Программа дополнительного образования Меткий стрелок
Рабочая программа кружка «Меткий стрелок»
для учащихся 6-11 классов
1. Пояснительная записка.
1.1 Программа курса занятий «Меткий стрелок» разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «Об оружии», федеральных государственных образовательных стандартов.1.2. Основанием для содержания программы послужили основные пункты типовой Программы для ДЮСШ по указанной тематике, «Методические рекомендации по ведению начальной военной подготовки в общеобразовательной школе» М 1989 г..
1.3. При реализации Программы используются учебные пособия (плакаты по тематике программы, макеты, справочная литература). Для выполнения практической части Программы используются пневматические винтовки, стандартные мишени типа «П», опрокидывающиеся мишени из расчета по 5 шт. на два огневых рубежа. Практические занятия по стрельбе проводятся в стрелковом тире школы, оборудованном в соответствии с требованиями руководящих документов со строгим выполнением правил ТБ. 1.4. Занятия по курсу предусматривают первоначальное ознакомление с теоретической частью, проведение инструктажа по технике безопасности при обращении с оружием, выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки с их последующим усложнением и выполнение контрольных нормативов.1.5. Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.1.6. При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием и умению его эффективно использовать с целью формирования кандидатов для участия в соревнованиях по стрельбе районного и республиканского уровня.1.7. Программа оказывает помощь в усвоении учащимися знаний и навыков, предусмотренных программой курса ОБЖ для 10 – 11 классов и «Программой проведения учебных сборов с юношами-учащимися 10 классов средних школ» согласно совместному приказу Министерства обороны РФ и Министерства образования № 203;1836.1.8. Программа курса рассчитана на объем 38 учебных часов для 6-11 классов за учебный год, то есть по 1 часу в неделю. Тема занятий могут быть объединены при увеличении количества учебных часов в неделю. При увеличении количества учебных часов, курс по его окончании может быть повторен в течение учебного года. 1.9. В ходе реализации программы используются:– для проведения занятий по теоретической части курса лекционный метод (урок-лекция) и проблемно-поисковый метод проведения занятия; теоретические знания освещаются непосредственно при проведении практических занятий.– для проведения практических занятий по стрельбе из пневматической винтовки используется требования «Методических рекомендаций по ведению военной подготовки в школе», «Правила ТБ при проведении практических стрельб» и Инструкция по охране труда при обращении с оружием на уроках ОБЖ. 1.10. Программу курса рекомендуется реализовать с учащимися 5-9 и 10-11 классов отдельно, однако участвовать в изучении курса могут и учащиеся более младшего возраста и в смешанных группах.
Цель: - организация изучения учащимися школы курса «Меткий стрелок» на кружковой основе, приобретения ими основных теоретических знаний по истории создания различных видов стрелкового оружия, типах и системах отечественного стрелкового оружия, мерах безопасного обращения со стрелковым оружием, а также приобретения практических навыков ухода за стрелковым оружием, выполнения правил его хранения и использования.
Задачи:– формирование у учащихся первичных знаний по истории создания и развития различных видов стрелкового оружия, его современных типах, устройстве и технических характеристиках;– привитие навыков безопасного обращения с оружием, правильного ухода и хранения оружия;– достижение способности учащихся к выполнению первичных приемов стрельбы и развитие результативности в выполнении упражнения по стрельбе из пневматической винтовки.
Формы и режим занятий: 1 раз в неделю
Содержание программного материала
1. Раздел. История создания и развития стрелкового оружия.
1.1. История создания стрелкового оружия.
1. Метательное оружие, его виды, принцип действия и использования. Разновидности метательного оружия с древнейших времен до настоящего времени. Лук и стрелы, арбалеты их возникновение, виды, эволюция.2. Огнестрельное оружие. Возникновение, первые исторические факты использования. Эволюция.Изобретение пороха в Китае. Факты первого применения артиллерии и ручного огнестрельного оружия. Развитие и совершенствование систем и видов огнестрельного оружия.3. Современные виды стрелкового оружия.Виды и системы современного стрелкового оружия. Образцы, находящиеся на вооружении в вооруженных силах различных стран мира. Спортивное стрелковое оружие.4. Отечественные образцы современного стрелкового оружия. Их виды и характеристики.Образцы оружия, состоящие на вооружении в армии РФ. Технические данные автомата Калашникова, винтовки Драгунова, пистолета Макарова, пневматическая винтовка. Боеприпасы.
2. Раздел. Правила безопасного обращения с оружием.
