НОД по социально — личностному развитию с детьми группы общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет на тему: «Необыкновенное путешествие»
Непосредственно организованная деятельность
по социально - личностному развитию
с детьми группы общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет
на тему: «Необыкновенное путешествие»
Цели: Развивать представления детей гендерной принадлежности людей, различии во внешнем виде, особенностях характера и поведения мужчины и женщины, побуждать к составлению связных рассказов о них.
Обобщать представления об общих и отличительных особенностях русского народного костюма, побуждать к называнию и описанию предметов одежды, сравнению их с современными предметами гардероба.
Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, актуализировать значение нравственных качеств в построении отношений между людьми.
Содействовать отражению имеющихся представлений детей в изобразительной деятельности, закреплять умения техники «коллаж».
Поддерживать эмоционально положительный настрой детей, их интерес к истории русского народа, творческие проявления в представлении сказочного пространства, будущего времени.
Методы и приемы: музыкальное сопровождение, использование ТРИЗ-технологии, сюрпризный момент, проблемные ситуации, вопросы репродуктивного, проблемного характера, игровая ситуация, демонстрация иллюстраций, мультимедийной презентации, работа со схемами, художественная, речевая, познавательная деятельность детей, самооценка, оценка поступков и деятельности детей, родителей; художественное слово, поощрение.Материал: аудиозапись, схемы, цветок со съемными лепестками, иллюстрации с русскими народными костюмами, мультимедийное оборудование, модули, семейные альбомы, силуэты народного костюма, краски, кисти, печатки, баночки с водой.Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (любим, конечно)
А куда можно отправиться в путешествие?
Дети: в другой город, в деревню, на море, в другую страну; отправиться по реке, в лес…
Воспитатель: А на чем мы можем путешествовать?
Дети: на поезде, на машине, на самолете, пароходе, пешком, на катере…Воспитатель: Как вы думаете, что хорошее может ждать нас в путешествии? Всегда ли оно может быть безопасным?
Составление ТРИЗ схемы.
Путешествие это хорошо: Путешествие это плохо:
Получаем новые знания, Можно заблудиться,
Общение с друзьями, Можно получить травму,
Встреча новых друзей, Встретить злых, плохих людей.
Посетить новые места,
Получить массу хороших впечатлений…
Воспитатель (выставляет соответствующие схемы по мере ответов детей): Какой интересный ответ. Хочешь изобразить его в виде схемы? (ребенок рисует схему ответа).
Воспитатель: значит всё-таки в путешествии больше хорошего, а чтобы не было беды, какие правила мы должны соблюдать?
Дети: отправляться в путешествие только с взрослым, соблюдать правила дорожного движения, не разговаривать и не ходить с чужими людьми и т.д.
Воспитатель: Итак, путешествовать мы готовы. А вы хотите побывать в необычном путешествии, отправиться в прошлое, в будущее, побывать в сказке? (ответы детей)
Позовем в помощники солнышко и землю? (ответы детей)
Психогимнастика «Приветствие»
Здравствуй, солнце (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, земля (дети приседают)
Здравствуйте, мои друзья (дети вытягивают руки в перед).
Воспитатель: интересно, а на каком транспорте можно попасть в прошлое, будущее? (ответы детей) Из чего можно построить машину времени?
А чтобы нам было легче строить нашу машину времени, предлагаю включить веселую песню, ведь хорошему делу – хорошая песня.
(Звучит песня о дружбе, дети строят «машину времени» из модулей. Отправляются в путешествие). Воспитатель: А вот и первая остановка. Куда же мы попали? (на экране появляется изображение деревянной избы) (предположения детей).
Воспитатель: А мы сейчас проверим, посмотрите-ка здесь сундук, что в нем?
Дети: разная одежда.
Воспитатель: как вы думаете, когда люди носили эту одежду?
Дети: в старину, в прошлом, давно.
Воспитатель: поможете навести порядок в сундучке?
Предлагаю «подарить» предметы одежды мужчине и женщине.
А задание мы будем выполнять, разделившись на две команды, и наклеив изображения одежды с помощью техники «коллаж». Как вы хотите разделиться?
Дети делятся на команды (мальчики-девочки или с помощью считалки, или с помощью атрибутов)
Выполнение задания «Коллаж» (наклеивание предметов одежды для мужчины и женщины)
Воспитатель: Вот какие красивые коллажи у нас получились. Какие предметы одежды мы достали из сундучка?
Дети: сарафан, платок, салоп, кичка, рубаха, душегрея, телогрея, зипун, кафтан, кушак, штаны.Воспитатель: А кто из вас знает, что обозначают узоры на рубахах и сарафанах?
