Рабочая программа кружка Рукоделие.
Рассмотрено и принято Утверждаю:__________________
на заседании педагогического совета Директор ОУ Козырь Ю.Д.
(протокол № 1) Приказ № ____________________ г.
от ________________________ г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАРЫШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Направление: общекультурное.
Рабочая общеобразовательная программа общеразвивающей направленности дополнительного образования детей.
Вид деятельности: кружок «РУКОДЕЛИЕ».
Педагог дополнительного образования:
Константинова Елена Владимировна.
Возраст обучающихся: 8-15лет.
Срок реализации: 2 года.
п. Механизаторов, 2015 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время стала актуальной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании программы декоративно-прикладного творчества. Они способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения.
Рабочая программа дополнительного образования «Рукоделие» художественно – эстетического направления, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бумагопластики, вязания, вышивания и бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путем осваивать сложные трудоемкие и различные техники, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, химии, физики. При выполнении схем бисероплетения, вышивки, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Цель программы:
- нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения, вязания, вышивания и бумагопластики;
- активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные - углубление и расширение знаний об истории декоративно-прикладного творчества, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение различных техник рукоделия.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Организация деятельности кружка.
Срок реализации программы – 2 года. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Количество часов в году – 35. За 2 года - 70 часов. В реализации программы участвуют ребята 3-8 классов.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно- практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- рассказ;
- беседы;
- работа с книгой;
- демонстрация;
- упражнение;
- практические работы репродуктивного и творческого характера;
- методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
- проблемно-поисковый;
- ситуационный;
- выставки.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Ожидаемые результаты освоения программы.
В конце обучения ученик будет знать:
- правила техники безопасности;
- историю возникновения вязания, вышивания, бумагопластики и бисероплетения;
- основы композиции и цветоведения;
- классификацию и свойства бисера;
- сведения о материалах, необходимых для вышивания и вязания;
- основные приемы бисероплетения, вышивки, квиллинга;
- основные элементы вязания и их условные обозначения;
- условные обозначения, последовательность изготовления изделий;
- правила ухода и хранения готовых изделий.
уметь:
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- составлять композиции согласно правилам;
- классифицировать бисер по форме, цветовым характеристикам;
- правильно пользоваться ножницами, иглами, спицами, булавками;
- свободно пользоваться описаниями и схемами журналов, альбомов по бисероплетению, вязанию, вышиванию, инструкционно-технологическими картами;
- составлять рабочие рисунки самостоятельно;
- выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
- рассчитывать плотность плетения и вязания;
- хранить готовые изделия согласно правилам.
Результатом освоения программы является: педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:
- Промежуточный контроль.
- Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Цифровой, графический и терминологический диктанты.
- Выполнение практических заданий различных уровней сложности.
- Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
- Решение кроссвордов.
- Игровые формы контроля.
- Участие в конкурсах и выставках декоративно – прикладного творчества.
- Итоговый контроль - проводится по сумме показателей за все время обучения в творческом объединении.
Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
70 часов на 2 года.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
п/п
Разделы и темы
Общее кол-во часов
В том числе
Теория
Прак-тика
I
Вводное занятие
1
1
-
1
Определение уровня подготовленности ребенка по предмету. Введение. Инструктаж по технике безопасности.
1
1
-
II
Бумагопластика. Квиллинг
7
2
5
1
История квиллинга. Материалы, инструменты и приспособления.
1
1
-
2
Основные элементы. Техника квиллинга.
1
0,5
0,5
3
Изготовление объемных цветов.
1
0,5
0,5
4
Выбор поделки.
1
-
1
5
Изготовление поделки, панно.
3
-
3
III
Бисероплетение. Цветы из бисера
8
1,5
6,5
1
История бисероплетения. Виды бисера. Материалы и приспособления. Выбор изделия. Подготовка материалов.
1
0,5
0,5
2
Работа над изделием.
6
1
5
3
Оформление работы.
1
-
1
IV
Вышивка гладью
9
2
7
1
История вышивки гладью. Материалы и приспособления. Перевод рисунка на ткань.