2.1 Правила ТБ при обращении с оружием, хранение и уход за оружием.
2.2. Правила техники безопасности при обращении с оружием.Опасности при обращении с оружием. Инструктаж по технике безопасности согласно требованиям документации.2.3. Возможные последствия нарушений правил ТБ. Правовые стороны вопроса.Примеры несчастных случаев при нарушении правил ТБ при обращении с оружием. Требования руководящих документов по ТБ. Уголовная и административная ответственность.2.4. Правила хранения оружия, порядок его использования при проведении занятий.Хранение огнестрельного и пневматического оружия и боеприпасов к нему. Обращение с оружием на занятиях под руководством преподавателя (инструктора).2.5. Оборудование стрелкового тира (места для стрельбы) и порядок его использования.Огневой рубеж, мишени и их разновидности, пулеулавливатель, требования по освещенности. Звукоизоляции и вентиляции. Правила проведения занятий и тренировок. 2.6. Устройство и технические характеристики пневматической винтовки.Устройство и принцип действия механизма винтовки, назначение деталей и их взаимодействие при работе. Виды боеприпасов. Сила давления рабочей среды при выстреле.2.7. Порядок выполнения упражнения по стрельбе из пневматической винтовки. Требования к учащемуся при выполнении упражнения. Значение дисциплины при выполнении упражнения. Правила и способы прицеливания, заряжания оружия и производства выстрела.
3. Раздел. Практические занятия.
3.1. Выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки.
Практические занятия и тренировки согласно темам с увеличением дистанции и сменой вида мишени. Внутрисекционные соревнования на максимальной дистанции по различным видам мишеней, положений и с учетом норматива времени.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Требования к уровню подготовки: Учащиеся обоснованно излагают вопросы:– основные исторические этапы развития и совершенствования стрелкового оружия;– виды и характеристики основных образцов отечественного стрелкового оружия;– правила безопасного обращения с оружием, порядка его хранения и ухода за ним;Учащиеся имеют представление:– о возможных последствиях нарушения правил обращения с оружием;– об ответственности за нарушение правил техники безопасности и о юридической стороне вопроса;– об устройстве пневматической винтовки, ее технических характеристиках;– об оборудовании стрелкового тира (месте для стрельбы) и порядке его использования; Учащиеся владеют навыками:– первичных приемов выполнения упражнения по стрельбе из пневматической винтовки;– безопасного обращения со стрелковым оружием, его хранения и ухода за ним.– обязательного, точного, немедленного и быстрого выполнения всех указаний и команд преподавателя;
Учебно-тематический план
Примерное распределение учебного материала
Наименование раздела и темы занятия.
Количество учебных часов
Теория
Практика
1. Раздел. История создания и развития стрелкового оружия.
4
1.1. История создания стрелкового оружия.
Метательное оружие, его виды, принцип действия и использования Огнестрельное оружие. Возникновение, первые исторические факты использования. Эволюция. Современные виды стрелкового оружия. Отечественные образцы современного стрелкового оружия. Их виды и характеристики.
2. Раздел. Правила безопасного обращения с оружием. Правила техники безопасности при обращении с оружием
4
2.1. Правила ТБ при обращении с оружием. Хранение у уход за оружием.
Возможные последствия нарушений ТБ. Правовые стороны вопроса.Примеры несчастных случаев и их последствия при нарушении правил ТБ.Правила хранения и использования оружия на занятияхОборудование стрелкового тира.Устройство и технические характеристики пневматической винтовки.Порядок выполнения упражнения по стрельбе.
3. Раздел. Практические занятия
30
3.1. Выполнение упражнения по стрельбе из пневматической винтовки.
30
Всего за курс
38
Тематическое планирование стрелкового кружка 6– 11 кл.
№ п/п
Содержание
Кол. час.
1.
Вводное занятие (инструктаж).Организационное заседание.
1
2.
Общее устройство пневматического оружия:
ложе;
ствол;
приклад;
цевье;
прицельные приспособления (прицельная планка, мушка);
части и механизмы;
- пневматические пульки (виды)
5
3.
Работа частей и механизмов во время заряжания и производстве выстрела
1
4.
Выстрел как физическое явление
1
5.
Угол вылета
1
6.
Явление отдачи
1
7.
Роль зрительного анализатора
1
8.
Значение вестибулярного аппарата
1
9.
Приемы стрельбы: (лежа, с колена, стоя, с упора о стойку)
2
10.
Приемы изготовки к стрельбе
1
11.
Тренировка с оружием без стрельбы
1
12.
