Рабочая программа кружка Кубанское рукоделие



Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 города Лабинска Краснодарского края












Рабочая программа

кружка «Кубанское рукоделие»

для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида








Составитель: Шевченко Алла Ивановна – учитель профессионально-трудового обучения.



















I.Пояснительная записка.
.
В системе нравственного и эстетического воспитания учащихся, в процессе обучения в коррекционной школе, важная роль следует отводить народному и декоративно-прикладному творчеству. Занятия в кружке «Кубанское рукоделие» нацелены на изучение и использование веками накопленного опыта народа, в котором всегда соединяются и польза, и красота. Через народное искусство осуществляется связь времен и поколений.
Простые, на первый взгляд, и в то же время прекрасные художественные творения народных мастеров помогают привить любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить народные традиции и обычаи Кубани, уважать труд взрослых. Благодаря произведениям народного и декоративно-прикладного искусства в сознании учащихся формируются представления о красоте и добре.
Изучение народного искусства в учебном процессе способствует формированию навыков и умений, развитию эстетических, творческих, нравственных качеств личности.
Организация процесса обучения с использованием традиций народного искусства, направленного на развитие творческих способностей, потребовала применить различные методические приемы и методы личностно ориентированного обучения, способствующие освоению народного декоративно-прикладного искусства.
Особенностью данной программа является практическая направленность на возрождение народных ремесел и промыслов на Кубани, приобретенные в ходе занятий навыки позволяют учащимся выполнять конкуректно-способные изделия, которые экспонируются на выставках различного уровня ( «Город мастеров», «Адрес детства – Кубань», в этнокультурном центре «Атамань») или быть реализованы.

Основной целью кружка «Кубанское рукоделие» является создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся средствами этнопедагогики.
Задачи:
Образовательные:
-ознакомить учащихся с народными ремеслами , промыслами и мастеровыми Кубани;
- способствовать овладению художественными материалами и накоплению практического опыта при создании художественных работ.
Развивающие:
-способствовать развитию у учащихся индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, чувства прекрасного;
- помочь подростку в достижении внутренней гармонии.
Коррекционные:
- способствовать коррекции психофизиологического развития учащихся, развивать фантазию, воображение, пространственное мышление через развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
-воспитывать уважение к народным традициям;
-способствовать формированию у учащихся эстетического восприятия, развивать эстетический вкус, приучать к нравственно- эстетическим оценкам;
- обеспечивать подросткам эмоциональную среду –«ситуацию успеха».

II. Организационно – педагогические основы обучения.
Программа опирается на творческое развивающее обучение. Творческие способности учащихся формируются последовательно от общего к частному на основе свободного выбора творческой деятельности.
Занятия в кружке способствуют развитию чувства компетентности, в том числе и у детей, слабо успевающих по общеобразовательным предметам. Они самоутверждаются через выполнение работ декоративно-прикладного характера. Программа кружка «Кубанское рукоделие» рассчитана на учащихся 8-9 классов. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Общая структура содержания материала программы состоит из следующих основных модулей по художественной обработке материалов:
Куклы: обрядовые, традиционные, сувенирные.
Талаш( листья початков кукурузы)- куклы, цветы, поделки.
Кубанская вышивка.

III. Принципы, формы и методы, используемые для реализации программы.
Основным принципом обучения данной программы является доступность. Она составлена и рассчитана на детей старшего возраста.
Путем упражнений приходит умение создавать целостное изделие или элементы будущей коллективной работы. С помощью наглядного примера кружковцы овладевают приемами пользования декоративными и природным материалами. Активное использование индивидуально подхода в обучении способствует развитию творческих способностей учащихся. Применяемый метод поощрительной деятельности педагога по отношению к учащимся является сильным рычагом повышения мотивационной деятельности кружковцев.
В реализации программы большое значение имеет участие в выставках, конкурсах школьных, городских, краевых.
Вводные занятия проводятся с приглашением мастериц кубанского рукоделия, презентациями видового материала, книг по темам модулей программы кружка.
Объяснение теоретической и практической частей занятий сопровождается презентационными материалами с пошаговым выполнение объектов труда, наглядными пособиями.

