Классный час на тему Ребята, давайте жить дружно!
Классный час
Тема: Ребята, давайте жить дружно!!!
Цель: воспитание высоконравственных людей.
Задачи:
1.помочь учащимся стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;
2.содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;
3.учить нести полную ответственность за свой выбор;
4.научить интерпретировать происходящее с точки зрения общих основ жизни собственным отношением к тому или иному явлению.
· Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий.
· Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
· Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
В начальном школьном возрасте очень важно научить детей быть человечными, ценить друзей, заботиться о ближних людях. Цель данного классного часа – формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей. Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Актуальность: Суть воспитания мы видим в подготовке человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина, т.е. формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе
а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.
б) коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Режим работы: 1 этап. Индуктор. Создание эмоционального настроя, включение чувств, создание личного отношения к предмету обсуждения.2 этап. Работа с материалом. На этом этапе все виды работы проводятся в 3 формах: индивидуальная форма (самоконструкция), групповая форма (социоконструкция) и общеклассная (социализация). 3 этап. Афиширование 4 этап. Рефлексия
Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)
Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми человек размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.
Оборудование: запись песни М Минкова "Песня о дороге добра”, карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки со словами.
Ход работы:
1 этап. Индуктор
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его со знакомого вам мультфильма (песня кота Леопольда «Если добрый ты»)
-Ребята, о каком человеке поет Леопольд?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Да, о доброте.
-С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
-Поможет вам в этом следующий слайд 1 слайд
-Выслушиваются ответы детей
Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты за ответом на такой вопрос
«Что произошло бы с миром, если не было доброты?» 2 слайд
2 этап. Объявление темы урока?
3 этап. Работа с материалом
а) Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю 3 слайд Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
б) Назовите синонимы к слову добрый: отзывчивый, хороший, нравственный, честный, порядочный, вежливый, заботливый и т.д.
в) Запишите на карточках, что никогда не сделает добрый человек (работа в группах)
Добрый человек никогда: не обманет, обидит, убьет, украдет, ударит, сделает больно, бросит в беде, оставит без помощи и т.д.
Ребята, в какой книге написаны все эти слова (в библии, показать ее)
г) А что такое библия ?
Библия – это книга, содержащая мифы христианской религии.
А теперь вернемся к теме нашего урока:
-Что произошло с миром, если не было доброты?»
е) В библии написаны так же и притчи. Притча – это рассказ с нравоучением. А теперь прослушайте притчу 4слайд
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь
Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
-Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте и не забыли «Добрый поступок».
-Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? 6слайд
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере библии, притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
ж) «Восстановите пословицы» (работа в группах)
1) Жизнь дана на.дела
2) Мир не безлюдей
3) .. слово и железные ворота открывает.
4) слово человеку, что дождь в засуху
От какого слова произошли все эти слова? (доброта)
з) Какая пословица подходит к этой притче.
Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
и) Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим Я называю сказочного героя
Физминутка (добрый герой – похлопали в ладоши, злой герой – закрыли глаза руками).
Игра «Сказочный герой – добрый и злой»
Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа – Карло
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
д) Чтение стихотворения. 5слайд
Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит
Себя для ближних не жалеть.
к) Вот ребята, мы и добрались до Доброй земли.
Изготовление коллажа.
Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
Первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам слова. Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце вместо лучиков.
Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый,
скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный жадный, крикливый
Солнце дает жизнь на Земле, значит, на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
Вторая команда приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут добрые (крепкие) корни.
Третья команда напишет на цветах добрые мысли.
Четвертая команда напишет на плодах добрые поступки
Добрые слова – корни 8слайд
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады (открыть в последнюю очередь)
Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Мне кажется, что здесь кого – то не хватает. Конечно же, нас!!! Наших добрых сердец!!!
Продолжение жизни на картине, на нашей Земле зависит от нас, от того какие поступки будем совершать (подпишите свои «сердца», приклейте на картину и выскажите свои отзывы о нашем уроке: Какие поступки будете совершать?
Чему мы учились на уроке? Что понравилось на уроке?
О чем расскажите родителям?
3 этап. Рефлексия.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! 9 слайд
Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. 10 слайд
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И приглашаю всех исполнить песню.
Коллективное исполнение песни "Дорогою добра ”.
Ученик: Стихотворение Константина Романова, написанное в 1886 году «Молитва»
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышлением.
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биением.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить.
Что вы принесете в этот мир – радость или слезы, созидание или разрушение?
-Назовите сказку, где совершали добрые поступки:
1) –Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2)- Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4)-Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
-Назовите героев, которые совершали добрые поступки:
1.Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2.Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3.Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4.Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
5.Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)
6..Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.
15