Программа по сплочению классного коллектива Давайте жить дружно
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Йошкар – Олы»
Программа
по воспитательной работе на сплочение классного коллектива
«Давайте жить дружно»
(1 класс)
разработала
учитель начальных классов:
Тойгильдина Г. В.
Йошкар– Ола
2014г.
ПРОГРАММА
«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО…»
(на сплочение коллектива класса в начальной школе)
Пояснительная записка
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.
Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств.
Переход из дошкольного учреждения в школу это всегда важный и сложный момент в жизни школьника. Для успешной адаптации ребенка в новой обстановке важно создать условия для формирования классного коллектива, установить нормы взаимоотношений детей со сверстниками.
В любом учебном коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы класса, а также психологический комфорт каждого его члена.
Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети. Поэтому в настоящее время перед учителями возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждение и преодоление разногласий в учебном коллективе, педагогической дезадаптации.
Предлагаемая программа рассчитана на коллектив находящийся в стадии образования, направлена на развитие коммуникативной культуры детей. На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Программа составлена специально для учащихся 1 классов, т.к. переход из ДОУ и «домашних» детей в школу является для них кризисным периодом и поэтому необходимо облегчить преодоление этого периода.
Цель программы: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи:
Развитие сплоченности учебного класса через совместную игровую деятельность;
Формирование коммуникативной компетентности у детей, необходимой для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогом.
Контингент: Программа рассчитана на учащихся 1 класса.
Режим занятий:
Программа состоит из 8 занятий, которые проводятся в первой четверти.
Продолжительность одного занятия – 1 академический час (по усмотрению можно разбивать занятие на более мелкие по продолжительности)
Занятия проводятся регулярно – 1 раз в неделю ( или по усмотрению учителя)
Тематический план
№ Тема занятия Количество часов
1 Давай знакомится 1
2 Мы вместе 1
3 Мы общаемся 1
4 Наш класс 1
5 Вместе – мы команда 1
6 Дерево дружбы 1
7-8 Игра «Все вместе» 2
Занятие №1
Тема: "Давай знакомится"
Цели:
информирование учеников о целях и содержании работы;
Повышение сплоченности группы;
Развитие установки на совместную деятельность.
Материалы: картинки с изображением движущихся веселых человечков, планы для упражнения "Представление", бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, игрушка – талисман группы, ватман, маркер.Ход занятия
Приветствие.
Ведущий с целью информирования детей рассказывает о целях и форме проведения занятия.
Упражнение на знакомство и установление контакта «Мяч по кругу»
Передавая друг другу по кругу мяч, расскажите о себе в следующем порядке:
Меня зовут…
Мне нравится, когда ласково меня называют…
Больше всего на свете я люблю…..
Игра "Путаница"
Играющие становятся в круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу ведущего они соединяют руки попарно. Второй сигнал – теперь нужно соединить левые руки, но уже с каким-то другим человеком (не с тем, с кем соединены правые руки). Задача – не отпуская рук, постараться распутаться и оказаться стоящими в кругу. Если играющие оказались в неразрешимой ситуации, можно предложить одному из них взять на себя ответственность за всю группу и указать ту пару рук, которую можно разъединить, чтобы распутать "мертвый узел".
Упражнение в парах на осознание целей работы «Два ослика»
Дети разбиваются на пары. Каждой паре раздаются разрезные картинки на которых нарисованы ослики. Ослики сначала ссорились, а потом договорились. Детям предлагается понять как им удалось договориться, установить ход событий и расположить картинки в нужной последовательности, наклеив их на лист бумаги.
Каждая пара показывает свой результат и отвечает на вопросы:
Как развивались события в этой истории?
Как осликам удалось договориться между собой?
Легко ли вам было достичь согласия в паре?
Почему важно уметь договариваться?
Установление правил работы в классе
Обсуждаются трудности, возникшие при выполнении предыдущих заданий. Детям задаются вопросы:
Что такое правила?
Зачем они нужны?
Какие правила вы знаете?
На основе этого вырабатываются правила работы в классе и на занятиях:
Говорить по очереди;
не подсмеиваться;
не драться;
уважительно относиться кдруг другу;
говорить о том, что не нравится.
Кроме того, оговаривается, что в некоторых упражнениях будет действовать правило "стоп!"
(т. е. "в этой игре я не участвую!"). Правила записываются на листе ватмана, который вывешивается во время всех последующих занятий класса.
IV. Хоровод
Дети встают в круг, берутся за руки, ведут хоровод, смотрят друг на друга, улыбаются.
