Проведение стартовой диагностики в 1 классе
МКОУ «Мировская основная общеобразовательная школа»
Панинского муниципального района Воронежской области
Стартовая диагностика
в 1 классе
УМК «Школа России»
Подготовила
учитель начальных классов
Подшибякина Татьяна Николаевна
2015 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что Вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе в отсутствие родителей.
В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.
При проведении группового обследования следует придерживаться следующих правил:
1. Если Вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.
Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследования детей анкетные листы.
Пригласите детей в класс без родителей. Заранее предупредите родителей, каким образом будет проходить работа.
Предложите детям сесть за парты по одному, обратите особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.
Приготовьте каждому ребенку набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.
Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований.
Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста.
Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте 1-е задание».
Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75 %) закончили выполнение предыдущего.
10. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более3минут. При переходе к чтению следующего задания предупредитеоб этом словами: «Слушайте следующее задание».
П. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15-20 минут.
12. Поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова «очень хорошо», «вы молодцы», «я вижу, у вас все замечательно получается».
При проведении индивидуального обследования постарайтесь выполнить следующие условия:
Заранее познакомьтесь с медицинской картой и с результатами группового обследования ребенка. При наличии в выполнении заданий ошибок, неточностей обратитесь к этим заданиям еще раз при индивидуальном обследовании, чтобы выяснить причины происхождения ошибок и степень обучаемости ребенка.
Индивидуальное обследование проводите с каждым ребенком таким образом, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.
Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий сразу же заносите в карту.
Обследование лучше проводить без родителей. Только в случае беседы с особо застенчивым и робким ребенком можно предложить кому-либо из родителей присутствовать в помещении, но лучше не рядом с ребенком.
На своем столе заранее в определенном порядке расположите необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.).
Пригласите ребенка в класс, назвав его по имени, предложите удобно расположиться около своего стола. До начала беседы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность, перевозбужденность )
Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10-15 минут.
Предлагаемое экспресс-обследование включает следующие разделы:
- обследование состояния пространственного восприятия;
выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);
проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
- выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;
- выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
- обследование фонематического слуха и восприятия;
обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
обследование состояния моторики и зрительно-моторных координации.
СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ И ЗАДАНИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
(проводится в начале сентября)
I этап - групповое обследование
ЗАДАНИЕ 1
Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.
Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).
Оценка выполнения задания:
баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.
балл - существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.
балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорцию между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.
балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.
В случае, если фигура изображена «нетвердой» рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
ЗАДАНИЕ 2
Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, крашенную в черный цвет.
1.Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.
Оценка выполнения задания:
0 баллов - не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.
1 балл - выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.
балла - выполнены верно два или три пункта задания.
балла - все пункты задания выполнены верно.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
ЗАДАНИЕ 3
Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье
задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе?
Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)
2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
баллов - есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.
балла - одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
балла - обе задачи выполнены верно.
ЗАДАНИЕ 4
Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».
Оценка выполнения задания:
0 баллов - сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник).
балла - сравнение проведено верно (нарисован один круг).
ЗАДАНИЕ 5
Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания: «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».
Оценка выполнения задания:
0 баллов - задание не принято, линия не проведена.
балла - линия проведена к птицам.
балла - линия проведена правильно (к зверям).
ЗАДАНИЕ 6
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Текст задания: «Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней.
Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».
Оценка выполнения:
0 баллов - отсутствие дифференциации звуков [с] - [з1, [с] - [ц], [с] - [ш] или полное непринятие задания.
1 балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-|з]).
2 балла - выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет.
3 балла - правильное выполнение задания.
ЗАДАНИЕ 7
Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания: «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко - звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».
Оценка выполнения:
О баллов - непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек».
балла - наличие ошибок в один звук.
балла - правильное выполнение задания.
ЗАДАНИЕ 8
Цель: выявить интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; выявить способность правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".
Текст задания: «Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника), Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.
Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".
Оценка выполнения:
балла - все выполнено верно;
2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания;
1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания;
О баллов - задание не выполнено.
После проведения групповой работы по предложенной программе у Вас появятся данные об уровне развития у каждого ребенка:
зрительного восприятия (задание 1);
пространственного восприятия (задание 2);
представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3);
умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);
умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5);
сформированности фонематического слуха и восприятия (задание 6);
сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания б, 7);
мелкой моторики и зрительно-моторных координации (задания 1,2);
сформированности произвольности (умение следовать указаниям).
ЛИТЕРАТУРА
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
[Текст] / Л.И. Божович. - М., 1968. - 464 с.
Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992. -270 с.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе Текст] / Н.И. Гуткина. - 4-е изд., перераб, и допол. - СПб.: Питер, 2006. -208 с.
Нижегородцева, Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст]: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М: Владос, 2001. - 256 с.
Цеханская Л.И. Диагностика уровня овладения некоторыми элементами предпосылок учебной деятельности. М., 1970. - 29с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. -554 с.
Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тез. Всесоюз. науч. конф. Минск, 29 ноября - 2 декабря 1971 г. М., 1971. 4 1. с.6-7.
Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 915