Практическое выполнение стрельб из пневматического оружия:
постоянство в прицеливании, влияющие на кучность и рассеивание;
значение пробных выстрелов для корректировки;
постоянство положения туловища и конечностей влияющие на кучность выстрелов;
спуск курка;
дыхание стрелка;
отдых между выстрелами и серией стрельб;
точность одиночного выстрела;
тренировка на выносливость;
психологическая устойчивость;
20
13.
Соревнования между кружковцами
2
Итого
38
Методические рекомендации к программе факультативного курса
С учетом использования опыта проведения факультативных занятий по программе рекомендуется для оснащения материальной базы при проведении занятий применять перекидные (опрокидывающиеся) мишени, по образцу мишеней, используемых на соревнованиях.
Введение норматива времени, а также последовательное увеличение дистанции и смена вида мишеней вызывает у учащихся здоровый интерес к упражнению и спортивный азарт. Кроме того, это способствует постепенному улучшению результатов и выявляет лучших учащихся по способности контролировать свои действия при выполнении упражнения.При проведении занятий по теоретической части курса рекомендуется использовать наглядные пособия (плакаты, макеты оружия и боеприпасов), а также справочный материал, не входящий в учебники.При отсутствии в школе штатного тира место для стрельбы из пневматической винтовки может быть оборудовано в соответствии с рекомендациями по оборудованию места для стрельбы из пневматической винтовки.При проведении практических занятий наиболее эффективна их продолжительность не более 2 учебных часов в условиях стрелкового тира (места для стрельбы).Жесткие требования соблюдения дисциплины и правил безопасности вплоть до немедленного и безвозвратного отстранения нарушителя от занятий за любой факт нарушения являются обязательным условием при проведении занятий по курсу.Ведение журнала посещения занятий проводится в обязательном порядке с отметкой о прохождения каждой темы курса. Допуск учащихся к практическим занятиям может быть произведен только после прохождения в установленном порядке инструктажа по ТБ.
Литература:
1. Закон РФ « Об образовании»;2. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»;3. Закон РФ «Об оружии»:4. Уголовный кодекс РФ;5. Кодекс об административных правонарушениях;6..«Методические рекомендации по ведению военной подготовки в общеобразовательной школе»;7.«Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе».8. «Справочник по стрелковому оружию»9. Наставления по стрелковому делу.10. Типовая программа для ДЮСШ по курсу «Пулевая стрельба», «Биатлон».
ПОЛОЖЕНИЕ
О школьном кружке «Меткий стрелок»
Общее положение
1.Настоящее положение определяет порядок создания, организацию деятельности, задачи и условия осуществления деятельности кружка «Меткий стрелок» , его финансирование и материально-техническое обеспечение, а также устанавливает права и обязанности лиц отвечающих за кружок
Школьный кружок является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе обучения , повышения физической подготовки, увеличению работоспособности, тренировке и совершенствованию нервной системы, развитию силы воли и настойчивости, умению владеть эмоциями в любых экстремальных ситуациях .
2. Основные цели
Привлечь детей и педагогов к активным формам повышения физической подготовки.
Сделать более разнообразными, эффективными, целостными формы работы по гражданскому патриотическому воспитанию.
Выявить лучших спортсменов для участия в городских соревнованиях по стрельбе.
3. Основные задачи
Способствовать улучшению здоровья: повышению физической подготовки, увеличению работоспособности, тренировке , развитию силы воли.
Отвлечь молодежь, от таких вредных привычек, как курение, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, токсикомании, просто безделья и лени.
Подготовить молодежь к службе в Вооруженных Силах России, к защите Отечества.
Формировать профессиональный интерес.
Повышать образовательный уровень у детей и привлекать их к участию в районных соревнованиях
Содействовать в профессиональной ориентации детей.
4. Содержание и оформление работы
Свою работу кружок «Меткий стрелок» осуществляет в тесной связи с решением образовательных и воспитательных задач проводимых школой.
Организационная подготовительная работа кружка:
- установление контактов и выявление возможной помощи от администрации;
- оповещение, рекламирование и выявление желающих заниматься в кружке;
- выявление и ремонт помещения для стрельбы, ожидания и отдыха, хранения оружия, его чистки и ремонта, для работы судейской коллегии.