1
0,5
0,5
2
Прямой стежок. Строчной стежок. Стебельчатый шов. Шов «вперед иголку».
1
0,5
0,5
3
Тамбурный стежок. Простая гладь.
1
0,5
0,5
4
Контурная гладь, стежки «узелок» и «рококо».
1
0,5
0,5
5
Выбор рисунка. Подготовка к вышивке.
1
-
1
6
Вышивка изделия.
3
-
3
7
Оформление работы.
1
-
1
V
Вязание спицами
8
3
5
1
История развития вязания спицами. Пряжа и инструменты для вязания. Уход за вязаными изделиями.
1
1
-
2
Набор петель. Лицевые и изнаночные петли.
1
0,5
0,5
3
Плотность вязания.
1
0,5
0,5
4
Узоры. Косы.
1
05
0,5
5
Выбор изделия. Работа над изделием.
4
0,5
3,5
VI
Итоговое занятие
2
-
2
1
Определение уровня усвоения ребенком программы по предмету за учебный год.
1
-
1
2
Выставка готовых изделий.
1
-
1
Итого:
35 часов
9,5
часов
25,5 часов
Учебно-тематический план 2 года обучения.
п/п
Разделы и темы
Общее кол-во часов
В том числе
Теория
Практика
I
Вводное занятие
1
1
-
1
Определение уровня подготовленности ребенка по предмету. Введение. Инструктаж по технике безопасности.
1
1
-
II
Бумагопластика. Топиарий
9
2
7
1
История топиария. Материалы и приспособления.
1
1
-
2
Предварительный этап – подготовка материалов.
1
-
1
3
Первый этап – создание деталей для кроны.
3
0,5
2,5
4
Второй этап – создание ствола.
1
0,5
0,5
5
Третий этап – оформление подставки – горшка для топиария.
1
-
1
6
Четвертый этап – закрепление основы в подставке и оформление кроны.
1
-
1
7
Заключительный этап – окончательный декор топиария.
1
-
1
III
Вязание крючком
9
2,5
6,5
1
История развития. Материалы и приспособления.
1
1
-
2
Выполнение первой петли и вывязывание цепочки из воздушных петель.
1
0,5
0,5
3
Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.
1
-
1
4
Столбики без накида, полустолбики.
1
0,5
0,5
5
Столбики с накидом, с двумя и тремя накидами. Вязание образцов.
1
0,5
0,5
6
Изготовление круглой салфетки.
1
-
1
7
Вывязывание подставки под горячее из цветных ниток.
1
-
1
8
Вязание филейной сетки. Работа со схемами.
1
-
1
9
Вязание прихватки.
1
-
1
IV
Вышивка крестом
9
2,5
6,5
1
История возникновения вышивки, знакомство с традициями вышивки. Правила ухода за вышитым изделием.
1
1
-
2
Материалы, инструменты и приспособления для вышивки. Выбор изделия.
1
1
-
3
Работа над изделием.
6
0,5
5,5
4
Оформление изделия.
1
-
1
V
Бисероплетение
5
2
3
1
Виды работ из бисера. Изделия из бисера.
1
1
-
2
Способы низания:
а) в «крестик»;
б) в «цветочек»;
в) мозаика.
1
0,5
0,5
3
Виды цепочек:
а) простые;
б) с «бугорками»;
в) с «петельками»;
г) в «крестик» в 1 нить;
д) в «крестик» в 2 нити;
е) «коралл».
1
0,5
0,5
4
Украшения из бисера. Фенечки.
2
-
2
VI
Итоговое занятие
2
-
2
1
Определение уровня усвоения ребенком программы по предмету за учебный год.
1
-
1
2
Выставка готовых изделий.
1
-
1
Итого:
35 часов
10 часов
25 часов
Содержание программы.
1 год обучения (35 часов).
1. Вводное занятие – 1 час.
Бумагопластика. Квиллинг – 7 часов.
2. История квиллинга. Материалы, инструменты и приспособления.
