Рабочая программа кружка Рукоделие
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21»
СОГЛАСОВАНО
на методическом совете
Протокол № 1
от « » августа 2014г.
____________________
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ №21»
_____________Н.В.Кульшина
« » августа 2014г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Рукоделие»
для обучающихся 5-х классов
срок реализации – 1 год
Составитель:
Кулева Марина Игоревна,
учитель технологии первой
квалификационной категории
г.Северодвинск
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена для дополнительного образования детей в возрасте 10-14 лет. Данная программа имеет 4 основных раздела:
- введение;
- стиль «пэчворк»;
- северный народный костюм;
- ошибана.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. За это время дети успевают освоить такие виды рукоделия, как: пэчворк (изготовление в стиле лоскутной техники), каргопольская вышивка, ошибана (приемы составления композиций из цветов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме того, дети узнают о возможностях художественного творчества, осваивают приемы художественных ремесел, раскрываются творческие способности ребёнка, формируется направленность на преобразование окружающего мира. В процессе работы у ребёнка развивается чувство цвета, ритма, глазомер, наблюдательность.
Особое место уделяется утверждение личности в кругу сверстников, значимая роль занятий и в интеллектуальном, эстетическом развитии каждого учащегося.
Цель: создание условий, в которых дети развивают свои творческие способности, овладевают умениями и навыками рукоделия.
Задачи:
Познакомить детей с различными видами швов.
Научить основным принципам построения выкроек.
Научить детей различать основные виды ткани, используемые при изготовлении изделий.
Учить детей терпению, вырабатывать усидчивость и настойчивость в достижении поставленной цели.
Прививать и совершенствовать у детей такие качества, как трудолюбие, внимательность, аккуратность, чувство меры.
Формы работы: беседа, коллективная работа, консультация, игровые формы работы, индивидуально-практическая работа.
Методы обучения:
1.Словесные: рассказ, беседа, объяснение, поощрение.
2.Наглядные: пример, демонстрация готовых изделий.
3.Практические: изучение и сохранение народного искусства, изучение видов швов, тканей, изготовление выкроек, составление эскизов.
Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, анкетирование, самоконтроль, взаимоанализ выполненных работ.
Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении технологическому процессу изготовления разработанного изделия, основным приёмам разработки выкроек или эскиза, ручным и машинным швам, составлении орнамента и композиции. Учащиеся осваивают теоретические и практические навыки, комбинируя их в течение занятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- основы материаловедения;
- цветовую гамму;
- правила композиционного построения;
- оборудование, материалы и инструменты, используемые в работе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные виды швов;
- знать технологию раскроя;
- знать правила составления эскизов и способы наклеивания растений;
- использовать необходимые инструменты и приспособления;
- оформлять работу с эстетической точки зрения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Содержание учебной программы
Количество часов
теория
практика
Введение. Правила техники безопасности
1
Игрушки из фетра
1
12
Стиль «пэчворк»
1
17
Северный народный костюм
4
22
Ошибана
3
7
Итого
10
58
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел, тема
Дата по плану
Дата по факту
1
Введение. Правила техники безопасности(1ч.).
02.09
02.09
Игрушки из фетра 13 часов
2
История возникновения игрушки из фетра. Современные игрушки(1ч.)
02.09
02.09
3
Пр.р.: Пошив игольницы «Грибок»(4ч.)
09.09
09.09
16.09
16.09
09.09
09.09
16.09
16.09
4
Пр.р.: Пошив игрушки «Дом-Гномик»(4ч.)
23.09
23.09
30.09
30.09
23.09
23.09
30.09
30.09
5
Пр.р.: Пошив игрушки «Дом-Улитка»(4ч.)
07.10
07.10
14.10
14.10
07.10
07.10
14.10
14.10
Стиль «пэчворк» 19 часов
6
Виды ручных швов. Виды машинных швов. Цветовая гамма. Конструирование узоров(1ч.)
21.10
21.10
7
Пр.р.: «Виды швов»(2ч.)
21.10
28.10
21.10
28.10
8
Пр.р.: «Изготовление шаблонов»(2ч.)
28.10
11.11
28.10
11.11
9
Пр.р.: «Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники»(6ч.)
11.11
18.11
18.11
25.11
25.11
02.12
11.11
18.11
18.11
10
Пр.р.: «Изготовление панно»(8ч.)
02.12
09.12
09.12
16.12
16.12
23.12
23.12
13.01
Северный народный костюм 26 часов
11
Северный народный костюм – часть культуры нашего народа(2ч.)
13.01
20.01
Народная кукла.(2ч.)
12
Пр.р.: Изготовление куклы-столбушки(2ч.)
20.01
27.01
Изготовление рубахи. Каргопольская вышивка(22ч.)
13
Пр.р.: Изготовление выкройки рубахи(2ч.)
27.01
03.02
14
Пр.р.: Раскрой изделия(2ч.)
03.02
10.02
15
Знакомство с каргопольской вышивкой(2ч.)
10.02
17.02
16
Пр.р.: Украшение рубахи каргопольской вышивкой(8ч.)
17.02
24.02
03.03
03.03
10.03
10.03
17.03
17.03
17
Пр.р.: Пошив изделия(8ч.)
31.04
31.04
07.04
07.04
14.04
14.04
28.04
28.04
Ошибана 10 часов
18
История возникновения флористики. Основные направления флористики.(1ч.)
05.05
19
Ошибана как вид изобразительного искусства. Инструменты и приспособления.(1ч.)
05.05
20
Виды растений, используемых в ошибане. Правила высушивания и хранение растений.(1ч.)
12.05
Композиции из сухих растений. (7ч.)
21
Пр.р.: «Изготовление открытки из сухих цветов».(3ч.)
12.05
19.05
19.05
22
Пр.р.: «Составление картины «Бабочки».(4ч.)
26.05
26.05
ИТОГО
68
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Дидактические материалы и наглядные пособия.
Инструменты и приспособления.
Электрические швейные машины.
Текстильные материалы.
Лекало, трафареты.
Фото и видео материалы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Максимова М.В. «Лоскутки»-ЗАО изд. «ЭКСМО-Пресс»,1998.
«Школа лоскутной техники» -М.:Культура и традиции, 1998.
Рубцова Е. «Открытки к праздникам своими руками»- М., «ЭКСМО»,2008.
Дильмон Т.Полный курс женских рукоделий/ Пер. М.Авдониной,- М.: Изд-во Эксмо,2006.-704 с.,ил.-( Книга для всей семьи).
А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение,1981г.
Е.А.Гурбина. Обучение мастерству рукоделия – Волгоград: Учитель, 2008
Для обучающихся:
Д.Р.Ханашевич «Подружки-рукодельницы» М.,1993г.
Рудометова О.А. Каргопольская вышивка (Календарь 2009-2010 гг.) – Каргополь, 2009
15