- приобретение необходимых материалов для оборудования тира или места для стрельбы, оружия и запасных частей к нему, стального шкафа-сейфа для хранения оружия и пуль, мишеней, инструментов, приборов, плакатов, литературы;
- оборудовать тир или место для стрельбы согласно инструкции;
Учебно-воспитательная работа кружка:
- составление плана занятий
- обучение приемам и правилам стрельбы;
- соблюдение меры безопасности ;
- воспитание любви к оружию;
- укрепление физической подготовки;
- прививание любви к стрелковому спорту;
воспитании у стрелков коллективизма, патриотизма и товарищества.
5. Руководство работой кружка
Кружок организует свою работу на основе самоуправления.
Работу кружка направляет руководитель кружка, назначаемый руководством школы. Руководитель кружка разрабатывает планы работы; организует практические тренировки, готовит материальную базу для проведения занятий, составляет программу .
Направляет и осуществляет педагогическое руководство кружка заместитель директора образовательного учреждения .
6. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности школьного кружка.
1.Материально-техническое и финансовое обеспечение кружка (приобретение учебных пособий, винтовок, канцелярских принадлежностей, оборудования ) за счет внебюджетных средств и спонсорской помощи.
8.Реорганизация и ликвидация
Реорганизация кружка «Меткий стрелок» осуществляется по решению органов образовательного учреждения.
Ликвидация школьного кружка осуществляется по решению руководства образовательного учреждения .
ИНСТРУКЦИЯ
По пулевой стрельбе из пневматического оружия
1. Меры безопасности и правила выполнения стрельбы из пневматического оружия
Линия мишеней оборудуется только на глухой стене помещения, где нет дверей. На входной двери тира обязательно надо сделатьпрочный внутренний запор.
Недопустимо пренебрежительное, легкомысленное обращение с пневматическим оружием. Это может привести к трагическим последствиям. Пули выбрасываются из ствола винтовок повышенного качества со скоростью до 170 м/с и летят на расстояние до 150 м. Поэтому необходимо строго соблюдать все меры безопасности, как и при стрельбе из огнестрельного оружия. Перед каждой стрельбой надо обязательно проводить наружный осмотр оружия и подтягивать крепежные винты.
Для проверки отсутствия пули в канале ствола необходимо открыть ствол и повернуть его вниз на угол около 30 , преодолев упругость боевой пружины, но не ставить боевой взвод поршня на шептало. Затем, удерживая ствол в повернутом на 30 положении, посмотреть на свет в канал ствола и убедиться, что пули нет. Медленно опустить ствол и положить оружие на стол или поставить в пирамиду.
Меры безопасности при стрельбе в тире
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1.Брать и заряжать оружие без команды руководителя стрельбы.
2. Прицеливаться и направлять даже незаряженное оружие на людей, в стороны и в тыл.
3. Трогать спусковой крючок во время заряжения до прицеливания и после стрельбы.
4. Оставлять заряженное оружие без присмотра.
5. Выносить заряженное оружие с огневого рубежа.
6. Хранить оружие в заряженном состоянии.
7. Шуметь и отвлекаться от стрельбы.
8. Находиться на огневом рубеже посторонним.
9. Трогать чужое оружие.
СТРЕЛОК ОБЯЗАН:
Выполнять все команды руководителя стрельбы.
Держать даже незаряженное оружие только стволом в направлении стрельбы, а при переходах – стволом вверх, удерживая его около мушки.
Стрелять только после команды «ОГОНЬ» и до команды «ПЕКРАТИТЬ ОГОНЬ».
О неисправности оружия докладывать руководителю стрельбы.
Прекратить стрельбу при появлении в огневой зоне человека.
После стрельбы убедиться, что оружие разряжено.
Бережно относиться к оружию.
Правила выполнения стрельбы в пневматическом тире
Действия и команды руководителя стрельбы и дежурных по тиру
Действия стрелков стреляющей смены
1. Руководитель стрельбы проверяет подготовку тира. Командует: «ОЧНРЕДНАЯ СМЕНА, ЗАХОДИ». Дежурный у входа впускает очередную смену.
Стрелки очередной смены заходят в тир и становятся напротив указанного оружия на линии предварительного старта.
2. Объясняет упражнение и напоминает меры безопасности. Командует: «НА ОГНЕВОЙ РУБЕЖ ШАГОМ МАРШ!»
Подходят на огневой рубеж. Проверяют целость контровки прицела краской или лейкопластырем.