3. Основные элементы. Техника квиллинга.
4. Изготовление объемных цветов.
5. Выбор поделки.
6-8. Изготовление поделки.
Бисероплетение. Цветы из бисера – 8 часов.
9. История бисероплетения. Виды бисера. Материалы и приспособления. Выбор изделия. Подготовка материалов.
10-15. Работа над изделием.
16. Оформление работы.
Вышивка гладью – 9 часов.
17. История вышивки гладью. Материалы и приспособления. Перевод рисунка на ткань.
18. Прямой и строчной стежки. Стебельчатый шов. Шов «вперед иголку».
19. Тамбурный стежок. Простая гладь.
20. Контурная гладь, стежки «узелок» и «рококо».
21. Выбор рисунка. Подготовка к вышивке.
22-24. Вышивка изделия.
25. Оформление работы.
Вязание спицами – 8 часов.
26. История развития вязания спицами. Пряжа и инструменты для вязания. Уход за вязанными изделиями.
27. Набор петель. Лицевые и изнаночные петли.
28. Плотность вязания. Определение плотности вязания.
29. Узоры. Косы. Выполнение образцов узоров.
30-33. Выбор изделия. Работа над изделием.
34-35. Итоговое занятие. Выставка – 2 часа.
2 год обучения (35 часов).
1. Вводное занятие – 1 час.
Бумагопластика. Топиарий - 9 часов.
2. История топиария. Материалы и приспособления.
3. Предварительный этап – подготовка материалов.
4-6. Первый этап – создание деталей для кроны.
7. Второй этап – создание ствола.
8. Третий этап – оформление подставки – горшка для топиария.
9. Четвертый этап – закрепление основы в подставке и оформление кроны.
10. Заключительный этап – окончательный декор топиария.
Вязание крючком - 9 часов.
11. История развития. Материалы и приспособления.
12. Выполнение первой петли и вывязывание цепочки из воздушных петель.
13. Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.
14. Столбики без накида, полустолбики.
15. Столбики с накидом, с двумя и тремя накидами. Вязание образцов.
16. Изготовление круглой салфетки.
17. Вывязывание подставки под горячее из цветных ниток.
18. Вязание филейной сетки. Работа со схемами.
19. Вязание прихватки.
Вышивка крестом – 9 часов.
20. История возникновения вышивки, знакомство с традициями вышивки. Правила ухода за вышитым изделием.
21. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки. Выбор изделия.
22-27. Работа над изделием.
28. Оформление изделия.
Бисероплетение – 5 часов.
29. Виды работ из бисера. Изделия из бисера.
30. Способы низания: в «крестик»; в «цветочек»; мозаика.
31. Виды цепочек: простые;с «бугорками»; с «петельками»; в «крестик» в 1 нить; в «крестик» в 2 нити; «коралл».
32-33. Украшения из бисера. Фенечки.
34-35. Итоговое занятие. Выставка – 2 часа.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Технологический карты по изготовлению изделий.
2. Журналы «Вышивка крестом» 2000 – 2009 годов.
3. Журналы по вязанию и вышивке, рукоделию.
Список литературы.
Вязание на спицах/ Авт.-сост. Л. Смирнова – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.
Вышивка крестом: Практическое пособие/ Сост. Т. В. Пономаренко – СПб.: КОРОНА принт, 1999.
Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г.
Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М., 1987г.
Кришталёва В.С. “Вязание узоров крючком” - М.: Легпромбытиздат, 1989.
Терешкович Т.А. “Школа вязания” - Минск : “Полымя”, 1995.
Фарафошина Н. В. “Художественное вязание” – М.: “Алфавит”, 1993.
Шевченко Н. С. “Волшебный крючок” - Ростов-на-Дону : “Феникс”, 2003.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия
Тема урока
Дата
1 год.
Вводное занятие – 1 час.
1
Определение уровня подготовленности ребенка по предмету. Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Бумагопластика. Квиллинг – 7 часов.
2
История квиллинга. Материалы, инструменты и приспособления.
3
Основные элементы. Техника квиллинга.