Завершение.
Ответы на вопросы: что было интересно, важно, понравилось на занятии? Почему?
Занятие №2
Тема: "Мы вместе"
Цели: закрепление правил работы, сплочение группы, развитие эмпатических способностей и внимания к окружающим.
Материалы: плакат с правилами, различные музыкальные фрагменты.
Ход занятия
Приветствие.
Упражнение «От улыбки станет всем светлей»
Дети встают в круг и все вместе здороваются друг с другом и улыбаются.
1. Упражнение "Шалтай-Болтай"
Ведущий говорит детям следующую фразу: "Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне", а дети поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. При словах "свалился во сне" дети резко наклоняются вниз.
2. Музыкальная мозаика
К игре подбираются различные по настроению музыкальные фрагменты. Дети слушают музыку и выполняют соответствующие ей пантомимические движения, изображая то или иное настроение.
3. Упражнение "Перечисли правила"
Это, по сути, вариант игры "Снежный ком", направленной на воспроизведение правил работы группы. Первый участник называет одно правило, следующий повторяет первое и называет второе, и т. д. В завершение плакат с правилами вывешивается на стену. В дальнейшем строго отслеживается соблюдение правил работы группы.
4. Игра "Геометрические фигуры"
Участники с закрытыми глазами и жужжанием свободно перемещаются в помещении. По хлопку ведущего они должны выстроиться в круг (глаза нельзя открывать ни в коем случае). Игра завершается, когда все участники оказываются в кругу. На это отводится не более 7–10 попыток. Ведущий на доске фиксирует получившиеся фигуры. По окончании игры проводится обсуждение, в ходе которого подчеркивается важность групповой работы: если круг не получился, значит, участники не выполнили задание.
5.Игра «Волшебный стул».
Учитель: «Ребята, мы теперь будем общаться с вами каждый день и мне хочется знать о вас все самое лучшее. Помогите мне познакомиться с вами поближе». Один ребенок садится на отдельный стул перед классом. Для того, кто садится на этот стул, произносятся самые лучшие слова и пожелания, делают ему комплимент. Все ребята говорят по очереди.
Завершение
Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?
Занятие №3
Тема: «Мы общаемся»
Цель: повышение сплоченности класса, развитие эмпатии, формирование коммуникативных умений, обучение навыкам определения и выражения различных чувств.
Материал: картинки с изображением дома, эмоций.
Ход занятия
Приветствие
Упражнение «Привет!»
Ведущий: "Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?"
Беседа о невербальных средствах общения.
Ведущий рассказывает о том, что люди могут общаться и не только при помощи слов, но и при помощи мимики - выражений лица, позы своего тела, при помощи различных жестов, манеры сидеть, стоять, ходить – все это выражает настроение, чувства, эмоции людей. Все это помогает общаться более ярко, выразительно, помогает понять другого. Показывает иллюстрации с изображением эмоций, поз, жестов.
Ведущий объясняет, что выражение лица не всегда подходит к словам, которые говорит другой человек. И предлагает попробовать проиграть такие ситуации.
Вам необходимо произнести слова «Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками (несоответствие между вербальным выражением и «языком тела»).
Упражнение «Рисунок на спине»
Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий раздает последнему стоящему ряду детей картинки с изображением домика. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
Завершение
Упражнение «Рукопожатие по кругу»
Дети пожимают руки друг другу.
Занятие №4
Тема: «Наш класс»
Цель: повышение сплоченности класса; развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков.
Материал: трафареты цветов, фломастеры, карандаши, бумага, ручки, ватман, скотч, табличка с надписью «Наш класс».Ход занятия
Ведущий приветствует вновь собравшихся детей, говорит о том, как он рад снова видеть всех вместе.
Упражнение «Поздароваемся»
Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.
Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
Игра «Наш класс»
Ведущий раздает детям трафареты цветов, предлагает ребенку написать на своем цветке собственное имя, затем предлагается разрисовать, украсить цветок своим именем, и разукрасить имя, чтобы получилось очень ярко и красиво.
«Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы помогут вам их выполнить». Учитель просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Примеры заданий: «Мальчики поднимите вверх цветы», «Девочки поднимите вверх цветы», «Поднимите цветы те, чьи имена начинаются на букву…» и т. д..«Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду звать к доске некоторых ребят, они выйдут сюда и прикрепят свои цветы на доску. Вам надо слушать внимательно: не вас ли я назову. Я прошу выйти к доске всех, кого зовут …( Дима, Юля…). Ребята с помощью учителя крепят свои цветы скотчем на доску и садятся на место. Учитель достает табличку с надписью «НАШ КЛАСС». «Ребята, посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много как и вас, и мы все один класс!».