Дети: волнистые линии означали - символ воды, красные круги, крест – символ солнца, ромб – символ земли, плодородия, цветы – символ богатстваВоспитатель: А какое значение имели цвета на нарядах в старину?
Дети: Красный цвет означал благополучие, жёлтый – тепло и ласку, синий – радость, чёрный – богатство.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вспомнили все символы одежды прошлых лет. А как стали называться предметы одежды в наше время?
Дети: салоп – пальто, кичка – шляпа, кушак – пояс и др.
Воспитатель: предлагаю продолжить наше путешествие.
Звучит музыка. Появляется картинка «Город будущего».
Воспитатель: Куда же мы попали? (ответы детей)
(на мультимедийной презентации появляются бабушка и дедушка).
Кто нас встречает?
Дети: бабушка и дедушка, пожилые люди.
Бабушка и дедушка: Здравствуйте, друзья. Нас зовут Александр Владимирович и Ирина Александровна. Мы очень давно дружим друг с другом, еще с детского сада. У нас был очень хороший садик под названием «Парус». Мы познакомились, когда были еще маленькими, Саша подошел ко мне и предложил поиграть вместе, дал свою красивую игрушку, он был таким добрым и внимательным. А Ира тоже мне сразу понравилась: она аккуратная, заботливая, веселая, и я подошел с ней познакомиться. А вы дружные, внимательные и трудолюбивые ребята? (Ответы детей)
Воспитатель: Кого-то они мне напоминают, а вам? Так куда же мы попали? (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, в будущее и, похоже, нас встречают Иринка и Саня. А вы бы не могли нам рассказать, как вы жили?
Бабушка и дедушка: Конечно! Мы жили… Мой папа… Моя мама… (звук исчезает)
Воспитатель: Что-то у нас со связью, мы вас не слышим. Ребята, а хотите сами нам рассказать о своей семье, какие у вас родители, чем они занимаются, кем бы вы хотели стать в будущем? А помочь нам могут ваши семейные альбомы, которые вы делали вместе со своими родителями во время проекта «Наша дружная семья».
(Дети берут свои альбомы и рассказывают о своей семье, занятиях и нравственных качествах родителе; называют добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким, высказывают мечты о будущей профессии)
Воспитатель: Молодцы, интересные рассказы получились. Дружные у вас семьи. И как же без мамы, ведь она такая добрая, заботливая, хозяйственная; и без папы – его силы, выносливости, мастерства.
А нам пора продолжать свое путешествие. (на экране появляется изображение избушки Бабы- Яги)
Воспитатель: ребята, посмотрите, куда это мы с вами попали?
Дети: В сказку, к Бабе-Яге. (на мультимедийной презентации появляется злая Баба Яга).
Баба-Яга: Фу-фу, русским духом запахло, опять кто-то пожаловал в мою сказку, только всех своих сказочных героев перессорила и разогнала по лесу, так другие дружные ребята пожаловали ко мне.
Воспитатель: Правильно ли поступила Баба-Яга? Почему? Ребята, как же нам помочь сказочным героям? (ответы детей)
Баба-Яга: ничего вам не поможет, только один «цветок дружбы» может всех опять подружить, а у вас его нет.
Воспитатель: Ничего страшного, я знаю, как его вырастить, вы мне поможете? (ответы детей) Чтобы он вырос, нужно назвать хорошие качества девочек и мальчиков, за которые мы любим друг друга.
Игра «Цветок дружбы»: дети называют положительные качества и присоединяют лепестки к серединке.
Воспитатель: Вот какой красивый цветок у нас вырос. А вот и сказочные герои вернулись к нам! А вы хотели бы превратиться в сказочных героев? Предлагаю двум девочкам и двум мальчикам превратиться в героев сказок, а остальные ребята - волшебники попробуют отгадать, кем они стали.
Дети надевают элементы костюмов сказочных героев и имитируют их поведение, передавая качества характера и их поступки, а другие ребята отгадывают.
Воспитатель: Молодцы ребята, хороших, добрых, смелых и сильных героев вы нам показали. Но что же нам делать с Бабой-Ягой? Может ли Баба-Яга быть доброй? Почему Баба-Яга бывает злой? Может ли она быть не только страшной? Чем ей помочь? Как это сделать?
Дети: Баба-Яга злая, может быть ее кто-то обидел, или у нее что-то болит. Можно развеселить Бабу-Ягу, подарить ей что-то, сказать добрые слова.
(дети говорят для Бабы-Яги комплименты, «дарят» воображаемые подарки)
Баба Яга: Спасибо вам добрые детишки, мне никто никогда не говорил таких хороших слов.
Воспитатель: Оказывается, и Баба-Яга может быть доброй и вежливой.
А нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Понравилось вам наше путешествие? Где мы побывали? Что больше всего понравилось? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (Ответы детей).