и родителей.)
3. Задания командам (команда детей и команда родителей).
Задание 1.
Л. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье? Командам даётся время на подготовку, выбирают, кто будет отвечать.
Задание 2.
Вспомните случай, когда вы помогли кому-то из близких и этим доставили ему и себе радость.
Всегда ли в доме “хорошая погода”? Может ли быть семья идеальной?
Конфликты возникали всегда. Как это ни странно, они неотъемлемая часть человеческих отношений. Это нормальное явление. В словаре даётся следующее определение конфликта. “Это столкновение противоположных сторон, мнений, сил”.
Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?
Ребята обсуждают проблему в команде, затем высказывают свои мнения.
Идет мозговой штурм (проблемы взаимоотношения в семье)
Ведущий читает легенду:
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга”? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
Ребятам предлагается отгадать это слово. (ТЕРПЕНИЕ)
Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.
Звучит стихотворение Э.Асадова. Да, так уж устроено у людей, Хотите вы этого, не хотите ли, Но только родители любят детей Чуть больше, чем дети родителей. И все же – не стоит детей корить, Ведь им не всегда щебетать на ветках. Когда-то и им малышей растить, Все перечувствовать и пережить, И побывать в “стариках” и “предках”.
Задание 3.
Ребята, вы тоже станете родителями! Какими вы будете мамами, папами? Задумывались ли вы над этим вопросом?
А вы, уважаемые родители, когда-то были 16-тилетними юношами и девушками. А какими вы были?
(каждая команда обсуждает предложенные вопросы и дает ответы)
Ведущий:
- А сейчас я предлагаю заполнить анкеты, каждой группе свои (родители и дети).
Анкета для детей
Я хочу . . .
Чем я радую своих родителей?
Чем огорчаю?
Считаешь ли ты своих родителей строгими, но справедливыми?
Что для тебя главное в семье?
Что бы ты хотел изменить в себе?
Пожелание родителям
Анкета для родителей
Я хочу . . .
Чем вас радует ребёнок?
Чем огорчает?
Считаете ли вы себя строгими, но справедливыми родителями?
Что для вас главное в семье?
Чтобы вы хотели изменить в себе?
Пожелание ребенку
А сейчас я предлагаю объединиться родителям со своими детьми. Обменяйтесь своими анкетами.
Ведущий:
 - Я думаю, каждому родителю приятно прочитать: “Я хочу, чтобы моя семья осталось такой, как она есть”; или “Моя семья самая лучшая, я её люблю”. А может некоторым родителям придется задуматься над высказываниями своих детей и что-то изменить в укладе своей семьи.
- Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи и взаимоотношения с родителями. Предлагаю соединить половинки пословиц, прочитать и вдуматься в их мудрые суждения.
(Дети совместно с родителями соединяют половинки пословиц, записанные на доске)
сердце матери
родители детям
худо не научит
отец сына
лучше солнца греет
счастья не найдёшь
лучше матери
обидишь отца-мать
плохо не скажут
друга не сыщешь
 