IV. Прогнозируемый результат обучения по программе.
Работа в кружке предполагает в первую очередь формирование общечеловеческих ценностей: понимать красоту в малом, почувствовать себя творцом и частичкой родного края.
По итогам обучения в кружке учащиеся должны достичь определенных результатов в одном или нескольких видах деятельности, участвовать своими работами в выставках – ярмарках; приобрести навыки, дающие возможность изготавливать конкуректно-способные вещи, которые будут востребованы на рынке.




Тема занятия
Кол-во часов


Всего
Теор.
Прак

1.Беседа «Рукоделие - удел творческих людей» -знакомство с кубанскими мастерицами (Ткаченко Т.Г.-заслуженным деятелем декоративно-прикладного творчества Кубани) – презентация «Народные мастера Кубани»).
2
2


II. Куклы: обрядовые, традиционные, сувенирные
38
8
30

1.Вводное занятие. Беседа о видах кукол: «В некотором царстве..»(презентация). Инструменты, материалы. Техника безопасности при работе иглой.
2
2


2. Изготовление обрядовой куклы:
-куватки, пеленашки;
-столбушка, травница;
- десятиручка, Рождественский Ангел.

6 6 6

1
1
1

5
5
5

3. Изготовление сувенирной куклы:
мягкие куклы (колокольчик);
каркасные куклы (Ягуша)

8
10

1
2

7
8

III. Талаш (листья початков кукурузы)
18
3
15

1.Вводное занятие: (Презентация «Волшебная кукурузка»).
Правила безопасности приемов труда.
Материалы, инструменты.
2
2


2. Сортировка и подготовка листьев к работе.
1

1

3.Изготовление «Солнышка», куколки.
2

2

4.Изготовление цветов:
-розы;
- кувшинки.
7

7

5. Куклы из талаша и природного материала.
6

6

IV. Кубанская вышивка.
19
3
15

1. Беседа с презентацией: «Кубанские рушники».
1
1


2. Материалы и оборудование. ТБ при выполнении работ.
1
1


3. Изготовление сувенирных вышитых изделий:
-хусточка;
- рушничок;
- одежда для кукол.

17
1
16

Всего часов:
78
15
63




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
работы кружка «Кубанское рукоделие».
Клас

№№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения

1.
Беседа «Рукоделие – удел творческих людей»( Ткаченко Т.Г.- заслуженный деятель декоративно-прикладного творчества Кубани).
1


2
Презентация «Народные мастера Кубани» - знакомство с кубанскими мастерицами.
1



Куклы: обрядовые, традиционные, сувенирные
38


1
Вводное занятие. Беседа о видах кукол.
1


2
Инструменты, материалы. ТБ при работе с иглой, ножницами.
1


3
Изготовление обрядовой куклы. Беседа «В некотором царстве»
1


4
Раскрой деталей Куватки, подбор тесьмы и ниток.
1


5
Сворачивание (вар1) закрутки Куватки, оформление тесьмой.
1


6
Сворачивание (вар.2) закрутки Куватки, оформление нитками, тесьмой.
1


7
Изготовление куклы Терешечки.
1


8
Изготовление куклы Пеленашки.
1


9
Беседа «Кукла в жизни девочки».
1


10
Раскрой деталей куклы Столбушки.
1


11
Изготовление куклы Столбушки.
1


12
Раскрой куклы Травницы.
1


13
Сборка куклы Травницы.
1


14
Презентация «Ретуальная кукла».
1


15
Раскрой деталей куклы Десятиручка.
1


16
Сборка деталей куклы.
1


17
Сборка деталей рук.
1


18
Оформление куклы лентами.
1



19
Изготовление сувенирной куклы. Стилизованная кукла Колокольчик.