3. Командует «РАЗДАТЬ ПУЛИ». Раздатчик пуль выдает пули согласно упражнению
Проверяют количество пуль и качество пуль, дефектные заменяют
4. Командует «ПРИГОТОВИТЬСЯ». Проверяет готовность к стрельбе и помогает устранить ошибки изготовки
Изготавливаются к стрельбе согласно упражнению и устраняют ошибки
5. Командует «ЗАРЯЖАЙ». «ОГОНЬ». Все время следит за правильностью стрельбы и соблюдением мер безопасности при стрельбе. Устраняет ошибки стрелков
Отстреливаются полученными пулями. Открывают ствол на 30 (но не ставят боевой взвод на шептало!), проверяют на свет отсутствие пули в канале ствола, осторожно кладут оружие в направлении стрельбы. При отказе оружия – докладывают руководителю стрельбы
6. Командует «ПРЕКРАТИТЬ ОГОНЬ» - при необходимости прервать стрельбу, «РАЗРЯДИТЬ ОРУЖИЕ» - если надо окончит стрельбу
Прекращают стрельбу и, если будет команда, разряжают оружие и ждут последующих команд
7. После окончания стрельбы всей смены и проверки открытия стволов всего оружия командует: «К МИШЕНЯМ ШАГОМ МАРШ!»
Доклад: «УЧЕНИК(ЦА) СТРЕЛЬБУ ОКОНЧИЛ(А)». Подходят к своей мишени, не трогая ее, находят свои пробоины
8. Проверяет мишени, объясняет результат стрельбы
При подходе руководителя стрельбы докладывают: «УЧЕНИК(ЦА) (фамилия)». Выясняют ошибки
9. Командует: «КРУГОМ, ИЗ ТИРА ШАГОМ МАРШ!». Дежурный у входа выпускает отстрелявших
Поворачиваются и выходят из тира
Учащимся необходимо помнить, что пули свинцовые, и поэтому нельзя после стрельбы , трогать руками лицо, протирать глаза, а также дотрагиваться до одежды и мебели, так как свинец вреден и оставляет следы. После стрельбы надо тщательно вымыть руки.
1.4. При реализации Программы используются учебные пособия (плакаты по тематике программы, макеты, справочная литература). Для выполнения практической части Программы используются пневматические винтовки, стандартные мишени типа «П-6», опрокидывающиеся мишени из расчета по 3 шт. на каждое место огневого рубежа. Практические занятия по стрельбе проводятся в стрелковом тире школы или специальном месте , оборудованном в соответствии с требованиями руководящих документов со строгим выполнением правил ТБ.1.5. Занятия по курсу предусматривают первоначальное ознакомление с теоретической частью, проведение инструктажа по технике безопасности при обращении с оружием, выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки с их последующим усложнением и выполнение контрольных нормативов.1.6. Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками/1.7. Программа курса рассчитана на объем 38 учебных часов за учебный год. Темы занятий могут быть объединены при увеличении количества учебных часов в неделю.
1.8. По окончании изучения курса:1.9.1 Учащиеся должны знать:– основные исторические этапы развития и совершенствования стрелкового оружия;– виды и характеристики основных образцов отечественного стрелкового оружия;– правила безопасного обращения с оружием, порядка его хранения и ухода за ним;1.10.2 Учащиеся должны иметь представление:– о возможных последствиях нарушения правил обращения с оружием;– об ответственности за нарушение правил техники безопасности и о юридической стороне вопроса;– об устройстве пневматической винтовки, ее технических характеристиках;– об оборудовании стрелкового тира (месте для стрельбы) и порядке его использования;1.11.3 Учащиеся должны овладеть навыками:– первичных приемов выполнения упражнения по стрельбе из пневматической винтовки;– безопасного обращения со стрелковым оружием, его хранения и ухода за ним.– обязательного, точного, немедленного и быстрого выполнения всех указаний и команд преподавателя курса;1.12. В ходе реализации программы используются:– для проведения занятий по теоретической части курса лекционный метод (урок-лекция) и проблемно-поисковый метод проведения занятия;– для проведения практических занятий по стрельбе из пневматической винтовки используется требования «Методических рекомендаций по ведению военной подготовки в школе», «Правила ТБ при проведении практических стрельб» и Инструкция по охране труда при обращении с оружием на уроках ОБЖ.1.13. Контроль знаний по пройденным темам теоретической части производится по пятибалльной системе путем контрольного опроса или тестирования. Контроль знаний правил ТБ при проведении занятий и обращении с оружием проводится по зачетной форме с допуском к занятиям только при безусловном знании темы. Контроль качества выполнения нормативов по стрельбе производится по пятибалльной системе в соответствии с результатами и характером упражнений.1.14. Программа курса реализуется с учащимися 6 – 11 классов школы.
15