Сердце матери лучше солнца греет.
Отец сына худо не научит.
Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь.
Лучше матери друга не сыщешь.
Родители детям плохо не скажут.
“Игра без правил”
Ведущий: 
- Как часто мы – родители просим прощение у своих детей, а вы, ребята, часто ли сожалеете о своих поступках и можете в этом признаться? Часто ли мы говорим своим детям о своей любви к ним, а вы, ребята? Я сейчас предлагаю попросить друг у друга прощения и сказать друг другу самые важные и главные слова в жизни.(работа в парах, родитель-ребенок)
(все проходит на фоне музыки “Интервью с Богом” из Macromedia Flesh Player)
Ведущий:
 - Предлагаем вашему вниманию памятки-пожелания для детей и родителей.
Памятка для родителей
(на слайде презентации)
Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
Будьте примером для ребёнка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости.
Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло родного дома.
Памятка для детей
(на слайде презентации)
Любите, берегите и цените своих родителей – вам их никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь своим родителям – это принесёт им радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас самих.
Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
Помните слова М. Цветаевой: “Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими”.
Ну а сейчас давайте с вами пофантазируем и представим, а какая будет ваша семья. Упражнение “Какая будет ваша семья?” Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать? Какая будет у вас семья? С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная,  Сообразительная, спортивная и т.д. Е – единственная, единая М – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная ь Я – яркая, ясная
3. Заключение.
Мы сегодня с вами выяснили, что “погода в доме”, зависит во многом и от вас самих. Разгоним тучи над нашим домом!
Одна из заповедей Христа гласит: “Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо”.
В послании апостола Павла сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идёт о долге перед родителями. Любить можно безотчётно. Долг же требует осмысления и душевной работы.
Добрые дети дому венец, худые дети дому конец.
Видите, ребята, как много зависит от вас?
Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!
Семья это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слёзы и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья это то, что с тобою Пусть мчатся секунды, недели, года. Но стены родные, отчий твой дом Сердце навеки останется в нём?
Ведущий:
- Надеемся, что после сегодняшней встречи, вы по-другому взглянете друг на друга. Будем рады, если отношения в вашей семье изменятся в лучшую сторону, а у кого-то они станут ещё лучше.
(в заключение включается Macromedia Flesh Player “Ирландское Благословение”, текст читаю сама)
(стихотворение читает ученик)
Свет в окне – я хочу,  Чтоб он не гас. Свет в окне – свет Тревожных любящих глаз! Свет в окне – чередою бегут года! Свет в окне – пусть не гаснет он никогда. Дом, как известно всем давно, -  Это не стены, не окно, Это не стулья со столом; Это не дом.  Дом – это то, куда готов Ты возвратиться вновь и вновь, Яростным, добрым, нежным, злым,  Еле живым. Дом – это там, где вас поймут, Там, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом,-  Это твой дом. (Е. Куменко) Заключительное слово:
Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте
Но чаще говорите ребёнку о вашей вере в него, вашей любви. Жизнь справедлива. Если не в своей семье, так в другой, не в этой школе, так в следующей, не от вас, так от других людей, рано или поздно ваш ребенок всё равно узнает, что такое любовь, великодушие, понимание.
Но мы-то с вами хотим, чтобы наши дети узнали это от нас, правда? Это значит сегодня, сейчас. А для начала даже небольшого разговора подойдёт и чаепитие. Сегодня угощают дети своих родителей (Звучит песня «Погода в доме»).
Приложение 1
Анкета для детей
1. Я хочу _______________________________________________________________________________
2. Чем я радую своих родителей? ___________________________________________________________
3. Чем огорчаю?__________________________________________________________________________
4. Считаешь ли ты своих родителей строгими, но справедливыми? _______________________________
5. Что для тебя главное в семье?____________________________________________________________
6. Что бы ты хотел изменить в себе?__________________________________________________________
7. Пожелание родителям___________________________________________________________________
Анкета для родителей
1. Я хочу _________________________________________________________________________________
2. Чем вас радует ребёнок?__________________________________________________________________
3. Чем огорчает?___________________________________________________________________________
4. Считаете ли вы себя строгими, но справедливыми родителями?_________________________________
5. Что для вас главное в семье? ______________________________________________________________ 6. Что бы вы хотели изменить в себе? _________________________________________________________ 7. Пожелание детям ________________________________________________________________________
Приложение 2
Памятка для родителей
1. Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
2. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
3. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
4. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
5. Будьте примером для ребёнка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости.
6. Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло родного дома.


Памятка для детей
1. Любите, берегите и цените своих родителей – вам их никто не заменит.
2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь своим родителям – это принесёт им радость.
3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас самих.
4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
5. Помните слова М. Цветаевой: “Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими”.



Приложение 3
Отзыв о родительском собрании
«Семья – это то, что с тобою всегда»
Дата проведения____________
1. Во сколько баллов (по пятибалльной шкале) вы бы оценили прошедшее собрание? (обведите соответствующую цифру)
1 2 3 4 5
2. Была ли полезной и интересной для вас информация?
Да Нет
3. Стоит ли в дальнейшем проводить родительское собрание в такой форме? Какие темы вы бы хотели обсудить? Напишите.
Да Нет
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ваши впечатления от собрания. Пожелания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________