Завершающее упражнение «Я желаю тебе завтра…»
Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа, себе и соседу слева чего-нибудь хорошего на завтрашний день.
Занятие №5
Тема: «Вместе – мы команда»
Цель: повышение сплоченности класса, развитие коммуникативных навыков.
Материал: ватман, фломастеры, карандаши, листы бумаги.
Ход занятия
Приветствие «От улыбки станет мир светлей»
Упражнение «Что было хорошего за неделю»
Ведущий предлагает выполнить упражнение при этом каждый ребенок должен сказать классу, что порадовало его за минувшую неделю. Ведущий также присоединяется к выполнению этого упражнения.
Упражнение «Построимся»
Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения
Игра «Продолжи фигуру».
Ведущий придумывает животного. На листе он рисует только один его элемент и передает лист по кругу, второй участник игры, продолжив фигуру предполагаемым элементом, передает лист следующему участнику и т.д. Когда изображение животного возвращается к ведущему, он сравнивает получившийся рисунок с задуманным.
Игра «Кочки»
Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.
Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.
Завершающее упражнениеУпражнение "Ботинки".
Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?
Занятие №6
Коллаж на тему «Дерево дружбы»
Цель: повышение сплоченности класса, развитие эмпатии и рефлексии, закрепление полученных умений и навыков.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей, ватман с изображением ствола дерева.
Ход занятия
Упражнение «Аплодисменты другу»
Ведущий предлагает выполнить упражнение. Ведущий называет имя ребенка и после этого все дети ему аплодируют и так по кругу.
Игра «Веселые ладошки»
Все участники группы, стоя в кругу, кладут ладошки одну на ладонь соседа ладошкой кверху, а другую – под ладонь соседа, как бы придерживая ее. По команде ведущего происходит передача сигнала – хлопок в заданном направлении. Затем направление сигнала меняется. Игра повторяется 2-3 раза.
Коллаж «Дерево дружбы»
Ведущий показывает на ватмане нарисованный ствол дерева и предлагает ребятам сделать из этого ствола сильное, могучее, вечнозеленое «Дерево дружбы». Детям раздается цветная бумага, ножницы и клей. Ребята вырезают листочки из бумаги и приклеивают их к стволу.
После выполнения этой работы ведущий вместе с детьми рассматривают дерево, указывая на то какое оно сильное, могучее, все листочки так дружно прижаты кдруг другу, также как и ребята в классе стали дружными.
Ведущий расспрашивает ребят: что понравилось, или не понравилось и почему, что хотели бы добавить, что нового узнали.
В конце занятия ведущий говорит детям о том, что у них это последнее занятие, но впереди их ждет большая игра.
Завершение
Упражнение «От улыбки станет всем светлей»
Дети говорят друг другу спасибо и улыбаются друг другу.
Занятие №7-8
ИТОГОВАЯ ИГРА «ВСЕ ВМЕСТЕ»
Цель: Осмысление опыта, полученного в ходе классных часов: повышение сплоченности, закрепление коммуникативных навыков, умения взаимодействовать, развитие эмпатии и рефлексии.
Оборудование: Задания к конкурсам, ручки и листы бумаги, стулья по кол-ву участников.
ХОД ИГРЫ
Инструкция к игре
Вам предстоит проделать большой путь. Вместе вы будете идти к цели (цель — это большой приз) и увидите, что делать что-то вместе иногда бывает труднее, но уж точно интереснее и веселее.
Вам предстоит принять участие в нескольких конкурсах (этапах). За каждый из них вы будете получать баллы — все вместе или по командам, но в любом случае в конце игры баллы всех команд будут складываться.
Обратите особое внимание, что это — не соревнование между командами: деление на команды необходимо для удобства работы, но между командами допускается взаимопомощь.
Чем больше баллов вы наберете, тем больший приз получите. Кроме того, по результатам каждого конкурса, в зависимости от ваших успехов, вы будете получать ключ-подсказку, по которому в конце игры попробуете угадать, какой именно приз вы заработали.
В конце игры мы сложим все баллы и посмотрим, какой из трех призов вы заработали: маленький, большой или средний.
