Здоровьесберегающая среда как основа успешного обучения детей
Здоровьесберегающая среда как основа успешного обучения детей.
Майоров Н.А. учитель физической культуры ГБОУ СОШ с. Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области
Величайшее богатство общества - здоровье детей. Становится все более очевидным то, что мы далеко не все предпринимаем, чтобы сохранить и приумножить это богатство. Вот почему сегодня актуальной становится задача- внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы, которые не наносят ущерба здоровью ребенка, а способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учителя в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. В реальной практике гораздо важнее выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние учащихся, но и, напротив, укреплял их силы и возможности. Основные задачи школы, которая работает над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять свое здоровье.
Термин « здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемом, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно- воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
Разнообразные психолого- педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
В нашей школе наработан богатый позитивный опыт по созданию здоровьесберегающей среды. Учителями начальных классов разработана авторская программа « Азбука здоровья», в четырех разделах для учащихся начальных классов. В школе сделан информационный стенд совместно с учащимися. Между разделами имеется тренажер «Попрыгушки», где дети занимаются во время перемены и после уроков. Учащиеся, родители и гости на этом стенде могут много узнать о спорте, о питании, о полезных витаминах, о вредных привычках.
Для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, стремлении творить свое здоровье в школе организуется внеурочная деятельность. « Уроки подвижных игр» в начальных классах, в 5-9 классах- спортивные игры (баскетбол, волейбол, национальные игры) .
С большим интересом занимаются дети в спортивном зале, оборудованном тренажерами, сделанными самими детьми. Здесь, например, есть все необходимое для укрепления мышц спины, чтобы осанка была правильной. По словам нашего фельдшера уже в течение последних пяти лет в школе нет учащихся с нарушением осанки.
На территории школы размещается спортивная площадка, на которой дети играют в футбол, в подвижные игры или занимаются на гимнастических снарядах. В этом году своими силами и с помощью родителей установили на спортплощадке физкультурно- оздоровительный комплекс.
Большое внимание в целях укреплении здоровья уделяется внеурочным и внеклассным формам работы. Более 90% учащихся нашей школы охвачены занятиями в кружках и секциях. Филиал дополнительного образования «Прометей» предоставляет своим ученикам целостную систему дополнительного образования, способствующую творческому и культурному развитию детей; легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, лыжные гонки. Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате дети получают положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом. Таким образом, система внеурочной занятости детей, складывающаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной. Все это с успехом используется для формирования здорового образа жизни учащихся.
Коллектив школы прекрасно осознает, насколько важным является воспитание молодого поколения здорового физически и духовно. Мы, учителя физической культуры, на своем личном примере стараемся показать ребятам, как полезно заниматься физической культурой и спортом. Под руководством администрации школы ребята принимают участие во всех районных мероприятиях и добиваются больших спортивных результатов. Наши ученики входят в сборную района по лыжным гонкам, легкой атлетике, шахматам. В этом году учителя школы принимали участие в областных соревнованиях и это, я считаю, хороший стимул для того, чтобы наши ребята занимались спортом.
Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровы и развиты не только личностно. Интеллектуально, духовно, но и физически.
На базе школы регулярно проводится соревнования по легкоатлетическому кроссу, лыжным гонкам, пешие туристические прогулки, подвижные игры на свежем воздухе. Все эти мероприятия позволяют развиваться учащимся максимально эффективно физически, что способствует реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями (совместная подготовка и проведение внеклассных мероприятий, индивидуальные консультации, родительский лекторий по здоровьесбережению, встреча со специалистами).
Успешность реализации задач по созданию здоровьесберегающих технологий в школе и формированию у учащихся здорового жизненного стиля достигается благодаря отлаженной работе всех структурных подразделений нашей школы. Только совместная работа медиков, педагогов и психологов по профилактике, укреплению здоровья учащихся и учителей, воспитанию и пропаганде здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников
Список литературы;
Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у школьников
- Волгоград; учитель, 2011 г.