1


20
Раскрой деталей куклы Колокольчик.
1


21
Обработка деталей косой бейкой.
1


22
Изготовление основы куклы (из поролона).
1


23
Раскрой деталей для головы и ручек.
1


24
Сборка головы и рук куклы.
1


25
Сборка колокола куклы.
1


26
Оформление куклы косынкой и лентами.
1


27
Особенности изготовления каркасной куклы.
1


28
Материалы и инструменты для изготовления каркасной куклы.
1


29
Изготовление каркаса куклы из проволоки.
1


30
Изготовление каркаса туловища куклы «Ягуши».
1


31
Изготовление основы головы куклы.
1


32
Соединение каркаса туловища с головой.
1


33
Оформление туловища тканью.
1


34
Изготовление юбки и подъюбника.
1


35
Изготовление блузки.
1


36
Изготовление гетр и обуви.
1


37
Оформление головки (лицо, волосы)
1


38
Сборка и одевание куклы Ягуши,
1



Талаш (листья початков кукурузы)
18


1
Вводное занятие. Презентация «Волшебная кукурузка». Правила безопасности.
1


2
Приемы труда (технология). Материалы и инструменты
1


3
Сортировка листьев. Подготовка их к работе.
1


4
Изготовление поделки «Солнышко».
1


5
Изготовление поделки «Куколка».
1



6
Изготовление цветов:
Подбор и подготовка талаша для изготовления роз и листьев.

1


7
Вырезание деталей листьев. Изготовление стебельков.
1


8
Сборка листьев.
1


9
Изготовление розы.
1


10
Сборка розы и листьев на стебель.
1


11
Изготовление кувшинки. Складывание талашных лепестков в кувшинку.
1


12
Сборка кувшинки на стебель.
1


13
Куклы из талаша и природного материала.
Подбор талаша для изготовления кукол.

1


14
Изготовление головки куклы Казачка.
1


15
Изготовление ручек и юбки.
1


16
Оформление куклы (волосы, украшение тесьмой, цветами)
1


17
Изготовление основы куклы Казачок.
1


18
Оформление куклы Казачок тесьмой, природным материалом.
1



Кубанская вышивка.
19


1
Беседа с презентацией «Кубанские рушники»
1


2
Материалы и оборудование . ТБ при выполнении работ.
1



Изготовление сувенирных вышитых изделий



3
Хусточка- что это такое? Виды хусточек.
1


4
Подбор рисунка, ниток. Расчет рисунка на канве.
1


5
Вышивка рисунка орнамента.
1


6
Заполнение орнамента.
1


7
Заполнение углов хусточки.
1


8
Оформление хусточки бахромой или кружевами.
1


9
Освоение вышивки орнамента на швейной машине.
1


10
Вышивка орнаментом одной стороны рушничка.
1


11
Вышивка другой стороны рушничка.
1


12
Оформление рушничка кружевами.
1


13
Вышивание элементов одежды для куклы.
1


14
Вышивка фартука.
1


15
Оформление фартука лентами и кружевами.
1


16
Вышивка оплечников блузки.
1


17
Пошив блузки для куклы.
1


18
Изготовление юбки.
1


19
Оформление юбки лентами и кружевами
1



Итоговое занятие. Выставка работ.
1



Всего:
78 ч.



Используемая литература.
1. Программно-методическое обеспечение 10-12 кл. с углубленной трудовой подготовкой в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: пособие для учителя / под ред..Щербаковой А.М, ПлобаковойН.М.. М. ГИЦ ВЛАДОС, 2006.
2 Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани.- Краснодар: «Традиция», 2009
3. БересневаЕ., ДогаеваН., Кукольный сундучок.- М.: «Белый город», 2010
4. ВойнатовскаяЕ. Авторская текстильная кукла. - Санкт-Петербург: «Питер», 2013.
5. Иванова А.А. Вышивка.- М.: «Культура и традиции», 2003.
6. Иванова.Л.И. Ручное вышивание.- М.: «Культура и традиции», 2009.
7. СандерсонД. Вышивка крестом. - «Мир книги», 2006.
8. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка, первые шаги .- ЭКСМО-ПРЕСС, 1998.
9. Сухорукова Е.П., Чекулинская Л.Г. Искусство делать цветы.- М.: «Культура и традиции», 1994.
10. ТкаченкоТ.Г. Поделки из талаша. Журнал «Школа и производство» №4,2012.


Заголовок 3 Заголовок 515