КОНКУРС "ИНТЕЛЛЕКТ"
Участники игры делятся на 3 команды
Инструкция
Это конкурс, который потребует от вас сообразительности. За каждое правильно выполненное задание команде присуждается 1 балл. Команда, которая быстрее справилась с заданием, может помочь другим командам. Не забывайте, что задача участников — набрать максимальное число баллов на всех. За грубость или шум баллы могут быть сняты.
Работа команд сопровождается негромкой музыкой. По завершении этапа участники получают первый «ключ» от приза («зашумленная» буква «Т»).
Задания по одному для команд:
Дополните предложение:
... — это человек, который шьет одежду.
... — это человек, который водит машину.
... — это человек, который играет на рояле.
Найдите закономерность и запишите недостающее число:
8 7 6 5 ... (ответ: 4)
1…3 ... 5…(ответ: 2,4,6)
8 6 4 ... (ответ: 2)
Отгадай загадки и запиши ответы:
В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)
Я бел как снег.
В чести у всех.
Я нравлюсь вам
Во вред зубам.
(Сахар)
Зелененький,
Полосатенький,
А в середке сладенький.
(Арбуз)
КОНКУРС "КАТАСТРОФА"
Выполняется без деления на команды.
Инструкция
Вы находитесь на борту самолета, который терпит бедствие. Через несколько минут вам грозит неминуемая гибель. Вдруг в салоне появляется волшебник, который предлагает всех спасти. Однако за свое спасение вы должны поделиться с ним самыми лучшими качествами, которые у вас есть. Нужно отдать одно качество за ... участника (ов).
Все решения вы должны принимать вместе, нельзя кричать, ругаться или отмалчиваться. За каждое нарушение — 1 штрафной балл. За каждое качество — 1 балл.
Особое условие: спастись можно только всем вместе, если не хватит положительных качеств хотя бы на одного участника — погибнут все.
Результаты записываются по ходу конкурса.
По результатам этапа дается второй «ключ» от приза («зашумленная» буква «О»).
Объявляются и записываются на доске результаты конкурса «Интеллект».
КОНКУРС "СКАЗКА"
Участники делятся на 3 команды. Каждой команде раздается список с героями, которые должны быть в сказке, которые дети придумают. У кого сказка будет более логичной и короткой, та команда побеждает. Максимальный балл — 10. Чем логичнее и короче концовка — тем больше баллов.
Время на обсуждение — 5 минут, на представление своей сказки — по 1 минуте (общее время этого этапа 15 минут).
Работа команд сопровождается негромкой музыкой.
Результаты объявляются и записываются на доске по мере выступления команд.
По завершении этапа участники получают третий «ключ» от приза («зашумленная» буква «Р»).
КОНКУРС «ДЕТЕКТИВЫ»
Дети делятся на три команды. Ведущий раздает им план схему помещения (класса), где спрятан предмет. У всех команд схемы разные. Детям необходимо отыскать предмет как можно быстрее. По завершении этапа участники получают третий «ключ» от приза («зашумленная» буква «Т»).
После завершения последнего этапа объявляются призеры в номинациях: «Самые интеллектуальные» (по итогам конкурса «Интеллект»); «Самые находчивые» (по итогам конкурса «Катастрофа»); «Самые творческие» (по итогам конкурса «Сказка»); «Самые ловкие» (по итогам конкурса «Детективы»).Необходимо, чтобы были охвачены все участники. По мере объявления призеров в номинациях они подходят к мешку с подарками и с закрытыми глазами на счет «3» вынимают свой приз.
Ведущий демонстрирует участникам гербы классов, выполненные на последнем занятии и дополненные коллективными классными фотографиями. Гербы склеиваются друг с другом по типу сот так, как это делали сами дети на последнем тренинге. Общий герб укрепляется в середине круга.
Ведущий подчеркивает, что все участники игры продемонстрировали способность к взаимной поддержке, удачно дополняли друг друга. Взаимовыручка, наверняка, будет помогать вам не только в играх, но и в учебе и в других делах.
После этого проводится рефлексия: участники, сидя в кругу, обсуждают, что понравилось в игре, как удалось справиться с заданиями, какие встретились трудности. Далее объявляется общее число баллов, складываются все «ключи» от приза, участники зачитывают его название — «ТОРТ».
Игра завершается общим чаепитием (Спонсорами являются родители)
ЛИТЕРАТУРА
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2010.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2009.
3. Вачков И.В. В зеркале сказки //Школьный психолог, № 21, 2011.
4. Прутченков А.С. Школа Жизни. М., 2008.
5. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2001.
6. Родионов В.А. и соавт. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001.
7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.