4
Изготовление объемных цветов.
5
Выбор поделки.
6
Изготовление поделки. Подготовка деталей.
7
Изготовление поделки.
8
Изготовление панно.
Бисероплетение. Цветы из бисера – 8 часов.
9
История бисероплетения. Виды бисера. Материалы и приспособления. Выбор изделия. Подготовка материалов.
10
Работа над изделием. Изготовление основных деталей.
11
Работа над изделием. Изготовление лепестков.
12
Работа над изделием. Изготовление листьев.
13
Работа над изделием. Изготовление цветов.
14
Работа над изделием. Сборка цветов.
15
Работа над изделием. Сборка композиции.
16
Оформление работы.
Вышивка гладью – 9 часов.
17
История вышивки гладью. Материалы и приспособления. Перевод рисунка на ткань.
18
Прямой и строчной стежки. Стебельчатый шов. Шов «вперед иголку».
19
Тамбурный стежок. Простая гладь.
20
Контурная гладь, стежки «узелок» и «рококо».
21
Выбор рисунка. Подготовка к вышивке.
22
Вышивка изделия основными швами.
23
Вышивка изделия гладью.
24
Вышивка изделия.
25
Оформление работы.
Вязание спицами – 8 часов.
26
История развития вязания спицами. Пряжа и инструменты для вязания. Уход за вязаными изделиями.
27
Набор петель. Лицевые и изнаночные петли.
28
Плотность вязания. Определение плотности вязания.
29
Узоры. Косы. Выполнение образцов узоров.
30
Выбор изделия.
31
Работа над изделием. Основные детали.
32
Работа над изделием.
33
Работа над изделием. Окончательная отделка изделия.
Итоговое занятие – 2 часа.
34
Определение уровня усвоения ребенком программы по предмету за учебный год.
35
Выставка готовых изделий.
2 год.
Вводное занятие – 1 час.
1
Определение уровня подготовленности ребенка по предмету. Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Бумагопластика. Топиарий - 9 часов.
2
История топиария. Материалы и приспособления.
3
Предварительный этап – подготовка материалов.
4
Первый этап – создание деталей для кроны.
5
Создание деталей кроны (цветы).
6
Создание деталей кроны (листья).
7
Второй этап – создание ствола.
8
Третий этап – оформление подставки – горшка для топиария.
9
Четвертый этап – закрепление основы в подставке и оформление кроны.
10
Заключительный этап – окончательный декор топиария.
Вязание крючком - 9 часов.
11
История развития. Материалы и приспособления.
12
Выполнение первой петли и вывязывание цепочки из воздушных петель.
13
Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.
14
Столбики без накида, полустолбики.
15
Столбики с накидом, с двумя и тремя накидами. Вязание образцов.
16
Изготовление круглой салфетки.
17
Вывязывание подставки под горячее из цветных ниток.
18
Вязание филейной сетки. Работа со схемами.
19
Вязание прихватки.
Вышивка крестом – 9 часов.
20
История возникновения вышивки, знакомство с традициями вышивки. Правила ухода за вышитым изделием.
21
Материалы, инструменты и приспособления для вышивки. Выбор изделия.
22
Работа над изделием. Подбор материала.
23
Работа над изделием (голова).
24
Работа над изделием (туловище).
25
Работа над изделием (руки и ноги).
26
Работа над изделием (природа).
27
Работа над изделием. Устранение недочетов.
28
Оформление изделия.
Бисероплетение – 5 часов.
29
Виды работ из бисера. Изделия из бисера.
30
Способ низания: в «крестик», в «цветочек», мозаика.
31
Виды цепочек: простые; с «бугорками»; с «петельками»; в «крестик» в 1 нить; в «крестик» в 2 нити; «коралл».
32
Украшения из бисера. Фенечки. Изготовление фенечки по схеме.
33
Изготовление фенечки с надписью.
Итоговое занятие – 2 часа.
34
Определение уровня усвоения ребенком программы по предмету за учебный год.
35
Выставка готовых изделий.
Заголовок 215